20 ноября 2009
Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать всех участников парламентских слушаний.
Тема, которую мы сегодня обсудим, представляется чрезвычайно актуальной и значимой для нашей страны. Судьба отечественной геологии, перспективы её развития – все эти вопросы давно вышли за рамки чисто отраслевых или внутриведомственных проблем. Ведь особенность геологии в том, что она должна работать на опережение, создавать своего рода «запас прочности» для экономики.
Поэтому, на мой взгляд, и горизонты геологической стратегии должны быть шире. Нам очень важно иметь объективное представление о том, на какой ресурсный потенциал может рассчитывать экономика не только в ближайшие годы, но и через 15-20 лет.
Я не раз высказывал свое мнение по поводу крайне сложного состояния дел в геологии. По некоторым направлениям ситуация просто критическая. Об этом шла речь и на VI съезде геологов в конце прошлого года, и на состоявшемся недавно четвертом Всероссийском съезде горнопромышленников.
Мы уже не первый год говорим о чрезмерной зависимости нашей экономики от экспорта сырья, о необходимости развития инноваций и диверсификации структуры промышленности. Однако сделано в этом направлении, к сожалению, пока слишком мало. Поэтому абсолютно логично, что задача «всесторонней модернизации» стала лейтмотивом Послания Президента Федеральному Собранию. Думаю, мы все солидарны с Президентом в том, что медлить в решении задач модернизации больше нельзя.
Нельзя забывать при этом, что инновации и современные технологии – это не противовес сырьевому сектору экономики. Напротив, развитие инновационного сектора самым непосредственным образом зависит от состояния дел с геологическим изучением, поиском и разведкой недр, освоением месторождений и воспроизводством запасов. Да и сама геологическая отрасль остро нуждается в кардинальной модернизации. Не будет ресурсов – не будет и развития экономики.
Безусловно, мы не должны сбрасывать со счетов, что последние годы государство совместно с бизнесом начали постепенно решать накопившие в геологической отрасли проблемы. Но раскачка идет медленно. Если вспомнить начало девяностых годов, то тогда, как известно, доминировали представления, что с финансированием геологии можно подождать, особенно в условиях бюджетного дефицита. А запасов полезных ископаемых хватит на многие годы вперед. К чему привел такой подход, мы видим сегодня. Произошло свертывание целого ряда направлений научных геологических исследований. Резко сократились объемы разведочных работ. Многие геологические производственные предприятия практически прекратили свое существование.
Сегодня ясно, что за короткий срок потенциал отрасли не восстановить, и последствия ошибочных решений в прошлом мы будем преодолевать еще немалое время.
Однако верно и то, что общее положение дел в промышленности, в сырьевом секторе не позволяет и дальше медлить с принятием более решительных мер по кардинальному исправлению ситуации в отрасли.
Каждый специалист в геологии знает, что на сегодняшний день объемы добычи по-прежнему серьезно опережают темпы разведки и освоения месторождений. В результате за прошлые годы значительно сократился поисковый задел. Так, даже по нефти и природному газу прирост запасов по отношению к добыче составляет не более 60%. По объемам доказанных запасов нефти Россия уже сегодня находится лишь в конце первой десятки нефтяных стран. К сожалению, и в этом году под влиянием кризиса государство и частные компании сократили и без того недостаточное финансирование геологоразведочных работ.
Между тем, по прогнозу учёных-геологов, для реализации даже умеренно оптимистических вариантов «Энергетической стратегии России», необходимо увеличить объемы геологоразведочных работ в 4-5 раз по сравнению с нынешним уровнем.
Столь же серьёзная ситуация в отрасли и с износом фондов, устареванием технологий, крайне недостаточным финансированием геологической науки, состоянием в сфере геологической информации и сервисных услуг. К сожалению, уже в настоящее время мы столкнулись с тем, что отсутствие инфраструктуры и современных технологий во многом тормозит разведку новых наиболее перспективных нефтегазовых территорий Восточной Сибири и континентального шельфа Арктики.
Словом все основные задачи развития геологической отрасли носят не краткосрочный характер и должны решаться не отдельно друг от друга, а в контексте общеэкономической стратегии страны.
Уважаемые коллеги! Значительный ресурс подъема геологической отрасли кроется в улучшении организационной структуры управления отраслью.
