Выступление на встрече с депутатами Саратовской областной думы и активом области 10 декабря 2008 года (г.Саратов)

10 декабря 2008

Я искренне рад вновь побывать на прекрасной и гостеприимной саратовской земле! Полноценное выполнение полномочий парламентария на федеральном уровне невозможно без знания и глубокого понимания реальной жизни и тех проблем, которыми живут регионы.


Как вы знаете, 5 ноября Президент Дмитрий Анатольевич Медведев выступил со своим первым Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. В нем содержался ряд важных политических инициатив, направленных на развитие демократии и повышение качества представительства в органах власти, рост участников политического процесса и развитие политической конкуренции.


Время, прошедшее после оглашения Послания, показало, что этот очень насыщенный идеями документ является в то же время конкретным планом практических действий, который уже начал реализовываться.


В частности, обе палаты Федерального Собрания уже одобрили внесение точечных корректировок в Конституцию страны. Напомню, они касались увеличения срока полномочий Президента и Государственной Думы, а также ее дополнительных полномочий по контролю за деятельностью Правительства Российской Федерации. Совет Федерации направил эти законы во все субъекты Федерации. Мы очень рассчитываем на то, что в ближайшее время законодательные органы власти субъектов рассмотрят эти законы и примут по ним соответствующие решения.


Непосредственно регионов касается предложение Президента о принципиальном уточнении порядка формирования Совета Федерации. Отныне он будет формироваться «только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации». Как вы знаете, я всегда выступал за включение выборных механизмов в формирование нашей палаты, поэтому инициатива Президента мне представляется абсолютно правильной.


***


Крайне важна для нас поддержка Президента в вопросе участия Совета Федерации в координации законодательных инициатив представительных органов власти регионов. Это конкретное поручение Президента в адрес палаты. И это тот основной вопрос, который нужно решать безотлагательно.


Примерный алгоритм работы Совета Федерации по консолидации законодательных инициатив субъектов Федерации я представляю себе так:


Во-первых, используя возможности Совета законодателей, профильных комитетов и комиссий Совета Федерации, его Аппарата, Центра мониторинга права при Совете Федерации, проанализировать весь массив существующих законодательных инициатив субъектов Федерации, разделив их по отраслям права.


Во-вторых, определить наиболее актуальные и приоритетные законопроекты.


Итогом этой работы должна стать подготовка консолидированных законодательных инициатив Совета Федерации, которые вносятся в Государственную Думу с особой пометкой: подготовлены по инициативе субъектов Российской Федерации (с перечнем субъектов, если их инициировали несколько регионов).


Имело бы смысл попросить наших коллег из Государственной Думы внести изменения в Регламент, для того, чтобы такие законопроекты рассматривались в приоритетном порядке.


Это предложение, озвученное мной на недавнем заседании президиума Совета законодателей, было поддержано членами президиума. По итогам заседания нами было принято решение рекомендовать законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Федерации до 17 декабря 2008 года направить в Совет Федерации свои предложения к проекту Концепции совершенствования взаимодействия Совета Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в законодательной деятельности. Так что мы ждем ваших предложений.


***


Сегодня на наших глазах разворачиваются драматические события в мировой экономике. Финансовые рынки лихорадит, а поток новостей о банкротствах, покупках и национализациях стал напоминать репортажи с линии фронта. Отрицательные последствия мирового финансового кризиса сказываются и на России, как неотъемлемой части глобальной экономики.


В то же время, согласен с Владимиром Владимировичем Путиным в том, что у нашей страны «есть все шансы пройти сложный период с минимальными потерями для экономики и граждан». За последние годы в стране был заложен серьёзный фундамент для стабильного и уверенного движения вперёд.


Правительством нашей страны утверждён план мероприятий, который должен быть осуществлён в течение этого года и последующего 2009 года. Приняты определённые меры реагирования на те отрицательные последствия мирового финансового кризиса, с которыми столкнулась российская экономика.


Одним из самых важных решений считаю укрепление системы страхования вкладов и повышение планки гарантирования вкладов граждан до 700 тысяч рублей. Эта мера надежно защитила подавляющее большинство россиян от банкротства банков, а сами банки от паники среди вкладчиков.


Государство направило беспрецедентные средства – около 5 трлн. рублей – на обеспечение ликвидности и устойчивости банковского сектора. Из них 175 млрд. рублей – это долгосрочные кредиты, направленные на поддержку реального сектора: сельского хозяйства, оборонной промышленности, малого и среднего бизнеса. Правда, выделенные ресурсы в нашу реальную экономику пока не дошли – не удается пробить так называемые «кредитные тромбы».


Для борьбы с этим явлением Первым заместителем Председателя Правительства Игорем Ивановичем Шуваловым был предложен ряд мер, предусматривающих в том числе и изменения в действующем законодательстве. Наша палата, безусловно, тщательно изучит эти механизмы и, в случае их одобрения, будет всячески способствовать их скорейшей реализации.


Совет Федерации оперативно включился в решение возникших проблем. Нашей палатой был одобрен ряд важных законов и поправок в бюджет, которые позволят поддержать крупные государственные программы.


