29 октября 2010
Уважаемые дамы и господа!
Дорогие друзья!
Прежде всего хотел бы поблагодарить гостей и участников Конгресса за проявленный интерес к проблеме безопасности дорожного движения.
Все присутствующие знают – в наших форумах был годичный перерыв. Это связано с тем, что Россия в прошлом году принимала у себя Первую всемирную Министерскую конференцию по безопасности дорожного движения под эгидой Организации Объединённых Наций.
Свою лепту в идею проведения этого крупномасштабного мероприятия внесли и наши конгрессы 2007 и 2008 годов, поднявшие проблемы обеспечения безопасности на дорогах на международный уровень.
Главным итогом Министерской конференции стало принятие резолюции ООН, объявившей период с 2011 по 2020 год «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения».
С учётом рекомендаций этого важного документа все страны призваны подготовить свои национальные планы мероприятий на ближайшие 10 лет.
В России планируется разработать до конца 2011 года Федеральную целевую программу по безопасности дорожного движения на 2013 – 2020 годы. Кроме того, наша страна активно сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения и Европейской экономической комиссией ООН в рамках международной пропагандистской кампании «Молодёжь за безопасность дорожного движения». С этими же организациями мы ведём разработку регионального технического регламента безопасности автомобильных дорог. Практика показывает, что эти проблемы актуальны для всех стран Содружества, поэтому приглашаем вас к активному сотрудничеству в их разрешении.
Уважаемые коллеги!
Уже стало хорошей традицией после каждого нашего Конгресса корректировать национальное законодательство в сфере безопасности дорожного движения, принимать новые модельные законы в транспортной сфере.
За два прошедших года Межпарламентской Ассамблеей разработаны и приняты такие важные модельные законы, как «О безопасности на транспорте» и «О безопасности на воздушном транспорте». Они устанавливают те общие стандарты, которые могут служить основой развития национального законодательства наших стран в транспортной сфере и обеспечении её безопасности. Но впереди предстоит ещё большая работа. Прежде всего, это – закрепление общих правил и положений при разработке таких модельных законов, как: «О безопасности дорожного движения» и «О дорожном движении». Нам предстоит разработать Глоссарий модельного законодательства для государств – участников СНГ в области безопасности дорожного движения.
Уважаемые коллеги!
За время после нашего последнего Конгресса в России значительно ужесточены наказания за практически все виды нарушений правил дорожного движения. Денежные штрафы – это сейчас наиболее эффективный сдерживающий фактор «лихачества» на дорогах не только в нашей стране, но и во всём мире.
Российскими законодателями определён правовой механизм фото- и видеофиксации правонарушений на дорогах. Это должно не только дисциплинировать водителей, но и уменьшить прямые контакты сотрудников автоинспекции с гражданами, снизить риски коррупционного поведения всех участников дорожного движения.
Среди других законодательных нововведений особенно хотел бы отметить возвращение к «сухому закону» для водителей. Это абсолютно верное решение. Оно направлено, прежде всего, на сохранение жизни людей, их здоровья и безопасности.
Российская практика показала, что следование положениям Венской конвенции о дорожном движении, которая допускает установленное законом определённое содержание алкоголя в крови водителя, привело к увеличению количества «пьяных» аварий. К сожалению, наши автомобилисты восприняли эту норму, как разрешение на употребление алкоголя перед поездками. Абсолютно согласен с решением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по запрету управления автомобилем даже с самым минимальным содержанием алкоголя в крови.
В целом следует признать, что, несмотря на принимаемые меры, масштабы аварийности, дорожного травматизма и смертности снижаются медленно.
Очевидно, что требуются новые, современные подходы к законодательному решению таких «застарелых» проблем, как:
снижение детской смертности и травматизма;
совершенствование системы ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
повышение эффективности механизма компенсаций пострадавшим на дороге;
оптимизация системы подготовки молодых водителей;
оказание первичной и доврачебной помощи пострадавшим в дорожных авариях;
развитие дорожной инфраструктуры;
решение проблем транспортной экологии;
организация дорожного движения в мегаполисах.
