Выступление в рамках научно-практического семинара "Опыт создания региональной инновационной системы" 1 августа 2007 года (г.Воронеж)

1 августа 2007

Уважаемые друзья!



1. Тема нашего семинара как никогда актуальна. Лицо мировой экономики стремительно меняется. Эпоха безоговорочного доминирования сырьевых транснациональных корпораций постепенно уходит в прошлое. Во всём мире им на смену приходит наукоёмкое производство, в котором решающую роль играет способность к постоянному обновлению продукции и технологий. России важно не упустить этот момент, иначе она останется на задворках истории. Я не устану повторять, что продажа нефти и газа, сырьевой путь развития – не могут быть залогом нашего благополучия!


2. Экономика России должна совершить разворот на 180 градусов. Сегодня совершенно очевидно, что выстроить современную конкурентоспособную экономику возможно только на основе подъёма и возрождения собственных высокотехнологичных отраслей.


Президент России, Владимир Владимирович Путин в своём последнем Послании сделал особый акцент на проблемах инновационного развития. По сути, он задал нам стратегию перевода нашей экономики на новые рельсы, превращению её в экономику знаний.


3. Проблемы, которые нам предстоит решить в этой сфере, очевидны. В первую очередь, это отсутствие единой инновационной системы, способной воедино связать все цепочки, все элементы инновационного процесса. Необходимо сформировать эффективную инновационную “вертикаль”, которая должна пронизывать все уровни экономической активности – от федерального до муниципального.


Надо сказать, что на уровне центра перелом начался, и многие процессы уже заработали. Так, уже в этом году мы направляем 300 млрд. руб. на капитализацию институтов развития (Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и целого ряда других). Кроме того, в управление специально создаваемой Российской корпорации нанотехнологий передается 130 млрд. руб. Начинается реализация целого ряда крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов, направленных на поддержку отраслей с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая и электронная промышленность, информационно-коммуникационные технологии).


В рамках целевой федеральной программы на развитие нанотехнологий на 2008-2010 годы в федеральном бюджете предусмотрено в общей сложности порядка 9,8 млрд. руб.


4. Вопросы инновационного развития нельзя отрывать от вопросов, связанных с развитием малого бизнеса. Именно малые предприятия, действующие в условиях жёсткой конкуренции, являются основным источником инновационной активности. В Соединённых Штатах малые фирмы сегодня внедряют в 17 раз больше нововведений, чем крупные компании. Они по статистике дали половину всех крупных научно-технических разработок, освоенных американской промышленностью.


Это является наглядным показателем того, какую роль играет малый бизнес сегодня для экономики любой страны. У нас же доля занятости в нём составляет всего 25%, при том, что в развитых странах – от 60 до 80%. А по приблизительным подсчётам инновационной деятельностью в России занимаются не более 6% от общего числа малых предприятий. Причины в целом известны – это и пробелы в законодательстве, и недостаточные государственный протекционизм и финансирование, неравные условия конкуренции, коррупция и бюрократические барьеры.


Кстати, мне известен опыт Воронежской области по поддержке малого бизнеса, и он представляется очень позитивным. Такие механизмы, как Фонд содействия венчурным инвестициям для малых предприятий, региональные бизнес-инкубаторы, гарантийный фонд для малого предпринимательства – это те институты, которые необходимо создавать во всех регионах страны.


5. Перевод экономики на инновационные рельсы предполагает объединение образования, науки и бизнеса в единую систему. Надо признать, что пока эти три элемента у нас существуют сами по себе. Реально отношения между вузами, исследовательскими коллективами и предпринимателями строятся на личных связях и носят случайный характер.


Уровень спроса на инновации со стороны экономики оставляет желать лучшего. На новые исследования и разработки бизнес расходует мизерные суммы, меньше 1% от стоимости выпускаемой продукции. К сожалению, мышление многих бизнесменов пребывает в периоде первоначального накопления – они всё ещё стремятся к быстрым прибылям при минимуме вложений.


В этой ситуации именно государство должно стать инициатором перемен. Необходимо использовать опыт кластерных организационных технологий и формировать зоны компактного размещения производств. Государство в этом случае возьмёт на себя создание инфраструктуры, а бизнес – построение комплекса предприятий с высоким уровнем передела.


6. Для повышения инвестиционной активности требуется в скорейшем времени “закрыть” пробелы в федеральном законодательстве. К сожалению, приходится признать, что до сих пор в нашей стране нет базового федерального закона, который бы в целом регулировал правоотношения в сфере инноваций. Работа над его проектом ведётся, но я считаю, что её надо ускорить и как можно быстрее принять закон “Об инновационной деятельности в Российской Федерации”.


Мы в Совете Федерации уделяем особое внимание вопросам промышленной политики, в том числе в сфере инновационного развития. Помимо работы профильных комитетов у нас активно действует целый ряд общественных советов при Председателе палаты.


Недавно мы одобрили изменения в Налоговый кодекс, которые должны создать более благоприятные условия для финансирования инновационной деятельности. Но это лишь первый шаг. Нам нужны более решительные меры по снижению налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта.


Задача, которую нам предстоит решить – определить чёткие правила распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности. А также внести изменения в целый ряд федеральных законов, с тем, чтобы создать условия для интеграции науки и образования, для устранения существующих в этой области лишних запретов и ограничений. В частности, это законы “О науке и государственной научно-технической политике”, “Об образовании” и ряд других.


Развитие инновационного законодательства даст правовые инструменты как федеральным и региональным органам власти, так и бизнесу для проведения более активной и действенной политики по внедрению новых технологий в производство. Это позволит значительно сократить путь от изобретения до его промышленной реализации.


Спасибо за внимание.