Так, для поддержания приоритетного национального проекта «Доступное жильё» Агентству по ипотечному жилищному кредитованию выделено 60 млрд. рублей. Дополнительно 50 млрд. рублей пойдёт на расселение граждан из аварийного жилья уже в этом году.


Это были необходимые экстренные меры. Вместе с тем считаю, что борьба с последствиями мирового финансового кризиса не может вестись в режиме импровизации. В России не оказалось законодательных механизмов, с помощью которых можно было бы предпринять превентивные антикризисные меры. Этот нормативный пробел надо срочно восполнять. Антикризисные законы должны усилить прогностическую функцию Минэкономразвития, Минфина и Центрального Банка.


Также нужно прописать алгоритмы действий правительства и Банка России на случай резкого системного ухудшения значимых макроэкономических показателей.


Сегодня наблюдается, например, массовый пересмотр бюджетов российских регионов на 2009 год, не регламентируемый никакими законами и нормативными актами. Сокращаются зачастую не только важнейшие инвестиционные, но и отдельные социальные программы. Это для нас совершенно недопустимо.


***


Как справедливо заметил Президент Дмитрий Анатольевич Медведев, «наша общая задача – не только сохранить достигнутые социальные стандарты жизни граждан, но и обеспечить условия для их дальнейшего роста».


Даже в сегодняшних непростых условиях мы должны выполнить государственные обязательства по повышению заработной платы бюджетников, увеличению пенсий, развитию образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, решению демографических проблем.


Сейчас задача осложняется тем, что наряду с уже известными и решаемыми проблемами, возникли новые, а правильнее сказать «воскресли», хорошо забытые старые беды – массовые увольнения и невыплата зарплат. По данным соцопросов, почти треть российских компаний планируют либо уже начали сокращение штатов.


Противодействием этому должна стать специальная программа мер, направленных на сохранение существующих и создание новых рабочих мест, о которой заявил Председатель Правительства. И данная программа должна быть принята как можно скорее. Нам нужно буквально «с колес» создать антикризисные институты управления занятостью. Делать это должны на паритетных началах государство, бизнес и муниципальные власти.


Следует законодательно закрепить повышение ответственности работодателей за невыплаты зарплат, установить, что объем и продолжительность невыплат исчисляются исходя из средних подтвержденных заработков сотрудников предприятия, законодательно ограничить продолжительность неоплачиваемого отпуска и повысить размер выходного пособия.


***


В связи с экономическим кризисом обостряется проблема бедности российского населения. Уже на сегодняшний день в стране бедных никак не менее трети наших граждан.


Более того, в отличие от развитых стран, где бедность – удел безработных, мигрантов и многодетных семей, у нас 35% бедных – это семьи работающих, имеющих не более двух детей. «Работающие бедные» – это прямое нарушение конституционного принципа социального государства. Прямо скажу – это позор России.


Убеждён, что для успешной борьбы с бедностью и нищетой нам следует разработать более внятную политику доходов. Для начала следует законодательно закрепить соотношение реальных темпов инфляции и гарантированного роста доходов пенсионеров и работающих граждан. Это необходимо сделать как можно быстрее, иначе завтра люди просто перестанут верить власти, бросившей их на произвол судьбы перед лицом кризиса.


Саратовская область является наглядным примером того, как при разумном и эффективном руководстве можно находить резервы для поддержания достойного уровня жизни населения. Показательным результатом большой работы, проделанной руководством региона, явился тот факт, что ваша область заняла пятое место среди субъектов Российской Федерации по развитию социальной сферы.


***


Социальная стабильность невозможна без обеспечения соответствующего качества жизни. Прежде всего, речь идет о доступности жилья для большинства граждан.


Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: цены на бетон, на арматуру – то, что составляет каркас большей части строящихся домов – стремительно падают, но это пока не приводит к существенному удешевлению квадратных метров.


В связи с этим на первый план выходят поиски иных, неипотечных путей решения жилищного вопроса. Считаю, что актуальным альтернативным вариантом кредитования жилья является внедрение строительных сберегательных касс, законопроект о которых больше года лежит в правительстве, однако окончательного заключения на него так и не было получено.


Уверен, что в сегодняшних условиях государство должно стать активным игроком на рынке недвижимости. Необходимо создать государственную строительную корпорацию с филиалами во всех регионах страны. Она будет давать заказы частным компаниям на строительство качественного и доступного социального жилья, предоставляемого гражданам по договорам социального найма. Эта мера позволит поддержать строительный бизнес, который сегодня как никогда нуждается в стабильных заказах.


Знаю, что правительство Саратовской области и губернатор Павел Леонидович Ипатов делают все возможное, чтобы не допустить роста стоимости жилья, чтобы недостроенное жилье получили именно те, для кого оно возводилось.


Убеждён, что только совместными усилиями всех ответственных политических сил страны нам удастся решить жилищную проблему.


Еще одна тема, на которой нельзя не остановиться, находясь на саратовской земле – это АПК.


