Выступление на заседании Совета по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации 29 января 2008 года

29 января 2008


Уважаемые члены Совета, уважаемые коллеги!


Рад приветствовать вас на первом в новом году заседании нашего Совета по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России.



За время, прошедшее с последнего заседания в октябре, Совет претерпел некоторые организационные изменения: в него вошли новые – известные и компетентные в своих сферах специалисты, в название добавлен рыбохозяйственный комплекс. Это означает более универсальную специализацию Совета, призванного, по моему мнению, заниматься всеми без исключения вопросами и проблемами агропродовольственного комплекса страны.



Сегодня мы обсуждаем ситуацию в рыбохозяиственном комплексе России и правовом обеспечении его функционирования. Этот чрезвычайно актуальный вопрос только за последние полгода неоднократно рассматривался Президентом, на президиуме Госсовета и в Правительстве Российской Федерации, в том числе на заседании, прошедшем на прошлой неделе. Такой интерес к стратегически важной отрасли, которая имеет большое экономическое, социальное, продовольственное значение, но переживает глубокий системный кризис, для ответственного государства вполне закономерен.



Проблемы отечественного рыбопромышленного комплекса всем нам хорошо известны. Хотелось бы отметить лишь некоторые, с моей точки зрения, важные и принципиальные моменты. 1. О работе отрасли в целом можно судить по уровню потребления рыбопродукции, который сегодня не превышает у нас 13 килограммов на человека в год. Это примерно в два раза ниже медицинских норм и показателей, достигнутых в Советском Союзе в 80-ые годы.


Потребление этого ценного продукта питания в густонаселенном Китае, например, составляет больше 25 килограммов на человека в год, а в традиционно рыболовных странах – Норвегии и Японии, соответственно, 47 и 65 килограммов. Столь низкий уровень потребления продуктов рыболовства просто дискредитирует Россию как страну с развитой экономикой.



2. Недопустимым и нелогичным представляется положение, когда чрезвычайно богатая водными биоресурсами Российская Федерация, выступив наследницей Советского Союза – ведущей мировой рыболовной державы, утратила лидирующие позиции. Уход нашего флота из Мирового океана – конвенционных и открытых его районов, в которых советские рыбаки добывали до 5 миллионов тонн морепродуктов, негативно сказался на геополитических интересах нашей страны. Ведь это происходило на фоне резкого обострения международной конкурентной борьбы за морские ресурсы.


Сегодня не часто можно увидеть Российский флаг в международных водах. Концентрация же всего рыбодобывающего флота в российской исключительной зоне привела к критическим нагрузкам на отдельные высоколиквидные виды биоресурсов.



3. От работы рыбной отрасли во многом напрямую зависит благополучие и занятость населения в отдаленных приморских регионах страны. Здесь живут рыбаки, здесь должны располагаться конкурентоспособные предприятия, способные принять, переработать и доставить потребителям рыбную продукцию, быстро и качественно обслужить, построить и отремонтировать флот, оказать рыбопромышленникам финансовые, маркетинговые и другие услуги.



К  сожалению, в настоящее время береговая инфраструктура рыболовства не способна в полной мере выполнять данные функции.


4. По причине неразвитости береговой инфраструктуры, а также из-за неадекватно усложненной, дорогостоящей и долгой процедуры оформления судов с уловом в портах, промысловики предпочитают сдавать свою продукцию в соседних странах. Там их благожелательно встречают и оформляют все необходимые документы за считанные часы.


5. Острейшей на сегодня остается проблема незаконного вывоза особо ценных видов биоресурсов, добытых в результате масштабного браконьерского промысла.




6. Мощный экспортный поток практически необработанного рыбного сырья соседствует с ростом зависимости отечественного рыбного рынка от импорта, объемы которого сегодня в среднем по стране превышают 30% от рыночного оборота рыбопродукции, а в крупных городах – 50%. Причем часто в переработанном виде к нам завозится рыба российского происхождения.