Ускоренная автомобилизация – тенденция, охватившая все государства. Особенно остро проблема пропускной способности дорожно-уличной сети стоит в больших городах, столицах наших государств. Выражение «московские пробки» стало уже нарицательным как синоним безысходности, тупиковости ситуации. Но так ли это на самом деле? Новый мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин считает иначе. Я с ним полностью солидарен. Пожелаем ему удачи на этом пути.
Уважаемые участники Конгресса!
С 1 января 2010 года на пространстве Содружества Независимых Государств действует Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Автомобильные дороги – это важнейший элемент нашей экономической интеграции. Поэтому считаю, что унификация дорожной политики, дорожных стандартов, организации движения на пограничных переходах, правовые вопросы трансграничного движения должны стать предметом рассмотрения не только на Конгрессе, но и в дальнейшей работе Межпарламентской Ассамблеи государств Содружества.
В настоящее время в нашей стране идёт реформирование органов внутренних дел. 27 октября, Президентом России внесён в Государственную Думу проект закона «О полиции». До этого в обсуждении законопроекта и проблем безопасности на дорогах широкое участие приняла российская общественность. Многие предложения наших граждан и общественных объединений нашли в нём своё отражение.
Новый взгляд государства и общества на содержание работы, полномочия и ответственность подразделений МВД должен коснуться и Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел России. На мой взгляд, ГИБДД должна быть преобразована в Дорожную полицию. Причём этот орган должен формироваться по принципу вертикального подчинения. Дорожную полицию следует избавить от несвойственных ей функций. С моей точки зрения, она должна непосредственно заниматься обеспечением безопасности дорожного движения, не отвлекаясь на другие проблемы.
Уверен, что это поможет снизить и коррупционные риски на наших дорогах. Я знаю, что некоторые государства Содружества уже создали такую службу и накопили определённый опыт. Полагаю, что на Конгрессе мы могли бы обсудить правовой статус дорожной полиции с учётом практических наработок.
Уважаемые коллеги!
После нашей последней нашей встречи появилось много новых факторов, прямо или косвенно влияющих на дорожную аварийность.
Речь идёт о развитии особого элемента частного транспортного сектора – индивидуальных предпринимателях, занимающихся грузо- и пассажироперевозками. Эта категория водителей сегодня частично «выпадает» из государственной системы контроля безопасности дорожного движения. Переутомляемость водителей, отсутствие надлежащего медицинского контроля за состоянием их здоровья, низкое качество техобслуживания транспортных средств привели к увеличению аварий с участием частных автобусов, маршрутных такси и большегрузных автомобилей. Причём с наиболее тяжкими последствиями.
Одних проверок на дорогах сотрудниками дорожно-патрульной службы здесь недостаточно. Нам необходимо упорядочить этот вид деятельности.
Уважаемые дамы и господа!
Создание комфортных и безопасных условий для жизни людей – первейшая обязанность органов государственной власти. Но без непосредственного участия в этом деле гражданского общества, научного и бизнес-сообществ не обойтись.
Именно этому вопросу будет посвящён «круглый стол» «Гражданское общество за безопасность дорожного движения», на котором сегодня будут обсуждать правовые механизмы деятельности общественных объединений в сфере безопасности на дорогах.
Важнейшая для всех стран проблема – «ввод в строй» молодых водителей. Поэтому одним из центральных мероприятий конгресса станет «круглый стол» «Молодёжь за безопасность дорожного движения. Проблемы образования и воспитания». В его работе примут участие представители молодёжных общественных организаций.
Мы надеемся на выдвижение ими новых, нестандартных идей по повышению культуры поведения на дорогах, пропаганде безопасного управления транспортом. Ведь наша молодёжь – самая инновационно мыслящая часть общества.
Дорогие друзья!
Желаю всем успешной работы. Надеюсь, что выработанные нами решения помогут сократить аварийность и смертность на дорогах, выработать единые стандарты их безопасности.
Благодарю за внимание.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы