Выступление на заседании "круглого стола" на тему: "Инвалиды в современном российском обществе" (29 марта 2007 г.)

29 марта 2007

Роль государства и политических партий в обеспечении эффективной интеграции инвалидов в жизнь общества


Дорогие друзья, уважаемые коллеги!


Благодарю всех, кто смог прийти на эту встречу. Вопрос сегодняшнего обсуждения наиважнейший: как интегрировать инвалидов в жизнь общества.


Напомню, в Конституции нашей страны (седьмая статья) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Мы все понимаем, что это положение записано авансом. Многие законодательные нормы, конкретизирующие эту статью Конституции, существуют пока только на бумаге.


Но в жизни инвалидов эти нормы требуют немедленной реализации. Имея серьезные проблемы со здоровьем, очень трудно найти свое место в динамично меняющемся обществе.


Эффективная социальная политика в отношении инвалидов состоит из нескольких направлений: это, во-первых, финансовая поддержка со стороны государства, во-вторых, льготное лекарственное обеспечение, в третьих, реабилитационные программы социальных служб. Цель этой политики – обеспечить инвалидам нормальную, полноценную жизнь, равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод.


Думаю, время узкого, чисто компенсаторного понимания проблем инвалидов уходит в прошлое. Вы обладаете огромным интеллектуальным и творческим потенциалом, который нужен нашей стране, и необходимо создать все условия, чтобы этот потенциал был реализован.


Здесь очень важна готовность общества сотрудничать с инвалидами, создавать особые условия их социализации, включая образование и трудоустройство.


Каждый год в нашей стране становится на миллион инвалидов больше. За последнее десятилетие их численность удвоилась, достигнув 12 млн.


Большая часть инвалидов (около 66%) – люди пенсионного возраста. Понятно, что получение инвалидности сегодня нередко превращается в одну из стратегий выживания пожилых людей. Инвалидность оформляют, чтобы хоть частично компенсировать потерю льгот, произошедшую в результате принятия 122 закона.


Мы, в партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» считаем, что пенсионная система в целом должна быть коренным образом реформирована.


Особая проблема – это дети-инвалиды. Сегодня их 613 тысяч, и количество их растет. Они имеют право на небольшую пенсию. Но она ни в коей мере не обеспечивает реальную социализацию детей-инвалидов.


Дети-инвалиды нуждаются не только в еде, одежде, игрушках, современных компьютерах, но и в реабилитационных программах, помогающих им интегрироваться в общество наравне со здоровыми сверстниками. Сегодня у нас очень мало доступных и эффективных программ реабилитации. А те, что есть, помогают только двум-пяти процентам ребят.


Дети с ограниченными возможностями в первую очередь нуждаются в нормальном, полноценном образовании. Между тем, качество преподавания в образовательных учреждениях, предназначенных специально для инвалидов, вызывает большие нарекания. Многие инвалиды учатся просто для того, чтобы быть занятыми, не рассчитывая на то, что по окончании учебы им удастся устроиться на работу. Это означает одно: дети – инвалиды находятся в зоне риска, их будущее крайне неопределенно.


Мы считаем, что дети, имеющие физические ограничения, должны получать образование такого же качества, что и обычные дети. Оптимальный выход – расширение возможностей совместного обучения детей-инвалидов и обычных детей.


О законодательном процессе.


Хочу с удовлетворением отметить, что Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых и Всероссийское общество глухих активно участвуют в общественных дискуссиях, предшествующих принятию законов. Однако отстоять интересы инвалидов вам удается далеко не всегда. Надо последовательно добиваться представительства своих интересов в парламенте.


Наша партия вырабатывает стратегию взаимодействия с общественными организациями, защищающими интересы инвалидов. Их позиция уже учтена в нашей Политической платформе, с которой мы шли на региональные выборы в марте. И эта позиция будет развита в готовящейся Программе партии.


Какие законодательные проблемы надо решать незамедлительно?


Первое. Проблема трудоустройства. Получение инвалидом специальности отнюдь не гарантирует трудоустройства. Речь даже не идет о том, чтобы найти высоко- или среднеоплачиваемую работу. Крайне сложно найти любую работу. По официальной статистике, таких трудоустроенных счастливцев в стране не более 15%. До сих пор проблема трудоустройства инвалидов решалась за счет квотирования рабочих мест. Сегодня мы видим, что этого недостаточно, потому что большинство инвалидов все равно не могут найти работу.


Второе. Лекарственное обеспечение инвалидов. Несмотря на то, что лекарств закупается все больше, многие хронические больные, чья жизнь напрямую зависит от приема зачастую дорогостоящих лекарственных препаратов, вынуждены покупать их за свои деньги.


В решении этой проблемы наметился сдвиг. Лекарственное обеспечение тяжелых больных будет выделено Правительством в отдельную программу, и налажен более жесткий контроль над обеспечением доступности медикаментов.


