Вступительное слово на телемарафоне "Просвещение народа и инновационное развитие России" 3 октября 2008 года (г.Москва)

3 октября 2008

Сегодняшним телемарафоном мы начинаем серию встреч, цель которых – возродить просветительское движение в стране. Нам очень важно обменяться мнениями. Скоро состоится знаковое событие в истории российского гражданского общества: ровно 100 лет назад состоялся  Первый Всероссийский съезд деятелей народных университетов. По нашей инициативе будет проведен Второй съезд.


Просветительство в России имеет давние традиции. Активную просветительскую деятельность вели такие выдающиеся представители науки и культуры как Менделеев, Вернадский, Пирогов, Циолковский, Лотман, Лихачев, Капица и многие, многие другие.


В советское время активно работало общество «Знание», различные профессиональные и  творческие союзы. Большим спросом у населения пользовалась доступная и увлекательная детская научно-популярная литература.


Сегодня страна вступает в информационное общество. Происходят огромные социокультурные сдвиги: появился новый вид грамотности – информационный.  Именно он  зачастую  определяет успех человека на рынке труда. Эти процессы предъявляют новые, более высокие требования к каждому человеку, которому предстоит несколько раз  в течение жизни менять профессию,  постоянно учиться.


Просвещение становится ключевым инструментом  мобилизации творческой энергии людей.


Тяга людей к знаниям сохранилась, осталась и  та  нравственная основа, на которой всегда держалась Россия. Но разобраться в  потоке информации, который обрушивается на современного человека, крайне трудно. Этим пользуются всякого рода мошенники, распространяющие всевозможные псевдонаучные знания, учения, «пути просветления» и тому подобное. Психологи постоянно отмечают: к ним на прием толпами идут люди, пострадавшие от различного рода тренингов. Чего стоит одно только дело Грабового! Вместо «личностного роста» одни зарабатывают депрессию, другие попадают в  зависимость от псевдопророков.  По телевидению выступают бесконечные ясновидящие, колдуны, соревнуются экстрасенсы, которые порой известны людям во сто крат лучше, чем российские ученые с мировыми именами.


Научно-популярная литература практически недоступна. В магазинах есть прекрасные просветительские книги, но очень дорогие, и, в отличие от массовой литературы, детективов и любовных романов, большинство  населения купить их не может. Люди перестают доверять научным знаниям. Формирование  научной картины мира – это важнейшая задача просвещения.


Чтобы изменить ситуацию, нам необходимо отладить систему непрерывного образования и обучения взрослых, оптимально сочетая государственные и  негосударственные образовательные институты.


Народное просвещение  поможет нам предотвратить риск разделения общества на  узкий слой информационной «элиты» и остальных «аутсайдеров».  Нельзя допустить, чтобы  процесс информатизации  привел  к  внутреннему расколу нашего общества, поскольку информационное неравенство напрямую ведет к углублению социального неравенства.   


Просвещение тесно связано с образованием. Однако действующая  система образования не в состоянии ответить на все вызовы времени, удовлетворить весь спектр интеллектуальных и духовных потребностей человека. В ее рамках не могут быть полностью решены вопросы информационной и  правовой культуры, здорового образа жизни, санитарного и экологического просвещения  и многие другие.


Важность народного просвещения для реализации стратегии инновационного развития страны поистине огромна, и решать её можно только общими усилиями государства, органов местного самоуправления и гражданского общества.  Сегодняшнее просветительство  держится в основном на энтузиастах и подвижниках, которым необходима государственная  поддержка.


В заключение хочу процитировать Владимира Ивановича Даля, который прекрасно сформулировал смысл российского просветительства: «Просвещать – это просветлять, даровать свет умственный, научный, нравственный, поучать истинам и добру, образовать ум и сердце».


Надеюсь, что сегодняшний телемарафон поможет нам объединить силы для решения задач просвещения народа в инновационном развитии России.