Выступление на IV Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: стратегия правового развития России"

20 июня 2006

Уважаемые участники конференции!



За три года нашей совместной работы пройден непростой путь от теоретического осмысления идеи до практического развертывания полномасштабной системы мониторинга правового пространства страны. Впереди еще много работы, но можно сказать, что мониторинг законодательства по праву занял свое неотъемлемое место в общей системе законодательного регулирования общественных отношений и уже приносит полезные плоды.


Хороший рабочий ритм мы поддерживали и в прошедшем году.


Расширяется освоение мониторингом различных сфер деятельности исполнительной власти. Вслед за Министерством юстиции России соответствующие функции включили в свою деятельность Аппарат Правительства Российской Федерации, Министерство регионального развития и МВД России. Активно включилось в эту работу Минэкономразвития.


Мы высоко ценим и тот теоретический вклад в общее дело, который вносит научное сообщество. Так, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации принял решение о разработке научной концепции и методического обеспечения правового мониторинга и создал организационную основу для его реализации.


Как представитель Совета Федерации – палаты регионов России, позволю себе особо отметить роль субъектов Российской Федерации. Увеличивается масштаб и глубина мониторинга регионального законодательства и анализа особенностей правоприменительной практики в конкретных условиях различных регионов. Все большее число региональных парламентов представляет итоги этой работы в виде публичных докладов. Сегодня такие доклады подготовлены в Архангельской, Пензенской, Самарской и Новгородской областях, завершается подготовка в Тверской области. Приняты решения о подготовке доклада в Московской области и в ряде других регионов.


Опыт каждого региона имеет свои, как говорится, “изюминки”. Приведу лишь некоторые примеры:


• акцент на создание эффективной, не противоречащей федеральному законодательству системы законодательства региона (Архангельское областное Собрание депутатов);


• стратегический подход к совершенствованию законотворческой деятельности и системы региональных нормативных правовых актов, привлечение к этой работе представителей органов местного самоуправления и общественных организаций (Самарская Губернская Дума);


• партнерское сотрудничество законодательного и исполнительного органов власти (Новгородская областная Дума и Администрация Новгородской области);


• приоритетное внимание, уделяемое мониторингу реализации системных законов, например таких как широко известный федеральный закон № 122, Закон Российской Федерации “О недрах” и т.п. (Томская область);


• создание современной информационно-технологической базы мониторинга (Московская областная Дума);


• разработка концептуальных подходов к совершенствованию законодательства субъекта Российской Федерации, обеспечение публичной открытости законодательного процесса (Московская городская Дума).


Этот список далеко не исчерпан. Думаю, что сегодня мы сможем познакомиться с интересными подходами более детально.


Уважаемые коллеги!


В программе нашей Конференции предусмотрено обсуждение второго ежегодного доклада Совета Федерации “О состоянии законодательства в Российской Федерации”. Хочу по этому поводу сказать несколько слов.


Несмотря на сравнительно короткую историю издания Советом Федерации ежегодных докладов, содержащих анализ состояния и перспектив развития правового пространства страны, уже сегодня можно сделать некоторые предварительные выводы.


Устойчиво закрепились основные критерии оценки законодательной деятельности. Это, прежде всего: полнота реализации приоритетов государственной политики, определенных Президентом России; гарантии соблюдения конституционных прав граждан; качество и действенность законодательства. Мы на практике убедились, что именно такая система координат востребована сегодня обществом и государством.


Регулярный взгляд в такое «зеркало» позволяет и законодателю, и правоприменителю видеть объективное измерение результатов своей работы. Именно в таком понимании смысла и назначения этой деятельности нас поддержал Президент России В.В. Путин. Именно в этом качестве доклады стали важным фактором политической жизни.


В этом же убеждает огромный поток приходящих к нам отзывов. В них содержатся как слова одобрения, так и конструктивная критика, но, главное – конкретные предложения по улучшению законодательной и правоприменительной деятельности. Эти замечания и предложения внимательно рассматриваются и учитываются. Поэтому все, кто принял участие в обсуждении доклада, а к ним относятся и многие из здесь присутствующих, по праву являются соавторами этой работы.


Но особо хочу отметить тот вклад, который вносят законодательные органы субъектов Российской Федерации. Благодаря их участию значительное место в докладе занимают вопросы состояния и развития регионального законодательства, обеспечения системного единства правового поля России. Характерно, что решение этой проблемы переведено из антикризисного в принципиально иной режим – конструктивного сотрудничества, разрешения возникающих вопросов на ранних стадиях законотворчества.


