20 октября 2008
Дорогие друзья!
Не будет преувеличением сказать, что в этом зале собрались истинные ревнители российского образования, Учителя и Просветители с большой буквы. Ваша миссия имеет непреходящую значимость.
ХХ век был веком революций, которые в корне изменили весь уклад жизни людей. Каждая революция оставила свой неизгладимый след в истории. Последняя из них – информационная – поставила нас перед выбором: либо мы в кратчайшие сроки сможем выработать и запустить интенсивные механизмы модернизации, либо безнадежно отстанем от стран-лидеров по важнейшим технологическим и социальным показателям.
Для эффективного и подлинно инновационного развития необходимо мобилизовать все общественные ресурсы. Народное просвещение – один из таких ресурсов, причем стратегический. Нам необходима разветвленная и постоянно действующая система – подчеркну, именно система – народного просвещения, охватывающая все возрасты, все пространство нашей страны, в которой бы активно участвовали университеты, научные и творческие организации.
Один из участников 1-го Всероссийского съезда деятелей народных университетов 100 лет назад произнес пророческие слова.
Цитирую: «Бедность и невежество, голод и «власть тьмы» – это страшные близнецы, которые вместе рождаются в мире и неизменно сопутствуют один другому. Напротив, культура, просвещение – это признак богатства, это само богатство». Да, теперь мы понимаем, что истинным богатством страны являются образованные и просвещенные люди.
Сейчас, когда Россия вступает в информационное общество, нельзя допустить, чтобы процесс информатизации привел к внутреннему расколу страны, к разделению людей на узкий слой информационной «элиты» и остальных «аутсайдеров». Доказано, что «цифровое» неравенство, «информационная бедность» (эти слова уже вошли в современный политический лексикон) напрямую ведут к углублению социального неравенства.
Создать современное общество, общество основанное на знаниях, – значит перейти от экономики «дешевого» работника к экономике «дорогого человека», (Термины из современных европейских экономических теорий – Шумпетер, С. Кузнец). К экономике, раскрывающей перспективы перед каждым человеком, ломающей устаревшие стереотипы, разрушающей страх перемен, страх перед будущим.
Вложения в человеческий капитал должны носить комплексный характер, сопровождаться модернизацией всей социальной инфраструктуры страны.
Создание системы народного просвещения – важнейший этап на этом пути.
Несколько слов о задачах народного просвещения, которые считаю важнейшими.
Первое. Развитие правовой культуры общества.
Многие благие начинания и инициативы государства сегодня просто вязнут в нигилистическом отношении людей к закону. Тезис о том, что «несовершенство закона в России компенсируется необязательностью его исполнения», к сожалению, прочно вошел в умы наших сограждан. Тому немало и объективных причин.
Столкнувшись в 90-е годы с тотальным нарушением прав человека, с пренебрежением и наплевательским отношением со стороны тогдашней власти и нового класса собственников, наши граждане вынуждены были буквально выживать вопреки всем бедам, свалившимся на их долю. Порой противостоять приходилось и действовавшему законодательству, тенденциозность которого нередко ставила под вопрос его справедливость.
Но это все, или почти все, в прошлом. Без преодоления правовой неграмотности страна двигаться вперед не может. Введены новые Гражданский, Жилищный, Трудовой и другие кодексы, но люди плохо знают свои права и правовые возможности, не умеют отстаивать свои интересы в судах.
Второе. Финансово-экономическое просвещение.
Изменения, произошедшие в ходе радикальных реформ, заставили большую часть нашего народа на собственном опыте познавать законы рынка и «набивать шишки» в процессе этой учебы. Изменения в экономике продолжаются. В наши дни они связаны с появлением новых технологий в производстве товаров и услуг, с новациями в финансовой и банковской сферах, страховом деле, с реформами налоговой системы. Но значительная часть граждан не в состоянии адаптироваться к ним. Все мы прекрасно знаем о многочисленных жертвах финансовых пирамид. До сих пор приходится разбираться в ситуации и решать проблемы людей, пострадавших от жуликов в строительстве жилья, так называемых «соинвесторов». Населению просто необходим «экономический ликбез», причем доступный и оперативный.
Третье. Формирование информационной культуры.
Необходимы эффективные просветительские программы освоения информационных технологий, охватывающие все возрастные категории: от младших школьников до пенсионеров. Люди должны получить возможность и средства как для решения повседневных задач, так и для приобщения к культурным ценностям страны и мира.
Электронная информационная среда – это не только элемент капитализации экономики, а реальное и действенное средство решения людьми своих самых насущных проблем, источник экономии времени и инструмент устранения барьеров в развитии личности.
Особое значение имеет создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе к государственной системе правовой информации.
Четвертое. Просветительская деятельность в области экологии и охраны здоровья.
Надо признать, что в сознании людей произошла серьезная девальвация экологических ценностей. Очень часто приходится сталкиваться, в буквальном смысле слова, с варварским отношением к окружающей среде. Очень низка культура проживания в городах. Задача экологического просвещения – добиться, чтобы выполнение простейших экологических правил стало столь же естественным, как ежедневная личная гигиена.
Заинтересованность людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия, также крайне низка. Смертность от так называемых «болезней образа жизни» очень высока. За неимением времени я не буду приводить цифры, хотя они очень красноречивы. Надо просвещать людей, чтобы забота о собственном здоровье и здоровье близких стала устойчивой системой поведения. Надо учить людей оказывать первую медицинскую помощь.