Многие из вас хорошо помнят, что в результате административной реформы 2004 года функции некогда единого геологического ведомства оказались рассредоточенными по ряду министерств и подразделений. Жизнь показала, что раздробление единой геологической службы на отдельные структуры – по контролю, нормативно-правовому и хозяйственному обеспечению, оказалось не оправданным. Получилось как в басне Крылова «про лебедя, рака и щуку».
К тому же из нашей собственной истории мы знаем, что в свое время – в 60-80-х годах быстрое наращивание минерально-сырьевой базы в немалой степени было обеспечено за счет системы крупных территориальных научно-производственных объединений и специализированных геологоразведочных организаций, работавших под единым началом Министерства геологии.
Я уже не раз высказывал своё мнение о том, что необходимо воссоздание в нашей стране единой государственной системы управления геологической отраслью. Это позволит сконцентрировать усилия на решении тех стратегических задач, о которых мы говорим. Считаю, что очень важно также укрепить систему государственной геологической экспертизы и контроля. В этом заинтересовано не только государство, но и частный бизнес, который также нуждается в достоверной и полноценной геологической информации. Сегодня нередко складывается просто уже опасная ситуация, когда геофизическую информацию наши отечественные компании вынуждены покупать у зарубежных сервисных организаций. Причем, нередко с условием покупки у них дорогостоящего оборудования, которое во многих случаях с успехом могло бы производиться внутри страны.
Необходимо внести ясность и в разграничение функций между государством и бизнесом в процессе геологического изучения и разведки полезных ископаемых. Нерешенность этих вопросов приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств.
Поэтому мне представляется очень правильным решение Правительства создать на базе разрозненных государственных геологических предприятий мощный производственный холдинг «Росгеология». При этом, конечно, важно, как говорится, «не выплеснуть с водой ребенка». Главное, чтобы реорганизация не превратилась в формальную перетряску нынешних структур, а напротив – привела бы к реальному повышению качества управления отраслью.
Уважаемые коллеги!
Все, кто имеет отношение к геологии, прекрасно знают, что без восстановления интеллектуального потенциала, без подготовки квалифицированных кадров, в том числе, и рабочих специальностей, – рассчитывать на подъем отрасли просто бессмысленно. Труд геолога – и ученого, и производственника, сегодня в материальном и социальном плане недостаточно защищен.
Считаю, что частные компании, безусловно, должны выстраивать свою стратегию с учётом привлечения квалифицированных кадров и направлять на их обучение и переподготовку значительные средства. Однако всё-таки ключевую роль в восстановлении кадрового потенциала в геологии должно играть государство.
Поэтому, на мой взгляд, нужна комплексная государственная программа подготовки квалифицированных кадров для геологической отрасли.
Особую роль в этом процессе должны и могут сыграть геологические институты Российской академии наук. К счастью, в науке ещё работают высоко профессиональные учёные практически всех геологических направлений. Очень правильной идеей является создание при этих институтах образовательных центров повышения квалификации геологов по наиболее востребованным специальностям.
Уважаемые коллеги! Мы все прекрасно понимаем, что реализацию стратегии геологической отрасли можно обеспечить только с помощью качественных законов.
Все последние годы мы ежегодно вносим многочисленные изменения в базовый для недропользования закон «О недрах». В этом плане он, наверное, рекордсмен по вносимым поправкам. Это и понятно, ведь жизнь не стоит на месте – необходимо постоянно корректировать какие-то нормы, чтобы привести их в соответствии с новыми задачами и условиями работы в отрасли.
Однако, внесение поправок – это компромисс. Сегодня нам нужна четкая и целостная система законодательного регулирования недропользования, в том числе, геологической отрасли. Такая система, где чётко определены приоритетные задачи и зоны ответственности субъектов отношений, предусмотрены стимулы развития отрасли, механизмы, регулирующие направления инвестиционных средств.
Считаю, что в основе развития законодательства должна лежать государственная долгосрочная стратегия воспроизводства минерально-сырьевой базы. Это необходимо, чтобы понимать, какие цели мы ставим и какими средствами хотим их достичь. Думаю, что стратегия должна проходить обсуждение в научных и деловых кругах и утверждаться на правительственном уровне.
Не сомневаюсь, что представленные на слушания материалы Минприроды – проекты стратегии развития геологии и программы реструктуризации отрасли сделают разговор предметным и конструктивным. Надеюсь, что предложения и рекомендации слушаний будут самым внимательным образом рассмотрены и учтены при доработке этих важнейших для отрасли документов.
Хочу пожелать всем плодотворной работы.
Спасибо за внимание!
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы