Выступление на региональном совещании "Крепкая семья - живая Россия" 26 июня 2006 года в г.Липецке

26 июня 2006

Уважаемые коллеги!


Очень рад, что общественность Липецка проявила интерес к теме нашего Круглого стола. Семья была и остается самым значимым общественным институтом, а семейный образ жизни – безусловной социальной нормой.


В своем Послании Федеральному собранию Президент страны выразил серьезнейшую озабоченность демографической ситуацией в стране, падением социального статуса и авторитета семьи. Нежелание вступать в брак, отказ от материнства и отцовства, рост числа разводов, неполных семей, родителей-одиночек, брошенных детей – если все это решительно не остановить, то в течение нескольких десятилетий наша страна потеряет будущее.


На семейную политику, стимулирование рождаемости будут выделены значительные суммы. Фактически Президент определил государственный заказ на крепкую семью с двумя и более детьми. Но чтобы выделяемые деньги дали нужный нам результат, необходима активная позиция регионов. Как показывает опыт, те регионы, которые приняли собственные программы поддержки материнства и детства, имеют значительно более высокий уровень рождаемости, чем в среднем по стране.


Знаю, что съезд женщин Липецкой области еще в начале декабря прошлого года потребовал от федеральных властей “признать семейную политику важнейшим государственным приоритетом”. В вашем регионе разработана и реализуется собственная модель семейной политики. Уже сейчас отдельные категории детских пособий у вас выше, чем те, что предложил выплачивать Президент.


Вместе с тем, демографическая ситуация в области пока еще остается сложной: количество смертей более чем в полтора раза превышает количество рождений. Но в последние годы убыль населения начинает сокращаться. С 2000 года рождаемость в Липецкой области возросла на 12%. За пять последних лет средняя продолжительность жизни населения области увеличилась на 2 года, и составляет 67 лет.


Надо иметь в виду, что с момента активизации демографической политики до прекращения убыли населения может пройти много времени. Но именно сегодня мы создаем демографическое будущее страны. Завтра будет поздно. Мы просто не имеем исторического и морального права оставлять необходимые решения в области демографии «на потом»!


Укрепление института семьи должно быть не просто очередной задачей власти и общества, а реальной, последовательной и консолидирующей стратегией российской нации. В противном случае никакие серьезные изменения в демографическом состоянии страны не произойдут.


После президентского послания часто приходилось слышать, что материальное стимулирование рождаемости ничего не даст. Не могу с этим согласиться. Семьи с детьми – самая массовая группа бедного населения в России. Я уже не говорю о многодетных семьях, которые являются чуть ли не синонимом бедности. И если государство может сегодня найти средства на адресную социальную помощь, то многодетная семья – это именно тот адрес, куда она должна быть направлена.


Хочу обратить ваше внимание на ряд вопросов организационного обеспечения семейной политики.


Первое. По моему глубокому убеждению, рождаемость, смертность, другие демографические показатели должны стать критериями оценки работы государственной, региональной и местной власти. Речь идет не только об административной, но и о моральной оценке. Надо добиться, чтобы органы местного самоуправления гордились количеством и качеством родителей и детей на своей территории.


В этой связи Российская партия ЖИЗНИ открыла программу “Демографический патруль”, цель которой определить причины убыли населения в каждом регионе, в каждом городе и поселке, выявить главные “точки риска”: состояние роддомов и поликлиник, школ и детских садов, безопасность движения, экологические условия проживания, масштабы алкоголизации и наркотизации населения, состояние спортивно-оздоровительной работы, организация досуга детей и молодежи, перспективы решения проблем жилья. Мы продвигаемся в этой работе, и будем использовать результаты общественных экспертиз для рекомендаций региональным органам власти.


Второе. Ныне действующий семейный Кодекс не решает многих проблем, которые ставит наша жизнь, и вызывает справедливую критику. Думаю, в первую очередь надо расширить ту часть Кодекса, в которой речь идет о взаимоотношениях семьи и государства. Считаю, что было бы целесообразно принять отдельный Закон об основах государственной семейной политики.


Третье. За основу всех социальных и экономических расчетов наши экономисты должны брать полную семью с несколькими детьми, а не отдельного работника, как это делается сейчас. Кроме того, необходимо уровнять родительский труд с профессиональным внесемейным трудом. Труд родителей необходим обществу, и он должен оплачиваться, чтобы женщина могла рассматривать свои материнские обязанности как полноценную альтернативу работе вне дома. Это можно сделать в форме “семейной зарплаты”, т.е. платить женщине, воспитывающей детей, заработную плату в зависимости от числа детей в семье.


Четвертое. Нам необходимы широкомасштабные государственные программы строительства жилья для молодых семей. Опыт реализации таких программ в регионах доказал свою высочайшую эффективность. Кстати, это еще одна российская особенность: если рождение детей дает возможность покрыть часть ипотечного кредита, полученного на приобретение жилья, то в домах, построенных по этим программам, происходит демографический микровзрыв.


Было бы интересно узнать, как выполняется ваша областная целевая программа “О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года”. Сегодня в стране выдвигается много региональных инициатив по введению дополнительных условий к Федеральной программе “Жилье для молодой семьи”. Некоторые регионы повышают возраст членов семей, участвующих в ней, увеличивают размер субсидии, списывают часть долга при рождении ребенка в большем объеме, чем это предусмотрено федеральным законодательством. Весь этот опыт требует серьезного анализа и обобщения.


Пятое. Надо восстановить в полном объеме всю инфраструктуру детства: детские сады, музыкальные и художественные школы, спортивные секции, различные дома творчества, детские библиотеки. Все это должно быть доступно каждой семье и каждому ребенку, чтобы не было выброшенных на улицу детей.


Шестое. Специалисты фиксируют снижение репродуктивного потенциала населения. Значительная часть родов в настоящее время осложнена каким-либо заболеванием. И хотя материнская и младенческая смертность в течение последние 15 лет снижались, параллельно шел рост числа детей, родившихся больными, или заболевших в первый год жизни. Вызывает тревогу частота врожденных аномалий и нарушений у новорожденных. Около 15 % семейных пар сегодня страдают бесплодием.


Вместе с тем нельзя не отметить достижений отечественной науки в области диагностики и лечения различных нарушений репродуктивной функции человека. Как я убедился, встречаясь с коллективом Института акушерства, гинекологии и перинатологии Академии медицинских наук


под руководством академика Кулакова, сегодня можно излечить практически все формы бесплодия.


Поэтому важнейшей организационной задачей является распространение новых медицинских технологий во все регионы страны, создание под эти технологии материально-технической базы.


Седьмое и последнее. Институт семьи сегодня находится под ударом воинствующего эгоизма, индивидуализма, стремления жить “в свое удовольствие”. Молодые люди часто считают, что семья – это ярмо, ограничивающее личные интересы и амбиции. Нам придется серьезно пересматривать информационную политику, чтобы активно влиять на жизненные установки молодежи. Чтобы не дать институту традиционной семьи рухнуть под натиском внесемейного образа жизни, всякого рода нетрадиционных семей, наркомании, алкоголизма и порнобизнеса.


Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение даст более полное понимание роли регионов и местных самоуправлений в реализации государственной семейной политики. Семью надо защитить! Ведь именно в семье сохраняется наша национально-культурная идентичность, через нее из поколения в поколение передаются наши важнейшие нравственные устои. Будет жить семья – будет жить Россия!