Выступление на заседании президиума Совета законодателей по вопросу: "О законодательном обеспечении деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации" 13 апреля 2011 года (г.Москва)

13 апреля 2011

Уважаемые коллеги, добрый день!


Рад приветствовать всех присутствующих.


Сегодня нам предстоит рассмотреть вопрос “О законодательном обеспечении деятельности уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации”.


Думаю, все согласятся – вопрос действительно важный. В последние годы “детская” тема неоднократно поднималась и руководством страны, и нашей общественностью.


Но прошлый год, пожалуй, стал переломным. Я имею в виду Послание главы государства Федеральному Собранию в 2010 году. Красной нитью которого стали проблемы детства в России.


Совсем недавно, в своём обращении к участникам съезда региональных уполномоченных по правам ребёнка, Президент России поставил задачу “создать в обществе атмосферу нетерпимости к любым нарушениям прав несовершеннолетних”.


Дорогие друзья!


Здесь у нас очень много  проблем: преступления в отношении детей, детская безнадзорность и преступность, вопросы международного усыновления.


Недопустимо высок уровень бедности в семьях с детьми (особенно молодых, неполных и многодетных). Значительна численность уязвимых групп детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов. 


Причём важной особенностью российского сиротства является высокая и постоянно растущая доля так называемых социальных сирот (родители которых живы).


Особенно беспокоит чрезмерная распространённость судебного механизма лишения родительских прав. Причём в последние годы появилась порочная практика изъятия детей именно из бедных семей.


Учитывая специфику социальной бедности российских семей, о которой я уже говорил, считаю, что аморально и недопустимо изымать детей из родной и близкой среды. Здесь необходимы иные меры. Надо поддерживать, а не разрушать семьи.


В прошлом году исполнилось 20 лет со дня ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребёнка.  Мы приняли на себя обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с Конвенцией.


Сегодня во всём мире одним из механизмов обеспечения всесторонней защиты прав, свобод и законных интересов детей является именно институт Уполномоченного по правам ребёнка.


Как вы знаете, первые из них появились в отдельных субъектах России в рамках пилотного проекта Детского Фонда ООН и Минтруда России ещё в 1998 году.


Тогда их было всего пять. На сегодняшний день подобные органы учреждены в 70-ти субъектах России.


Уважаемые коллеги!


У нас действует порядка 19 федеральных ведомств, которые в той или иной степени занимаются “детскими” вопросами. Но между ними нет чёткой системы взаимодействия. Это не позволяет в полной мере использовать их потенциал.


Получается как в знаменитой басне Ивана Андреевича Крылова про лебедя, рака и щуку. “А воз и ныне там”.


Задача детских уполномоченных – создать действенную систему, объединяющую власть и общественные организации, стать модератором эффективных действий. Главное, чтобы это были неравнодушные, смелые и энергичные люди.


Нам следует модернизировать социальные службы. Считаю, что, прежде всего, необходима реформа органов опеки и попечительства.


Надо решать вопросы обеспечения прав детей в детских домах и коррекционных учреждениях, социального сопровождения выпускников интернатов, обеспечения прав детей-сирот на жилье.


Удовлетворить потребность семей в детских садах, в качественном отдыхе и оздоровлении детей.


Важно заниматься профилактикой предотвращения преступности в отношении детей и детской подростковой преступности, насилия в семье, и многим, многим другим.


В регионах сегодня сложилась различная практика функционирования института Уполномоченного по правам ребёнка. В ряде субъектов они действуют при представительных или исполнительных органах власти. Где-то при Уполномоченных по правам человека. Кое-где функционируют автономно.


Хочу особо подчеркнуть, что Президент России акцентирует внимание на том, что институт Уполномоченного должен быть независим от власти. Что нам не нужен ещё один бюрократический аппарат.


Уполномоченный по правам ребёнка – это глашатай проблем наших детей.


Среди предложений регионов, пожалуй, наиболее часто встречается идея разработать и принять рамочный федеральный закон об Уполномоченном по правам ребёнка. Распространить на “детских” омбудсменов права и полномочия, которые установлены в Федеральном конституционном законе “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”.


Понятно, что законодательство нужно менять. Но менять обдуманно. Как известно: “Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества”.


Поэтому давайте вместе обсудим, какие законодательные акты нужны и будут работать эффективно.


Коллеги!


Итогом сегодняшней работы должны стать конкретные предложения по совершенствованию деятельности института уполномоченных по правам ребёнка в регионах на региональном и федеральном уровне.


Рассчитываю на продуктивный диалог.