Выступление на открытии весенней сессии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 января 2009 года (г.Москва)

28 января 2009

Уважаемые коллеги!


Мы начинаем парламентский год в сложных условиях. Россия не просто должна защититься от негативного влияния мирового кризиса, но и выйти из финансовых и экономических потрясений более сильной державой. Создание прочного правового фундамента для достижения этой цели – наша главная задача.


В завершение предыдущей сессии был принят целый ряд антикризисных законов, направленных на социальную поддержку граждан, стабилизацию финансовой и банковской систем. Как результат – сохранены миллионы рабочих мест, многие стратегически важные отечественные предприятия получили возможность нормально работать.


Реализация принятых антикоррупционных законов позволит сделать экономическую сферу более прозрачной, создать благоприятные условия для развития предпринимательства.


В прошлом году мы приняли законы о поправках к Конституции Российской Федерации в части увеличения сроков полномочий главы государства и Государственной Думы, усиления контрольных функций парламента. Принятые меры позволят продолжить политический курс стабильности и поступательного развития страны, обеспечить осуществление намеченных планов.


В ходе весенней сессии мы продолжим работу и над другими законопроектами, вытекающими из Послания Президента Федеральному Собранию.


Ещё раз подчеркну, что весенняя сессия будет напряжённой. В связи с изменением прогноза макроэкономического развития на 2009 год придётся пересматривать основные показатели федерального бюджета. Впервые за 10 лет бюджет, скорее всего, будет дефицитным. А значит, необходимо будет пересматривать и доходные статьи, и бюджетные назначения на отдельные виды государственных расходов. Из-за сложной экономической ситуации многие субъекты Российской Федерации уже недополучают значительную часть своих бюджетных доходов.


Совету Федерации необходимо в самые короткие сроки совместно с Правительством Российской Федерации разработать необходимые меры по компенсации выпадающих доходов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.


Считаю, что при этом социальные расходы не должны подлежать сокращению. Как палата регионов мы обязаны обратить особое внимание на региональные аспекты социальной поддержки населения в условиях кризиса. Отслеживать вопросы оплаты труда, тарифов на услуги ЖКХ, социальной поддержки федеральных и региональных льготников. И, конечно, пенсионного обеспечения. Граждане страдать не должны.


30 декабря 2008 года и 26 января 2009 года мною подписаны два распоряжения о мерах по выработке законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда.


На основании этих распоряжений:


1) в Совете Федерации организована работа «горячей линии» для приема оперативной информации о ситуации в экономике и на рынке труда в субъектах Российской Федерации;


2) создана специальная рабочая группа, основными задачами которой стали:


–  выявление положительного опыта субъектов Российской Федерации по преодолению кризисных явлений;


–  подготовка предложений Правительству Российской Федерации;


–  подготовка законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда.


Коллеги! Сейчас прошу вашего особого внимания.


Прошу рассматривать то, что я сейчас скажу как мое поручение всем членам Совета Федерации.


Считаю, что в условиях кризисных явлений в экономике, каждый из нас должен включиться в работу и внести свой посильный вклад в преодоление этих негативных явлений.


В связи с этим прошу вас:


Первое. Осуществлять на постоянной основе оперативное взаимодействие с органами государственной власти в субъектах Федерации, которые вы представляете, а также с созданными в них антикризисными структурами. 


Второе. Обеспечить постоянное информирование рабочей группы в Совете Федерации о ситуации в экономике, социальной сфере, на рынке труда, положительном опыте преодоления кризисных явлений, а также о случаях злоупотреблений в сфере ценообразования, проявления недобросовестной конкуренции, нарушения трудовых прав граждан.


В дальнейшем собранные материалы о злоупотреблениях в экономке мы будем направлять  в Генеральную прокуратуру, а информацией о положительном опыте будем делиться с другими регионами.


Третье. В субъектах Федерации прошу организовать регулярное информирование граждан о мерах по оздоровлению ситуации в экономике и на рынке труда, принимаемых как федеральными, так и региональными органами государственной власти, Советом Федерации.


Думаю, что такая наша работа будет способствовать повышению эффективности деятельности Совета Федерации на данном направлении.


Руководителю Аппарата Совета Федерации прошу проконтролировать, чтобы каждый член Совета Федерации получил выписку из стенограммы заседания с моим поручением.


Говоря о планах на весеннюю сессию и на весь 2009 год, считаю необходимым специально остановиться на приоритетах законодательной работы. К рассмотрению Федеральным Собранием намечены сотни законопроектов. Наиболее важными из них представляются следующие.


Во-первых, законопроекты, вытекающие из положений Послания Президента Федеральному Собранию (об изменении порядка формирования Совета Федерации, изменения в закон о политических партиях и  о порядке выдвижения кандидатур глав регионов), а также другие законопроекты, внесённые главой государства (например,  «Об основных гарантиях прав ребёнка»).


Во-вторых, это антикризисные законопроекты, как правило, достаточно срочные, без которых Правительство не сможет эффективно справляться с имеющимися трудностями в экономике и социальной сфере.


В-третьих, и об этом как раз почему-то забывают, – те законы долговременного значения, которые закрепляют стратегию развития страны и её регионов, обеспечивают перевод экономики на инновационный путь развития.


Рано или поздно кризисы заканчиваются. Поэтому, принимая экстренные меры поддержки финансового рынка и реального сектора экономики, сегодня нельзя забывать о законодательном обеспечении реализации стратегических решений, обеспечивающих достижение долгосрочных целей развития России.


К числу таких решений можно отнести, в частности, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая была утверждена в конце прошедшего года. Нельзя допустить и ослабления внимания государства к стимулированию инновационного развития – без государственных инвестиций в науку, в образование и новые технологии немыслимо будущее страны.


Особо обращаю ваше внимание, что среди намеченных Государственной Думой к рассмотрению в период весенней сессии законопроектов 251 – почти 43 процента от общего числа – инициированы региональными парламентами. Это больше, чем предложено любым другим субъектом права законодательной инициативы. Отсюда вывод: поручение Президента Совету Федерации о повышении его координирующей роли по продвижению законодательных инициатив субъектов Федерации должно быть нами реализовано чётко и эффективно. Мы вместе с Советом законодателей должны создать, отладить и запустить надёжный механизм этой работы.


Мы будем активно продолжать работу с регионами и по другим направлениям. Многим из нас предстоит участвовать в работе международной экономической конференции в рамках Байкальского экономического форума, которая состоится в Улан-Удэ в июле 2009 года. Продолжится практика проведения Дней субъектов Российской Федерации. Будут реализовываться и другие формы взаимодействия с регионами.