Выступление на заседании президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ по вопросу "О совершенствовании законодатальства субъектов РФ в сфере охраны здоровья"

2 февраля 2011

Уважаемые коллеги!


Сегодня мы рассматриваем вопросы совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.


Актуальность этой темы обусловлена тем, что в прошлом году началось обновление федерального законодательства в здравоохранении. Приняты важные и долгожданные законы “Об обращении лекарственных средств» и «Об обязательном медицинском страховании”.


Уважаемые коллеги!


В наступившем году формирование федеральной законодательной базы в сфере здравоохранения продолжится. Как вы знаете, ожидается внесение в Государственную Думу проекта федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. Это базовый закон для сферы здравоохранения. Необходимость его принятия отмечается всеми субъектами Российской Федерации.


Предлагаю провести специальное заседание Совета законодателей по обсуждению этого законопроекта.


Минздравсоцразвития России готовит проекты законов “О биомедицинских клеточных технологиях”, “Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами”.


Считаю, что региональные законодатели должны принять активное участие в этой работе.


Коллеги!


В субъектах Российской Федерации идёт постоянный процесс совершенствования регионального законодательства в сфере охраны здоровья.


Спасибо всем законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации, кто по нашей просьбе представил информацию о правовом обеспечении этих вопросов на своих территориях.


Во всех регионах идёт реализация приоритетного национального проекта “Здоровье”, проведена работа по формированию программ модернизации здравоохранения, действуют региональные целевые программы. Принимаются нормативные акты по дополнительной социальной поддержке социально незащищённых групп населения, а также медиков.


Полученные от вас материалы показывают, что во многих регионах законодательное обеспечение сферы здравоохранения “даст фору” федеральному регулированию.


Ваши предложения будут обобщены и переданы в наш профильный Комитет по социальной политике и здравоохранению для подготовки соответствующих поправок.


Коллеги!


Несмотря на то, что вопросам развития здравоохранения сегодня уделяется значительное внимание на государственном уровне и многие проблемы удалось сдвинуть с “мёртвой точки”, качество и доступность медицинской помощи всё ещё остаются недопустимо низкими.


Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения полностью довольны качеством медицинской помощи только 4 процента нашего населения. “Относительно” довольны – менее одной трети россиян. Это ничтожно мало. Такая же ситуация и в сфере лекарственного обеспечения.


Вам, как представителям регионов, хорошо известно, что чем дальше от центра – тем хуже медицинская помощь. А зачастую в глубинке её вообще получить невозможно – нет медицинских учреждений, нет квалифицированного персонала.


Хочу выделить главные задачи в разработке нового законодательства в сфере охраны здоровья.


Во-первых, необходимо преодолеть государственное недофинансирование отрасли. Несмотря на то, что с 2002 года финансирование отрасли увеличилось в 5 раз, наша страна тратит на здравоохранение в 2 раза меньше средств, чем восточно-европейские страны.


Во-вторых, надо чётко разграничить бесплатные и платные медицинские услуги. Наши граждане должны иметь реальные гарантии бесплатной качественной медицинской помощи.


В-третьих, оптимизация числа медицинских учреждений не должна приводить к их ликвидации.


В-четвёртых, нужно решить вопрос лекарственного обеспечения льготников. Нельзя их делить на “федеральных” и “региональных”. Все нуждающиеся в лекарствах должны иметь равное обеспечение вне зависимости от места проживания.


Ещё один очень актуальный вопрос – государственные закупки лекарств и оборудования в медицине. Действующий порядок себя дискредитировал. И его надо менять.


Абсолютно солидарен с позицией Президента России, что действующий Закон о госзакупках своей функции не выполнил – “заложенные в нём цели, к сожалению, во многом остались декларациями”.


Новая редакция закона о госзакупках должна устранить его недостатки. Мы над этим активно работаем. Нам очень важны ваши конструктивные предложения.


Конечно, этот перечень не исчерпывающий. Надеюсь, он будет продолжен в ваших выступлениях.


Коллеги!


Гиппократ говорил: “работа необходима для здоровья”. Поэтому давайте будем работать во имя здоровья наших граждан.


Благодарю за внимание!