25 сентября 2006
Мы с вами начинаем свою работу в достаточно сложный период для нашего российского общества. Прошедшее лето оказалось насыщенным очень важными для дальнейшего развития страны событиями, явлениями, к сожалению, имеющими, в том числе, и трагический характер. Сегодня нам необходимо осмыслить их причины и общественно-политические последствия, чтобы правильно сформулировать приоритетные задачи Совета Федерации на ближайшую перспективу.
Прежде всего, напомню, это известные события в Кондопоге. В них отразился весь комплекс нерешенных проблем. Это и пугающее своей традиционностью бездействие правоохранительных органов, и беспомощность местных и региональных властей, коррупция, неконтролируемая и нерегулируемая никем миграция со всеми вытекающими последствиями.
Особую обеспокоенность вызывает попытка многих ответственных политиков, как федерального, так и регионального уровня назвать эти события рыночными разборками. Между тем, совершенно очевидно, что в их основе лежат, в том числе, и проблемы межэтнического характера, межэтнических отношений. И эти проблемы требуют срочного решения. Тем более что список городов, где эти проблемы стали решаться насильственными методами, постоянно растет. На сегодняшний день это уже и Сальск, и Санкт-Петербург, к сожалению моему глубочайшему, и Саратов.
В последние месяцы проходят интенсивные встречи глав основных мировых религиозных конфессий с целью выработки принципов их взаимоотношений, фактически можно говорить о согласии, речь идет о мирном существовании. Между тем, недавняя болезненная реакции мусульманского населения на слова лидера католической церкви вполне может обострить и без того напряженные межконфессиональные отношения.
Как вы помните, весной этого года мы с вами сформировали объединенную комиссию по проблемам национальной политики и межконфессиональным отношениям. Она приступила к работе. Но сегодня необходимо придать этой работе дополнительный импульс и более оперативно включиться нашей комиссии в рассмотрение очень большого комплекса вопросов.
И, думаю, что мы должны не только работать над подготовкой с участием экспертного сообщества законов, но и мы должны готовить доклад о состоянии этнополитических отношений в Российской Федерации, в котором нашел бы отражение не только анализ сложившихся в этой области проблем, но были бы даны предложения органам государственной власти по их преодолению.
Реальным результатом проделанной работы мог бы стать выход на современную концепцию национальной политики поскольку существующая безнадежно устарела еще на стадии ее разработки.
Одновременно в Совете Федерации необходимо провести мониторинг состояния и правоприменения миграционного законодательства, понять причины, по которым оно сегодня практически не работает.
Три катастрофы за лето – в иркутском аэропорту, в воздухе вблизи Донецка и на шахте Читинской области ярко высветили целый круг проблем, требующих немедленного решения. Один блок проблем связан с законодательным решением с учетом современного международного опыта страхования ответственности перевозчиков, а также владельцев производств повышенной опасности. Это неизбежно заставит их вкладывать средства в совершенствование систем безопасности пассажиров и рабочих, а также в модернизацию оборудования. Поэтому нам необходимо активно включиться в работу по подготовке такого законодательства.
Другой блок проблем связан с выработкой и реализацией современной государственной промышленной политики, особенно в части возрождения отечественного транспортного машиностроения и авиастроения. Без решения этих вопросов мы не сможем вырваться из того круга, в который мы сами себя загнали. В связи с этим в период осенней сессии необходимо будет провести специальное обсуждение, возможно в рамках “правительственного часа”, по вопросам состояния и развития отечественной авиапромышленности, а также безопасности авиаперевозок. Только что на заседании Совета палаты мы приняли решение предложить нашему Федеральному Собранию 6 октября в рамках “правительственного часа” рассмотреть как раз вопрос, связанный об авиапроме и об организации безопасности полетов.
Уважаемые коллеги, количество принятых законов и применение этих законов не отделимы друг от друга. К сожалению, нам не всегда удается следовать этому тезису. Практика подтверждает, что не все принимаемые нами законы выдерживают испытание жизнью. Достаточно вспомнить критическую ситуацию, возникшую с обвалом алкогольного рынка минувшим летом. Это напрямую связано с отсутствием необходимых подзаконных актов и рядом противоречий заложенных в самом законе. Пойдя навстречу обещаниям Правительства, мы с вами вновь оказались в ситуации, которую сами признали недопустимой в докладе о состоянии законодательства в Российской Федерации. В итоге, многомиллиардные потери бюджета и честных предпринимателей, аналогичный рост доходов теневиков и спекулянтов, всплеск отравлений суррогатными алкогольными продуктами. И самое главное, очередной виток отторжения обществом власти и непонимания действий власти.
Этот и другие примеры еще раз убеждают, что мониторинг правоприменительной практики должен быть поставлен Советом Федерации на систематическую основу. В случае, если у палаты возникают сомнения в действенности закона или отдельных его норм, необходимо давать профильному комитету поручение – обеспечить мониторинг данного закона, и, в случае необходимости, информировать палату о его результатах. Результаты такого мониторинга должны быть отражены в ежегодных докладах Совета Федерации о состоянии законодательства. Сейчас уже началась работа по реализации итоговых положений доклада 2005 года и по подготовке следующего доклада.