Пятое. Особое значение я придаю просвещению в области культуры.
На наших глазах утверждается засилье массовой культуры. Все опасности, связанные с этим, хорошо известны. Серийная продукция массовой культуры насаждает искаженную систему ценностей, навязывает бесконтрольную свободу действий и пренебрежение элементарными нормами морали, долгом перед семьей, обществом и страной.
Вместе с тем, хотим мы этого или не хотим, в современном мире средства массовой информации – главный источник распространения культурных ценностей. Однако, как отмечал еще академик Д.С. Лихачев, «телевидение часто пропагандирует не культуру, а антикультуру».
Нам навязывают некое авторитетное мнение, что люди, якобы, хотят видеть на экранах бесконечные развлекательные шоу и бандитские сериалы, а содержание телепрограмм – только ответ на существующий запрос. Уверен, это ложное утверждение тех, для кого человек – только элемент их бизнеса. Задача СМИ, просветительских организаций, всей интеллигенции – формировать высокие художественные стандарты и нравственные ориентиры.
К слову, телевидение имеет все возможности пробудить интерес к подлинному искусству и книгам. Яркий пример – выход на экраны телесериала «Идиот» режиссера Владимира Бортко. После этого продавцы книжных магазинов отметили резкий всплеск продаж книг Ф.М. Достоевского. Значит, спрос есть!
Пример зарубежных научно-популярных сетевых каналов «Дискавери» и «Виасат» заставляет задуматься: неужели в нашей стране нет места подобному просветительскому федеральному телеканалу? Уверен, создание такого канала назрело. И он, наряду с каналом «Культура», должен обязательно войти в общефедеральный пакет при переходе к цифровому стандарту телевизионного сигнала.
Научно-популярные, исторические и документальные фильмы должны быть более широко представлены и на действующих каналах. Заявление Председателя правительства Владимира Путина о необходимости государственного заказа на телевизионную продукцию – свидетельство того, что понимание важности данной задачи у государства есть.
Необходимо развивать и образовательный сегмент сети Интернет. Технологии дистанционного обучения способны сегодня обеспечить удобный и качественный доступ любого человека к содержательным образовательным ресурсам. Вопрос лишь в стоимости таких образовательных услуг и в универсализации их стандартов.
В этой связи надеюсь, что просветительские программы получат поддержку и российских деловых кругов.
В следующем году в Бразилии состоится Всемирный конгресс по проблемам образования взрослых, которому предшествовал целый ряд общеевропейских мероприятий. Во многих из них активно участвовали и представители региональных организаций нашего Общества «Знание».
Я надеюсь на активное участие в деле народного просвещения наших классических университетов. В России, в отличие от Европы и Америки, все университеты открывались в больших городах и сразу становились не только образовательными, но и культурными центрами. Их просветительская миссия состояла, во-первых, в том, что профессора обязательно читали публичные лекции для всех желающих о достижениях науки, искусства, литературы. Во-вторых, создавались научные общества, на заседания которых приходили не только студенты и профессура, но и все те, кто интересовался научными проблемами. В-третьих, университетские издательства выпускали книги для массового читателя.
Думаю, что надо восстанавливать эти отечественные просветительские традиции.
Важнейшим шагом в этом направлении могут стать Народные университеты. Именно они являются наиболее доступным широкому кругу граждан источником получения знаний в течение всей жизни. Кроме того, народные университеты – это и огромный исторический опыт самоорганизации людей. Сохранение и развитие этого опыта может превратить народные университеты в действенный институт гражданского общества.
Национальный Комитет «Интеллектуальные ресурсы России» вносит свой посильный вклад в создание системы народного просвещения. Разработана программа всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий, проводится фестиваль Научно-популярных кинофильмов и программ «Мир знаний».
Как уже было отмечено, сегодня в Санкт-Петербурге стартует третий такой фестиваль. На прошлой ассамблее был заявлен проект по созданию Всероссийского народного университета, который сегодня будет обсуждаться. В преддверии нынешнего съезда (3 октября) мы провели всероссийский телемарафон “Просвещение народа и инновационное развитие России”, в котором приняли участие представители 58 субъектов Российской Федерации. Люди в региональных студиях делились своим опытом организации просветительской деятельности и высказали предложения, часть которых, вошла в проект обращения сегодняшнего съезда.
Хочу завершить свое выступление еще одной небольшой цитатой из материалов I-го Всероссийского съезда деятелей народных университетов: «Наука по природе своей демократична: перед ее лицом – все равны. Наука, как солнце, всем равно посылает свои животворящие лучи тепла и света. Она, как воздух, принадлежит всем».
Просветительская деятельность – очень динамичный, нешаблонный процесс, она требует постоянного обсуждения и обмена опытом. Второго Всероссийского съезда деятелей народных университетов мы ждали более 100 лет. Искренне надеюсь, что подготовка третьего съезда займет значительно меньше времени.
Чтобы возродить практику проведения таких съездов, мы предлагаем сформировать постоянно действующий общественный орган – Всероссийский совет народных университетов, в который войдут авторитетные представители российской науки, образования, культуры, государственные и общественные деятели. Предложения по составу совета у вас имеются.
Выражу надежду, что наш съезд станет поворотным моментом в деле развития народного просвещения в нашей стране.
Желаю съезду успешной, плодотворной работы.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы