Выступление на всероссийском совещании на тему "Проблемы и основные направления развития особо охраняемых природных территорий" 26 ноября 2009 года (г.Москва)

26 ноября 2009

Уважаемые коллеги!


Рад приветствовать всех участников сегодняшнего совещания.


Сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий – необходимое условие устойчивого развития России. На это нас ориентирует и Послание Главы государства Федеральному Собранию, где говориться – «мы обязаны думать, какие природные богатства сможем сохранить и передать будущим поколениям».


Очень важно, что в непростых экономических условиях система особо охраняемых природных территорий была не только сохранена, но и расширена.


Национальные парки, ботанические сады, заказники и заповедники – это не только «живые музеи нетронутой человеком природы». Они сохраняют культурное и историческое наследие, воспитывают чувство ответственности за родную землю. Поэтому трудно не согласиться с Константином Георгиевичем Паустовским, который писал: «Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом». Наша с вами совместная задача – сделать так, чтобы эти слова стали действующей повседневной нормой.


Уважаемые коллеги!


Я вижу целый комплекс задач, от успешного решения которых зависит будущее системы охраны природы. Назову основные из них.


Мы должны устранить межведомственную несогласованность в выстраивании эффективной системы управления особо охраняемыми природными территориями.


Считаю, что оптимальным решением стало бы создание федерального агентства, решающего широкий круг вопросов деятельности заповедников, заказников, ботанических садов и национальных парков. Кстати, такие государственные органы эффективно действуют в ряде стран, известных своими успехами в сбережении уникальных природных объектов.


Безусловно, эффективная деятельность по сохранению культурного и природного наследия требует адекватного финансирования. Это – весьма болезненная проблема. Сейчас многие особо охраняемые природные территории «держатся на плаву» только за счёт серьёзной помощи благотворительных организаций. Ситуацию усугубил кризис. Поэтому одной из центральных задач остаётся обеспечение достаточной бюджетной поддержки.


Многие охраняемые территории уже не уповают только на помощь сверху. Они ищут дополнительные источники финансирования, развивают новые формы деятельности. В частности, экологический туризм и разного рода рекреационные услуги. Убеждён, что здесь требуется выверенный баланс между сохранением природного наследия и его использованием в экономических интересах. При этом нельзя забывать: ценность этих территорий именно в том, что это участки первозданной природы с уникальными экосистемами, объектами истории и культуры. Хозяйственная деятельность здесь должна носить строго ограниченный характер. Ведь утрата реликтового леса, памятника архитектуры или исторического ландшафта – это болезненные удары по нашей культуре.


Коллеги!


Важнейшая задача – пресечь многочисленные попытки «перекроить» границы особо охраняемых природных территорий. Нередко такие действия идут под флагом якобы более рационального использования земли. Уверен, что мы не должны давать даже малейшего повода для такого рода притязаний.


Уже привычным явлением стали самозахваты охраняемых территорий, коммерческое строительство на них и вырубка леса. Причём, как правило, «заинтересованные» бизнесмены выступают «единым фронтом» с нечистыми на руку чиновниками. Фактически, речь идёт о рейдерстве применительно к заповедным местам. Я твёрдо убеждён, что борьба с посягательствами на целостность этих земель должна находиться в общей логике борьбы с коррупцией – со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Ещё одним значимым направлением остаётся борьба с браконьерством, а также с загрязнением территорий и пожарами, вызванными деятельностью человека. Ситуация, когда нарушители, особенно влиятельные, отделываются лёгким испугом или мизерным штрафом – абсолютно недопустима.


Отмечу, что руководство страны осознаёт всю важность этих задач. Достаточно сказать, что защита особо охраняемых природных территорий была одной из тем недавнего заседания Совета при Президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.


Уважаемые участники встречи!


Назрела необходимость адаптировать природоохранное законодательство к реалиям сегодняшнего дня. В частности, сделать более целостным и логически связанным земельное, водное и лесное право. Уверен, что грамотное решение этой задачи ускорит создание новых особо охраняемых территорий. Как вы знаете, такие планы есть.


Нуждается в модернизации и сам базовый закон «Об особо охраняемых природных территориях». При этом вызывают опасения инициативы, разработанные келейно, без учёта мнений самих руководителей охраняемых территорий и экологов. Например, в прошлом году острые споры вызвала идея создания на особо охраняемых природных территориях биосферных полигонов с их последующей сдачей в аренду.


В вопросах развития законодательного регулирования деятельности особо охраняемых природных территорий можно выделить три позиции.


Первая максимально упрощает доступ к коммерческому использованию охраняемых земель, вторая – жёстко ограничивает пределы подобного использования, третья – ставит ограничения в зависимость от интересов развития экономики территорий. В рамках третьего подхода ключевым оказывается вопрос заселённости охраняемой территории.


Думаю, что природоохранные задачи мы должны научиться сочетать с возможностями развития экономики регионов, ростом уровня жизни их жителей. Особого внимания заслуживает ситуация на Дальнем Востоке и Сибири, например, вокруг озера Байкал.


Имеются и иные вопросы, требующие пристального изучения.    Нужно рассмотреть дополнительные меры по защите памятников архитектуры и историко-культурного наследия на особо охраняемых природных территориях. Пока эта работа не везде ведётся на должном уровне. А между тем, именно уникальные культурные объекты формируют узнаваемый образ территории.


Есть предложения расширить возможность поддержки ряда охраняемых территорий за счёт местных и региональных бюджетов.


Сохраняется парадоксальная ситуация, когда штрафы за нарушения на природоохранных территориях зачастую меньше, чем вне их пределов. Немало говорилось и о том, что нужно уточнить понятие «значительный ущерб» применительно к статье Уголовного кодекса об ответственности за нарушение режима охраняемых природных территорий.


Уважаемые участники встречи!


Трудности есть у всех охраняемых природных территорий. Но у каждой своя специфика. Вы профессионалы и знаете все тонкости и сложности природоохранной работы. Ваша оценка, общие рекомендации и конкретные предложения станут серьёзным подспорьем для дальнейшей работы над устранением недостатков в действующем законодательстве.


Рассчитываю, что итогом Совещания станут оформленные инициативы, которые послужат основой конкретных решений.


Благодарю за внимание.