Уважаемые коллеги, хотел бы в начале нашей осенней сессии обратить ваше внимание еще на такой аспект. Мы с вами неоднократно говорили о необходимости более тщательной и всесторонней экспертизы проектов, законопроектов, иногда даже концепций законов. Я бы и дальше пошел, иногда даже идей некоторых законопроектов. Причем, когда я говорю о многовекторности, многоаспектности экспертизы, нам нужно не забывать и об антикоррупционной составляющей, и обязательно просчитать социальные последствия. Думать о том, как воспримется обществом тот или иной законопроект.
В этой связи просил бы, прежде всего, профильный комитет по социальной политике обратить внимание на уже раздающиеся призывы, принять закон о возвращении налога на бездетность. Моя личная точка зрения – этого делать нельзя, потому что этими методами мы ничего не решим – рождаемость не увеличится, а из зарплат наших граждан дополнительно будут изыматься деньги. Прошу подготовить по этому вопросу четкую позицию, сначала профильного комитета, а в случае необходимости, и всей нашей палаты.
Уважаемые коллеги, в осеннюю сессию нам предстоит рассмотреть закон о федеральном бюджете на 2007 год. Вы помните, что мы принимали специальное постановление еще в марте этого года. Мы должны сейчас посмотреть, насколько наши предложения нашли отражение в окончательной редакции бюджета. Конечно, мы внимательно должны отследить этап второго и третьего чтения прохождения бюджета.
В целом вы видите, что в этом году сроки рассмотрения бюджета сжимаются, и мы должны ориентироваться на принятие бюджета на будущий год в очень ограниченные сроки, практически в начале осенней сессии. В этой связи, я думаю, что впереди у нас совместная большая работа.
Конечно, мы видим, что трансферты регионам увеличиваются в проекте бюджета на 40 процентов. В целом можно оценить, как положительную динамику увеличение и доходной, и расходной частей. Но, мы уже высказывали свои замечания, о слишком большом профиците, который, по сути, замораживает значительные средства, которым наверняка могли бы найти достойное применение.
Хочу обратить ваше внимание, что 13 сентября прошел Президиум Государственного Совета. Рассматривались вопросы эффективности использования финансовых и материальных ресурсов. Был определен перечень основных показателей в оценке такой эффективности. Думаю, что надо скорректировать планы работы Совета Законодателей. Необходимо в ближайшее время обсудить эти вопросы, тем более, что они тесным образом связаны с формированием самого бюджета.
Кроме того, мы должны иметь объективную, полную и своевременную информацию об эффективности работы региональных и муниципальных органов власти. Это полностью соответствует задачам реализации контрольных полномочий законодательных органов власти.
В ходе осенней сессии Совету Федерации предстоит решать и другие задачи по созданию законодательной базы для реализации приоритетных положений Послания Президента России. Особое место здесь занимают законы, регулирующие права собственности и порядок пользования природными ресурсами. Нам предстоит поработать над таким первостепенной важности законом, как давно ожидаемый обществом Лесной кодекс. Принятие этого закона будет означать глубокое, всестороннее реформирование лесного хозяйства России. Я считаю важным напомнить принципиальную позицию нашей палаты, которую мы высказывали неоднократно – невозможно допустить в той или иной форме частную собственность на леса в нашей стране. Я прошу вас, моих коллег, обратить самое пристальное внимание на этот аспект предстоящего закона.
При одобрении Водного кодекса мы договорились, что подготовим законодательную инициативу, которую рассмотрим в осеннюю сессию, с тем, чтобы одновременно с введением Водного кодекса с 1 января 2007 года вступила в силу также и наша законодательная инициатива.
Сегодня на Совете палаты члены СФ Людмила Нарусова и Юрий Шарандин доложили о том, что наша законодательная инициатива, которая внесет поправку в Закон “О противодействии экстремистской деятельности” практически готова. На ближайшем заседании мы рассмотрим эту законодательную инициативу.
Уважаемые коллеги, сейчас идет уборочная страда. И опять мы видим немотивированное повышение цен на ГСМ. Сегодня в повестке дня нам предстоит рассмотреть проект очередного обращения в Правительство по вопросу повышения цен на ГСМ и позиции Правительства в этой связи.
Также мы рассмотрим вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Мы держим под контролем, и всячески будем содействовать реализации национальных проектов.
Должен сказать, что важнейший закон, который долго не вносился, но я надеюсь, что в осеннюю сессию мы его увидим, – это концептуальный закон “О недрах”, который нам предстоит внимательно рассмотреть.
И в заключение, уважаемые коллеги, я бы хотел несколько слов сказать о нашей международной парламентской деятельности. Успешно прошел саммит “Большой восьмерки” в Санкт-Петербурге. Осенняя сессия пройдет в немалой степени под знаком подготовки к XV Сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, которая откроется 22 января в Москве. Россия председательствует на нем. Это была наша инициатива. Считаю, что это общая победа российского парламентаризма. В связи с тем, что страна, принимающая очередную Сессию, тем более юбилейную – XV, будет Россия, надеюсь, что мы все вместе активно примем участие в этой работе.
У нас начинается осенняя сессия, впереди большая работа. И я уверен, что наша палата, как и во все предыдущие сессии, справится с поставленными задачами, будет надежным помощником Президенту в проведении всех необходимых изменений для улучшения жизни россиян
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы