Выступление на пленарном заседании 19-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ): "Политика и безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе" 24 января 2011 года (г.Улан-Батор)

24 января 2011

Уважаемый господин Накасонэ!


Уважаемый господин Дэмбрэл! 


Уважаемые дамы и господа!


Прежде всего, разрешите искренне поблагодарить Великий государственный хурал Монголии и всех наших монгольских коллег за тёплое гостеприимство и прекрасную организацию 19-й сессии АТПФ. Мне особенно приятно выступать в Улан-Баторе, на дружественной монгольской земле, с которой меня связывают многие годы работы и жизни.


Прошёл ровно год со времени нашей последней встречи в Сингапуре. За этот период в мире и в Азиатско-Тихоокеанском регионе произошло много важных событий. Их анализ показывает, что благодаря многосторонним усилиям международное сообщество начинает шаг за шагом преодолевать негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса.


Такие выводы содержатся в итоговых документах саммита “Группы двадцати” в Сеуле и саммита форума “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” в Иокогаме.


Вместе с тем применительно к ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прозвучал на ноябрьском саммите АТЭС тезис о том, что хотя “Экономика АТР восстанавливается после недавнего экономического и финансового кризиса, но неопределённость сохраняется”.


Всё это позволяет рассматривать нынешнюю экономическую ситуацию в мире и в регионе с позиций сдержанного оптимизма.


Как верно заметил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, хотелось бы, чтобы саммит “двадцатки” в Сеуле был “последним кризисным саммитом”, а следующий саммит стал уже “посткризисным”.


Думается, что одним из последствий глобального кризиса стало ускорение формирования полицентричной модели мироустройства. На региональном уровне центростремительные тенденции набирают обороты. Азиатско-Тихоокеанский регион занимает по этому показателю ведущие позиции. Кризис ясно показал, что АТР выступает в роли генератора глобального роста.


В АТР сосредоточен мощный потенциал в сфере природных и человеческих ресурсов, финансов, производства и технологий.


Показательны в этом плане следующие данные. Так, в связи с созданием зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН её совокупные параметры составляют 1,9 млрд.населения, 6 трлн. ам.долларов ВВП, 4,5 трлн. ам.долл. общий товарооборот.


Одновременно вслед за экономическими интересами в сторону нашего региона смещается и центр притяжения политической активности. Именно здесь сохраняются серьёзные геополитические противоречия, происходит столкновение интересов многих влиятельных членов международного сообщества. Тлеют очаги локальных конфликтов, некоторые из которых рискуют выйти на глобальный уровень. Поэтому, в случае развития событий по неблагоприятному сценарию, все усилия стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экономической и социальной сферах будут серьёзно подорваны.


Такая постановка вопроса подводит нас к выводу о тесной взаимосвязи проблем социально-экономического развития региона с вопросами политики и безопасности. Без учёта военно-политических факторов невозможно выстраивать долговременную стратегию роста.


Следует подчеркнуть, что к настоящему времени в АТР не сложилось целостной и стройной архитектуры безопасности и сотрудничества. Вместе с тем, в последнее время страны Азиатско-Тихоокеанского региона всё больше подходят к пониманию, что мир и стабильность на этом обширном пространстве можно обеспечить только коллективными усилиями, причём, исключительно на внеблоковой основе.


По сути дела, сама многополярная природа современных международных отношений  даёт  нам уникальную возможность сформировать в АТР сбалансированную модель экономической и политической интеграции. Убеждён, что в этой работе найдётся достойное место для каждой страны, для каждой региональной организации.


Считаю, что важную роль могут и должны сыграть и национальные парламенты.


Уважаемые коллеги!


Пути формирования системы коллективной безопасности в нашем регионе могут быть самыми различными. Необходимо внимательно и с должным уважением рассматривать все предложения и инициативы в этом направлении. Но уже сейчас можно говорить о ряде общих, я бы сказал, фундаментальных принципах такой системы.


Думается, что на первый план выходит необходимость укрепления договорно-правовых основ и механизмов коллективной безопасности. Представляется чрезвычайно важным подтвердить общую приверженность всех стран АТР принципу неделимости безопасности, а также другим основополагающим принципам международного права. Большое значение имела бы и практическая реализация в отношениях друг с другом мер доверия в военной области. Важным направлением сотрудничества может стать развитие и совершенствование механизмов урегулирования споров и превентивной дипломатии.