Подобное положение в отрасли несет в себе серьезную угрозу продовольственной безопасности России, негативно отражается на ее репутации и выгодно, пожалуй, только нашим зарубежным конкурентам, браконьерам и криминалитету.


7. Россия серьезно отстает от других стран в развитии аквакультуры. Более того, с 1990 года объемы производства продукции аквакультуры резко сократились и обеспечивают около 5% от общего объема потребления рыбопродукции.


Между тем, в мире аква- и марикультуры бурно развиваются и уже стали мощным альтернативным источником получения       рыбопродукции, обеспечивая до 40% ее рыночного оборота.


8. Для эффективного функционирования предприятий отрасли необходимы доступные для них значительные материальные и финансовые ресурсы. Даже неспециалисту понятно, что при отсутствии адекватных механизмов финансирования и кредитования ориентация наших рыбаков на внешние рынки и их зависимость от внешних инвесторов будут только усиливаться.




Одной из основных причин кризисной ситуации в рыболовстве являются очевидные пробелы в законодательстве и отсутствие целостной нормативно-правовой базы для функционирования рыбной отрасли. Государственная политика на протяжении 15 лет здесь была нестабильна и непоследовательна, а система государственной поддержки и регулирования, которая отвечала бы потребностям и ситуации в рыболовстве, так и не была создана.




В своем ежегодном послании Президент Российской Федерации уделил рыбопромышленному комплексу серьезное внимание, определил задачи по преодолению кризиса в нем. Более подробно этот вопрос обсуждался в Астрахани в августе 2007 года на президиуме Государственного Совета Российской Федерации. По итогам заседания Глава Государства утвердил исчерпывающий и весьма обширный перечень поручений, направленных, главным образом, на формирование адекватной вызовам времени и потребностям отрасли целостной нормативно – правовой базы. В частности, поручениями Президента предусмотрены:


– совершенствование механизмов распределения ресурсов;
– стимулирование поставок рыбопродукции на российский берег и развития береговой и рыночной инфраструктуры рыболовства;
– упрощение процедуры оформления в портах;
– ограничение иностранного присутствия в отрасли;
–  поддержка в организации дальнего промысла и другое.


В.В. Путин также поручил Правительству России внести предложения по разработке федеральной целевой программы, направленной на развитие рыбохозяйственного комплекса. По мнению специалистов, реализация этих поручений позволит не только кардинально улучшить ситуацию в рыболовстве, но и обеспечит его поступательное развитие, сделает государственное управление здесь более прозрачным и эффективным.





В конце 2007 года был принят Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон “О рыболовстве” и другие законодательные акты”, который, несмотря на некоторые очевидные недостатки, серьезно улучшает ситуацию с правовым
обеспечением работы рыбохозяйственного комплекса.


Это, впрочем, не означает, что все в плане законотворчества уже сделано. Необходимо оперативно разработать и внести поправки в закон “О рыболовстве”, ускорить принятие законопроектов “Об аквакультуре” и “О сохранении осетровых видов рыб”.




Различным министерствам и ведомствам и, прежде всего, вновь созданному Государственному комитету по рыболовству сегодня предстоит серьезная и конкретная работа по подготовке подзаконных нормативных актов и их исполнению. Только в соответствии с упомянутым выше законом должно быть издано более двадцати постановлений и распоряжений Правительства России. От качества и скорости подготовки и принятия этих нормативных документов будет в немалой степени зависеть ситуация в рыбохозяйственном комплексе страны.



Уважаемые коллеги!


Надеюсь на ваше заинтересованное и профессиональное участие в обсуждении исключительно актуальных вопросов рыболовства. Нам важно знать ваши оценки ситуации в отрасли и мнение относительно мер, предпринимаемых сегодня для вывода ее из кризиса. Уверен, в ходе нашей дискуссии будет выработана оптимальная и взвешенная позиция, которая ляжет в основу решений Совета.


Слово для основного доклада предоставляется руководителю Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству Адрею Анатольевичу Крайнему.