Существенное место мы уделяем также оценке результативности принятых нами ранее выводов и рекомендаций. Результаты, прямо скажем, неоднозначные.


С одной стороны, наметилась устойчивая тенденция своевременного формирования законодательной базы для реализации приоритетов государственной политики, определяемых главой государства. Так, в 2005 году были приняты все законы, проекты которых вносил Президент России в качестве приоритетных.


В ряде случаев удается так же оперативно провести их в жизнь, полностью сохранив при этом основной смысл задач, поставленных перед законодателем Президентом страны. Примеры этому есть и в сфере государственного строительства, и в области экономики, и в урегулировании комплекса сложных проблем во взаимоотношениях России со странами СНГ. В то же время мы научились проявлять мудрость и корректировать сроки тех преобразований, для которых не готова необходимая почва. Как, например, в случае муниципальной реформы.


Вместе с тем, в предыдущем докладе содержалось немало правильных рекомендаций, позволяющих предупредить принятие откровенно неподготовленных решений или своевременно инициировать реакцию законодателя на актуальные проблемы в общественных отношениях. Такие, например, как разумная реформа ЖКХ. Справедливо был также сделан вывод о том, что большинство проблем порождается недостаточно продуманной организацией всего процесса законодательного регулирования. Однако принципиальных сдвигов в нужном направлении пока не произошло.


В целях исправления такого положения в представленный вам документ включены подготовленные по инициативе Совета Федерации концепции трех важнейших для правовой системы страны законов: “О Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации”, “О нормативных правовых актах в Российской Федерации”, “О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов”. Мы знаем, что в целом ряде регионов есть опыт решения подобных задач. Поэтому ваши предложения по его использованию на федеральном уровне будут нами с благодарностью восприняты.


Совет Федерации запланировал широкое обсуждение доклада в регионах страны с участием представителей органов государственной и местной власти, научных и общественных организаций. Закрепление такой практики наряду с накоплением опыта издания региональных докладов о состоянии законодательства позволит нам выйти на новый уровень организации мониторинга, согласования законодательной и правоприменительной деятельности.


Мы всех приглашаем к тесному сотрудничеству в этом направлении. Тем более что у нас появилась для этого новая возможность. Сегодня мы можем доложить о реализации одного из решений нашей конференции, об издании первого выпуска Вестника “Мониторинг права в Российской Федерации”. Предлагаем на основе этого издания совместно учредить самостоятельный всероссийский журнал, зарегистрировать его в установленном порядке, создать редакционную коллегию и в рамках этого нового пространства в ежедневном режиме продолжать создавать систему мониторинга права.


Уважаемые участники конференции!


Изложенное выше, в целом позволяет нам с удовлетворением оценивать итоги проделанной работы. Но сегодня этого уже недостаточно. Ведь главным критерием оценки является качество правовой базы для реализации того стратегического курса развития страны, который был предложен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2004-2006 годах.


Воплотить в жизнь столь масштабные и долгосрочные замыслы, обеспечить качественные прорывы на критически важных направлениях с помощью национальных проектов невозможно без создания соответствующей стратегии правового развития Российской Федерации.


Мы отчетливо пониманием, что для формирования и реализации такой стратегии нам еще предстоит очень многому научиться. Освоить, в том числе, программно-целевое планирование законопроектной работы, методы решения сложных межотраслевых задач и надежного прогнозирования последствий принимаемых законов и многое, многое другое.


Поэтому позвольте пожелать всем нам плодотворной совместной работы над этими актуальными и сложными вопросами. Страна ждет адекватного и своевременного ответа на них. Полагаю, у нас есть все необходимые основания, чтобы с достоинством справиться и с этими вызовами нового времени.


И последнее, наверное, не самое главное, но не менее важное. Уже с сегодняшнего дня нам предстоит подготовка к пятой Всероссийской конференции “Мониторинг законодательства и правоприменительной практики”, которая состоится в 2007 году.


Учитывая определенную этапность в нашей совместной работе, будем признательны Вам за идеи и предложения, связанные с этой задачей. В частности:


может быть, условно нам определить этот год работы как Год мониоринга права в Российской Федерации, который одновременно мог бы быть годом совершенствования нашего сотрудничества, уточнения системы интеграции и расширения пространства мониторинга в органах власти, институтах гражданского общества и научных организациях;


возможно, за этот год мы выйдем на новые уровни концептуально-теоретического и методологического понимания мониторинга;


и конечно, нам всем важно услышать, какой могла бы быть тема нашей пятой конференции.


Благодарю вас за внимание.