В работе по созданию новой архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе нам следует учитывать опыт всех организаций и объединений, действующих на его пространстве. В частности, я имею в виду Региональный форум АСЕАН по безопасности, Шанхайскую организацию сотрудничества и многие другие. Важно также внимательно изучать и творчески учитывать опыт в этой области других регионов планеты. Речь может идти, например, об использовании опыта ОБСЕ в Евро-Атлантике. Но, конечно, с учётом специфики АТР.


Большое значение в усилиях по созданию новой архитектуры безопасности мы придаём развитию двусторонних отношений со странами региона. С удовлетворением отмечаем складывающуюся в последние годы позитивную динамику сотрудничества с Китаем, Индией, Монголией и Вьетнамом. Отношения с ними приобрели характер стратегического партнёрства. Большое значение мы придаем партнёрскому взаимодействию с Японией, Республикой Корея, Сингапуром, США и другими странами. Азиатская часть России – Сибирь и Дальний Восток обладают огромным неиспользованным пока в полной мере природно-ресурсным потенциалом и это открывает самые широкие возможности для участия стран АТР в освоении этих богатств.


Хотел бы подчеркнуть, что работа по формированию системы безопасности в АТР не должна стать абстрактным теоретизированием. Она может быть востребована самой жизнью уже сейчас, в том числе, при урегулировании целого ряда острых конфликтов на пространстве региона. При этом головная роль в вопросах такого урегулирования должна отводиться Организации Объединённых Наций.


Уважаемые дамы и господа!


На протяжении многих лет в АТР одной из наиболее острых проблем, которая вызывает серьёзную озабоченность не только близлежащих  стран, но и всего международного сообщества является конфликтная ситуация на Корейском полуострове.


Наша страна последовательно предлагает конкретные инициативы в Совете Безопасности ООН с целью выработки срочных и согласованных мер для устранения существующей здесь угрозы вооружённого конфликта. Россия выступает за недопущение рецидивов военных действий, за решение проблем между двумя корейскими государствами исключительно политико-дипломатическими средствами.


Мы также рассчитываем, что в результате скоординированных усилий КНР, КНДР, Республики Корея, России, США и Японии удастся перезапустить переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова. Важно, чтобы в рамках этих переговоров были найдены взаимоприемлемые для соответствующих государств пути, ведущие к нормализации двусторонних отношений и формированию механизмов обеспечения мира и безопасности в Северо-Восточной Азии в целом.


Уважаемые коллеги!


Без преувеличения можно сказать, что все более широкая вовлеченность России в процессы региональной интеграции в АТР является нашим национальным мегапроектом. Это не дань конъюнктуре, а делается всерьёз и основательно. Это – стратегический курс нашего государства на длительную перспективу. В этом плане мы многого ждем от саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке и со всей ответственностью подходим к подготовке.


Хотел бы также напомнить о нашем предложении провести очередную сессию АТПФ в этом дальневосточном городе в начале 2013 года. Рассчитываем на вашу поддержку в этом вопросе.


Участники этой встречи смогут воочию увидеть реальные возможности сотрудничества с Россией для своих стран.


Мы считаем, что серьёзные экономические выгоды азиатско-тихоокеанской интеграции могут быть гарантированы только политической стабильностью и безопасностью в регионе. Именно поэтому    данная    тема должна являться одной из приоритетных в повестке дня нашей сессии. Исходя из этого российская делегация предложила на рассмотрение 19-й сессии АТПФ проекты двух резолюции, касающихся этой темы. Первая из них: “Политика и безопасность в АТР”. В документе даётся общая характеристика состояния дел на этом направлении и предлагаются пути укрепления регионального мира и стабильности.


Второй проект резолюции: “О борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью”. Вполне очевидно, что решение этой проблемы также имеет важное значение для стран региона.


Надеемся, что эти инициативы, наряду с проектом нашей резолюции “Экономическое сотрудничество и интеграция в АТР”, найдут понимание и получат одобрение делегаций на нынешней сессии.


Желаю всем участникам форума творческой и успешной работы.


Спасибо за внимание.