Мы предлагаем «расширить перечень лекарственных средств, отпускаемых инвалидам по рецептам, включить в него дорогостоящие препараты, а также изделия медицинского назначения для детей». (Из Политической платформы.)



Сейчас, когда многие виды социальной помощи обращены в деньги, мы знаем, какие суммы необходимы на поддержание инвалидов. Ни при каких реформах не должно быть даже минимального сокращения финансирования. Необходимо искать дополнительные источники, подключать бизнес, благотворительные фонды, частных лиц.


Третье. Из технических средств реабилитации «выпали» автомобили, при этом никакой альтернативы в виде приспособления общественного транспорта под нужды инвалидов не предусмотрено. Получается, что из-за соображений мнимой экономической выгоды сотни тысяч людей вынуждены «замуровывать» себя в четырех стенах.


Мы вернемся к вопросу о перечне гарантированных государством технических средств реабилитации. И восстановим право бесплатного получения автотранспорта инвалидами, имеющими для этого соответствующие показания.


Четвертое. Считаю, что все политические партии нашей страны должны поддержать реализацию региональных программ «Доступный город», чтобы городская среда стала дружественной к инвалидам.


Речь идет не только о создании безбарьерной среды для инвалидов. Проблема гораздо глубже. Архитектурные и инфраструктурные барьеры возникают не сами по себе, это своего рода символы отношения чиновников к инвалидам, их стремления отгородиться от инвалидов со всеми их проблемами. Конечно, создавать условия для инвалидов в специально созданных районах их компактного проживания, как это делалось в советское время, гораздо проще и дешевле, чем менять всю городскую среду. Но мы не имеем права загонять людей в своего рода резервации.


Цель справедливой социальной политики – сделать все, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями могли полноценно жить в большом обществе и реализовать себя, свои способности.


В том, чтобы делать городскую среду более удобной для жизни, в конечном счете, заинтересованы все. Все мы в определенные периоды жизни (в детстве и пожилом возрасте) бываем людьми с ограниченными возможностями, нуждающимися в специальных условиях.


Иными словами, нам нужна такая городская среда, которая поощряет активную жизненную позицию инвалидов, их стремление к самостоятельной и независимой жизни.


И еще о наболевших проблемах, требующих вмешательства законодателя.


Многие считают несправедливым новый порядок назначения ежемесячных денежных выплат. Действительно, если раньше, в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов», размер льгот определялся в соответствии с медицинской группой инвалидности, то теперь пенсии и ежемесячные денежные выплаты, предоставленные инвалидам вместо натуральных льгот, зависят от уровня ограничения трудоспособности. При этом новая система классификация уровней нетрудоспособности носит во многом субъективный характер и не отражает реальных профессиональных качеств инвалидов. Поэтому степени ограничения способности к трудовой деятельности часто определяются неверно, что приводит к снижению размера пенсионных и компенсационных выплат. Это надо обсудить, и внести соответствующие поправки в закон.


То же самое можно сказать и о проблеме переосвидетельствования инвалидов.


К сожалению, сегодня отсутствует четкий и внятный порядок снятия инвалидности. На практике это приводит к тому, что отовсюду поступают жалобы на взяточничество за продление «инвалидности». Считаю, что и эту ситуацию можно и нужно законодательно отрегулировать.


Сегодня многие инвалиды не только не имеют возможности добиваться реализации своих прав, но даже и не подозревают о них. Люди с серьезными нарушениями зрения и слуха лишены возможности получать не только правовую информацию, но и актуальную информацию о жизни в стране! Сурдоперевода нет сегодня на нашем телевидении. Вместо этого – телевещание, сопровождаемое субтитрами. 4 часа в сутки – вот суточная продолжительность передач, которые в какой-то степени могут воспринимать слабослышащие. Все остальное время 13 миллионов глухих и слабослышащих людей находятся в информационном вакууме.


В свое время Российская партия ЖИЗНИ начала сотрудничать с общественными организациями глухих и слабослышащих. Сейчас мы ведем работу над законом о языке жестов. Нужно создавать государственную службу жестового перевода, в которую инвалиды могли бы бесплатно обращаться за необходимой им помощью переводчиков.


Думаю, если мы действительно хотим интегрировать инвалидов в общество, то должны потребовать от исполнительной власти не просто отчета об освоенных средствах и построенных пандусах, а реальной заинтересованности в решении проблем. Только тогда, когда мы увидим инвалидов на улицах наших городов, в вузах, театрах, библиотеках, музеях можно будет говорить о реальной интеграции инвалидов в наше общество.


Надеюсь, что сегодняшняя дискуссия поможет нам приблизить то время, когда потенциал людей с ограниченными возможностями вольется в общий потенциал развития гражданского общества в нашей стране.