Выступление на заседании Президиума Совета законодателей на тему "Законодательное обеспечение развития пенсионной системы в Российской Федерации" 17 июня 2009 года (г.Москва)

17 июня 2009

Добрый день, уважаемые коллеги! 


Искренне рад нашей очередной встрече.


Тема сегодняшнего заседания: «Законодательное обеспечение развития пенсионной системы в Российской Федерации».


Её актуальность очевидна. 3 июня 2009 года Государственная Дума приняла в первом чтении пакет законопроектов, который направлен на кардинальное изменение действующей пенсионной системы. И уже в ходе этой сессии предполагается его принять и направить в Совет Федерации.


В этой связи нам хотелось бы услышать от разработчиков законопроектов внятные и обоснованные ответы на два главных вопроса.


Первый – как будут реализованы пенсионные обязательства государства перед старшими поколениями, ветеранами, людьми, которые создавали нынешний экономический потенциал нашей страны.


И второй – как мы сможем обеспечить достойные пенсии тем, кто начал свою трудовую карьеру уже в новой России.


Законопроекты содержат пять важнейших законодательных новелл.


В их числе валоризация пенсионных прав, то есть переоценка денежных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы, в советский период работы.


Предполагается, что если в 2008 году средняя трудовая пенсия в стране была 1,22 прожиточного минимума пенсионера (ПМП), а в конце 2009 года должна составить 1,33 ПМП, то к 2020 году она достигнет 2,5 ПМП.


Не могу не прокомментировать последний показатель. В 2020 году мужчинам, которые вышли на пенсию в 1990 году, должно исполниться 90 лет. Очень немногие смогут дожить до такого возраста и дождаться своих 2,5 ПМП.


Вторая важная новелла – это увеличение размера социальной пенсии в сумме с другими выплатами до прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации на основе введения соответствующих доплат.


Значит, такова цена всех прибавок, что надо будет ещё и доплачивать до прожиточного минимума!


Давайте вспомним, что такое прожиточный минимум. Всем известно, что он построен на физиологическом минимуме и позволяет только выживать, а не жить.


Более того, оказывается, что нормы обеспечения хлебом и мясом в действующей продовольственной корзине минимального потребительского бюджета практически совпадают с пайками советских заключенных и немецких военнопленных времён Великой Отечественной войны.


И на таком фундаменте мы собираемся выстраивать сегодня новую систему доходов населения, зарплат, пенсий и пособий?


При этом в новых пенсионных схемах сохраняется «уравниловка», недоучёт заработка, отказ от восстановления нестраховых периодов в трудовом стаже. Отсутствует ясная концепция и прозрачность всей пенсионной системы.


Важное место в предлагаемой реформе занимают вопросы перехода на страховые принципы финансирования пенсий. Для этого планируется отмена единого социального налога и замена его страховыми взносами во внебюджетные фонды. Идея хорошая и назревшая, но всё зависит от размеров страховых взносов, их достаточности.


Четвёртое новшество касается размера пенсии по инвалидности. Она будет дифференцирована в зависимости от группы инвалидности, а не от степени утраты способности к трудовой деятельности, что позволит несколько увеличить пенсии по инвалидности. Мы неоднократно предлагали такой подход на заседаниях Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации. Хорошо, что, наконец, будет восстановлено то, что было отнято у инвалидов 122-м Законом.


И пятое новшество касается перехода от регрессивной к плоской шкале страховых взносов в фонд социального страхования.


Каков же будет результат для наших будущих пенсионеров?


По оценке разработчиков, только в 2036 году средняя пенсия достигнет 40 процентов среднего заработка.


А ведь данный норматив рекомендован Международной организацией труда ещё в 1952 году. В странах Евросоюза он уже сейчас составляет 50-60 процентов.


Напомню также, что совсем недавно Российской Федерацией была ратифицирована Европейская социальная хартия. Однако остались не ратифицированы обязательства по достойному вознаграждению за труд, социальной защите пожилых и пенсионеров.


Кстати, в 1990 году в СССР коэффициент замещения средней пенсией утраченного заработка составлял 41 процент. Выходит, нам надо подождать ещё 27 лет, чтобы догнать самих себя образца 1990 года!


Думаю, что в представленном виде по степени воздействия на население рассматриваемый нами сегодня законодательный пакет можно сравнить с пресловутым 122-м Законом.


Уважаемые коллеги!


Я уже неоднократно говорил, что пенсионная реформа, стартовавшая в начале десятилетия, «провалилась».


Пенсионные средства – самые длинные и дешёвые деньги – не пошли на технологическую модернизацию экономики, жилищное и инфраструктурное строительство. Эти средства показывают сегодня отрицательную доходность, а дефицит Пенсионного фонда растёт пугающими темпами.


В условиях современного финансово-экономического кризиса правомерным выглядит вопрос о сохранении страховых взносов современных работников. Ведь никто не берёт на себя смелость утверждать, что нынешний кризис уже «на излёте» и никогда больше не повторится.


Мы столкнулись с перспективой ускоренного старения российского населения в связи с необратимыми демографическими процессами.


В России доля лиц в возрасте 60 лет и старше между 1960 и 2008 годами увеличилась с 9 до 17,2 процента. В 2025 году эта цифра достигнет 23 процентов.


Таких возрастных соотношений у нас никогда не было. Все исторически сложившиеся социальные институты – образования, здравоохранения, трудоустройства, обеспечения в старости – рассчитаны на гораздо более молодую структуру населения.


Отсюда неизбежность реформирования всех этих систем для адаптации их к новым условиям. Это одна из главных задач ближайших десятилетий. И очень затратная.


Вот почему важно понять, как вся совокупность предлагаемых мер повлияет на повышение надёжности и устойчивости пенсионной системы на многие годы вперёд.


В заключение отмечу, что Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Бюджетном послании на 2009-2011 годы назвал (цитирую) «обеспечение сбалансированной пенсионной системы одной из наиболее серьёзных проблем экономической политики».


Он поставил задачу «сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем».


Вот почему нам так важно не ошибиться в этот раз. Ведь как сказал знаменитый восточный мудрец Саади: «Что наспех делается – недолго длится».