Выступление на VIII сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ 4 сентября 2008 года (г. Москва)

4 сентября 2008

Уважаемый Сергей Вадимович!


Уважаемые коллеги!


Поздравляю вас с открытием сессии. Искренне рад приветствовать в Москве наших зарубежных гостей.


Регулярное профессиональное общение финансовых контролёров из СНГ играет важную роль в укреплении сотрудничества между нашими странами.


В государствах Содружества проводятся очень разные реформы, но по большому счёту мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами. Такие распространённые экономические преступления, как финансовые махинации, «отмывание» денег, коррупция, легко «преодолевают» любую государственную границу. Поэтому решать эти проблемы нам нужно только сообща.


Дорогие друзья!


Экономический прогресс и процветание невозможны там, где отсутствуют механизмы внешнего финансового контроля за властью. Бесконтрольная бюрократия живёт по принципу, который ёмко выражен в старой пословице: «Отчего ж не воровать, коли некому унять». А главная наша задача состоит как раз в том, чтобы унять жуликов, сделать невозможным казнокрадство. Поэтому мне больше по душе другая русская поговорка: «Сколько вору ни воровать, а расплаты не миновать».


Мздоимство, некомпетентность чиновников словно ржавчина разъедают государственный организм и ведут к разложению общественных нравов. Вот почему восстановление сильного государства на деле должно приводить не к увеличению полномочий бюрократии, а к повышению «прозрачности» и эффективности её деятельности.


Движение наших стран в сторону демократизации, открытости государственного аппарата влечёт за собой и изменение принципов финансового аудита. Задачей первостепенной важности становится умение оценить эффективность расходования бюджетных средств, умение выявить результативность работы государственных институтов. А в конечном итоге, органы аудита должны предлагать новые подходы к оценке отдачи от использования бюджетных средств.


Широкое применение аудита эффективности упростит интеграцию стран Содружества в мировую экономику, поскольку такая система контроля уже внедряется промышленно развитыми государствами. Однако проведение аудита эффективности связано во всех странах СНГ с одинаковыми трудностями. Прежде всего, слабо разработаны сами индикаторы результативности и эффективности, позволяющие оценивать деятельность власти.


Сегодня уже всем понятно, что глобальные макроэкономические показатели не в полной мере отражают реальные уровень и качество жизни населения. Мне часто приходится слышать от граждан такое мнение: «Чиновники рассказывают о том, как быстро у нас растёт экономика, но в жизни простых людей мало что улучшается. Зачем нам такой экономический рост, который мы не можем почувствовать на себе?». Будем говорить честно, применяемые у нас сегодня индикаторы состояния экономики и социальной сферы пригодны в основном для того, чтобы писать парадные отчёты. Такие отчёты только раздражают наших граждан.


 Вместе с тем, надо признать, что ни одной стране мира в настоящее время не удалось предложить идеальные показатели результативности государственных расходов. Думаю, что разработка таких показателей может проходить успешно только в рамках широкого международного сотрудничества экспертов в сфере аудита. Необходимо всемерно развивать, если можно так выразиться, «аудиторскую дипломатию». Она должна стимулировать органы финансового контроля стран СНГ и других государств к проведению совместных проверок, обмену опытом, взаимным консультациям, стажировкам специалистов.


В этой связи нашим коллегам-аудиторам из государств Содружества может быть интересен опыт Счётной палаты России. Она периодически выносит на обсуждение международных форумов итоги своих наиболее значимых проверок результативности использования бюджетных средств. 


Уважаемые коллеги!


Убеждён, что главным, фундаментальным критерием при оценке эффективности любого правительства должно служить понятие «народосбережения». О сбережении и преумножении народа, как об основном показателе успешности внутренней политики, писали такие великие мыслители, как Михаил Ломоносов и Александр Солженицын.


Исходя из концепции народосбережения, органы контроля должны делать акцент не столько на экономических индикаторах, сколько на качественных показателях, отражающих комфортность жизни в стране для большинства её граждан.


Для разработки индикаторов эффективности власти необходимо наладить тесное творческое взаимодействие между законодательными органами и институтами государственного финансового контроля. Что касается России, то у нас парламент и Счётная палата взаимодействуют, как говорится, в режиме реального времени. Глава Счётной палаты и аудиторы регулярно представляют Совету Федерации и Государственной Думе всю необходимую информацию. Прежде всего – о ходе исполнения федерального бюджета, о проводимых финансовых проверках. Аудиторы регулярно участвуют в заседаниях парламентских комитетов и комиссий, в пленарных заседаниях.


В России, как и во всех странах СНГ, именно парламенты и органы финансового надзора являются теми сторонами, которые в наибольшей степени заинтересованы во внедрении аудита эффективности. Поэтому мы обязаны, уважаемые коллеги, действовать более сплочённо.


Думаю, что хорошие перспективы при рассмотрении в парламенте имеет законопроект о государственном стратегическом планировании, который разработан Счётной палатой совместно с Правительством Российской Федерации. Он предусматривает введение в законодательство норм государственного стратегического аудита, включая формирование реестра целей аудита и списка ключевых индикаторов эффективности власти.


Появление такого законопроекта вселяет оптимизм. В то же время мы видим, как много остаётся в нашем законодательстве «пробелов». Так, в России отсутствуют юридические акты, которыми бы устанавливалось, что аудит эффективности является частью мандата Счётной палаты. Устранение подобных «пробелов» – это приоритетная задача для законодателей наших стран.


Уважаемые друзья!


Эффективный внешний контроль идёт на пользу прежде всего самим органам власти. Открытость, подотчётность государственных институтов делает их легитимными в глазах граждан.


По мере развития такой системы контроля происходит и ломка стереотипов массового сознания. Граждане должны быть уверены в том, что чиновники лишены возможности принимать важные решения, не считаясь с мнением населения.


Уважаемые коллеги!


В странах СНГ уже сделаны первые шаги по внедрению принципиально новых подходов в организации государственного финансового аудита. И теперь благополучие наших стран во многом зависит от того, насколько далеко мы пойдём по этому пути.


Уверен, что в ходе нынешней сессии будут найдены верные решения, которые позволят повысить качество управления государственными ресурсами.


Благодарю за внимание!