В последние годы нам удалось не только стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве, но и обеспечить устойчивый рост сельхозпроизводства. В результате 2008 год стал по многим показателям рекордным. В этом, безусловно, заслуга и тружеников агропромышленного комплекса Саратовской области.


В то же время, хороший урожай обострил старые и выявил ряд новых проблем. Прежде всего, это диспаритет закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на ресурсы и услуги, связанные с её производством и реализацией. Если не устранить это препятствие, то нет никакой уверенности, что рост в АПК продолжится, и мы сможем решить задачу обеспечения продовольственной безопасности.


В этой связи, хочу проинформировать вас о том, что предпринимается и что, по моему убеждению, надо срочно делать в сфере АПК.


Во-первых, снизить цены на горюче-смазочные материалы, корма и минеральные удобрения. При этом необходимо компенсировать уже понесенные затраты на их приобретение. Эти задачи сейчас реализуются правительством.


Во-вторых, повысить эффективность государственного регулирования агропродовольственного рынка. Необходимо увеличить объёмы закупок в государственный резерв и в целях товарных интервенций. Оперативные меры в этих направлениях уже принимаются.


Следует также ускорить работу над законопроектом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Очевидно, что торговые наценки должны регулироваться. Это позволит не только стабилизировать розничные цены, но и поднять закупочные.


Третий, важнейший аспект – финансовое обеспечение сельскохозяйственной деятельности. Государственная поддержка отечественного сельского хозяйства, особенно в условиях мирового финансового кризиса, является одним из приоритетов стратегии развития страны.


После обращения Совета Федерации была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Сегодня Совет Федерации настаивает на увеличении финансирования данной Программы за счет средств федерального бюджета.


Стратегическая задача для нас – довести объёмы финансирования на развитие АПК до 5, а в дальнейшем и до 10% расходной части федерального бюджета. Текущая же задача – обеспечить сельхозпроизводителей доступными кредитами. Достаточные средства «Россельхозбанку» выделены, и, как заявил его председатель на заседании Совета Федерации в конце октября, процентные ставки будут на уровне 16-17%.


***


Перспективы реализации реформы местного самоуправления в России – тема, которая приобрела в последнее время особую актуальность. Меньше месяца остается до вступления в силу федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С нового года около 25 тысяч муниципальных образований должны начать работать «на законных основаниях».


Объем задач, выполненных в Саратовской области, позволяет утверждать, что вы реально сможете обеспечить деятельность местных органов власти: приняты все необходимые для исполнения «131-го» закона нормативные правовые акты; разработаны программы государственной поддержки развития муниципальных образований. Два года реализации «пилотных проектов» позволили области сформировать подходы к решению ключевых местных проблем.


Однако и нерешенных вопросов остается много. Самой важной проблемой является недостаток финансовых ресурсов для исполнения полномочий, определенных «131-м» законом.


Установленные на сегодняшний день местные налоги не позволяют обеспечить даже минимальную самостоятельность местных бюджетов, не говоря уже об инновациях и инвестициях.


В ряде регионов дальновидно было принято решение о перераспределении налоговых поступлений. Речь идет о том, к чему год назад на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов Федерации призвал Владимир Владимирович Путин, – о передаче местным бюджетам части налога на прибыль. Одновременно многие регионы передают муниципалитетам долю акцизов на спирт и алкогольную продукцию, часть единого сельхозналога, других налогов.


Необходимо расширять эту практику. Считаю возможным рассмотреть вопрос закрепления за местными бюджетами части средств от налога на добавленную стоимость.


Требуется корректировка законодательных норм и в части пополнения неналоговых доходов, тех, которые местные бюджеты получают от муниципальных предприятий. Пока они дают больше средств, чем собственно налоговая база. В этой связи особенно важно оставить перечень категорий разрешенного, так называемого муниципального, имущества в «131-м» законе открытым, как это определил Конституционный Суд Российской Федерации.


Эти меры станут действенным механизмом пополнения доходов местных бюджетов.


***


Основное направление работы для нас, законодателей – это обеспечение качества принимаемых законов. Действенным инструментом решения этой задачи являются ежегодные доклады Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Они содержат итоги нашей работы по мониторингу правового пространства страны и оценку перспектив его развития. Мы уже подготовили четыре доклада Совета Федерации, в настоящее время нами готовится пятый.


Многие регионы делают собственные доклады, позволяющие оценить истинное положение дел в законодательной сфере на уровне субъектов Федерации. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас за высококвалифицированную работу над своим докладом. «Мониторинг законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2007 году» был признан в числе лучших среди аналогичных докладов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.


***


В этот непростой период идея необходимости консолидации всех ответственных участников политического процесса вокруг государства становится очень актуальной. Выдающийся государственный деятель, бывший некогда саратовским губернатором, Петр Аркадьевич Столыпин говорил о противниках государственности: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».


К сожалению, не всегда в наших силах оградить свою страну от потрясений – часто они приходят извне. Но мы можем минимизировать их воздействие на нас, сделать все от себя зависящее, чтобы не потерять достигнутого, чтобы наша страна развивалась дальше, чтобы наши граждане жили действительно в лучшей стране – Великой России!