Выступление на II Северном социально-экологическом конгрессе19 апреля 2006 года, г.Сыктывкар

19 апреля 2006


Уважаемые коллеги, дамы и господа!


Хочу поприветствовать вас от имени Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и поздравить с началом работы II Северного социально-экологического конгресса.


Знаменательно, что столь масштабное событие проходит в Республике Коми – крае заповедников и национальных парков, а также, регионе с динамично развивающейся экономикой.


Наш форум собирается уже во второй раз.


Первый Конгресс с поэтичной темой «Природная и культурная палитра северных территорий России», прошедший в прошлом году, наглядно продемонстрировал мощный научный и производственный потенциал северных регионов, вызвал огромный интерес общества к северной проблематике.


Я называю Северный конгресс нашим форумом по той причине, что сам замысел его создания, а также программа действий детально обсуждались в Совете Федерации: на Координационном совете по социальной стратегии и на секции по экологической политике Научно-экспертного совета.


Координатором этой секции является сопредседатель Северного конгресса академик Валерий Александрович Черешнев, председатель Уральского отделения РАН. В этой работе на всех ее этапах участвовал и Глава Республики Коми Владимир Александрович Торлопов – как руководитель республики и как ученый-социолог.


Такое тесное сотрудничество специалистов в области социальной и экологической политики не случайно, поскольку организаторы конгресса справедливо считают, что главной двуединой целью государственной политики является природосбережение и народосбережение.


Убежден, что проведение Второго Конгресса, посвященного экономическим и культурным горизонтам развития, – это следующий уверенный шаг в теоретическом осмыслении и практическом обеспечении устойчивого развития российского Севера.Благополучие регионов Севера России, качество жизни проживающих здесь людей во многом зависят от эффективно развивающейся экономики и от того, насколько экономические цели и программы способствуют решению социальных и экологических проблем, развитию сферы образования и культуры, сохранению уникального природного и этнокультурного наследия.


Очевидно, что решение этих вопросов требует единого комплексного подхода, совместных усилий власти,и науки, бизнеса и общества.


Отрадно, что направленность Северного социально-экологического конгресса в полной мере соответствует этим требованиям.


Уважаемые коллеги!


На наших северных территориях сконцентрированы огромные природные богатства. Здесь находится свыше 60% разведанных запасов углеводородов и минерально-сырьевых ресурсов, более 50% воспроизводимых ресурсов – леса, рыбы, пушнины, гидроресурсов.


В ближайшей перспективе начинается разработка новых крупнейших запасов полезных ископаемых на территориях полярного Урала, Севера Сибири и Дальнего Востока, на шельфе арктических морей. Сегодня широко обсуждаются возможные стратегии реализации этих общегосударственных проектов.Север – это не только природная кладовая, но и мощный промышленный потенциал нашей экономики. 7,5% проживающего здесь населения страны производит свыше 20% ВВП. А объем промышленной продукции на одного жителя в два раза превосходит средние показатели по стране.В 2005 году из северных территорий поступило 40,5% всех налогов и сборов в консолидированный бюджет страны и около 50% -в федеральный бюджет.В то же время, многие регионы Севера стали «заложниками» однобокого «сырьевого» развития. Нельзя и дальше эксплуатировать потребительский подход к Северным территориям. Сложные проблемы северных территорий, как правило, связаны с зависимостью отодной-двух сырьевых отраслей и «запущенным» состоянием всей социальной инфраструктуры. В свое время целые города здесь создавались как источник рабочей силы для стратегически важных заводов. Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что изменить эту ситуацию в одночасье – значит разрушить весь социально-экономический уклад, оставить десятки и сотни тысяч людей, живущих в тяжелых климатических условиях, без работы. Кроме того, задача диверсификации экономики, решение социальных и экологических проблем имеет долгосрочный характер и не под силу самим регионам.


Все это требует особого подхода к проблемам Севера. Необходима такая государственная социально-экономическая политика, которая бы, с одной стороны, исходила из признания огромной роли этих территорий в экономике страны, а с другой – учитывала специфику условий, в которых ведется хозяйственная деятельность, и живут люди. Нам необходима внятная государственная политика в отношении Севера, включающая, наряду с экономической составляюще социальные, экологические и этнокультурные аспекты.


Кстати, ровно месяц назад об этом говорилось на заседании Совета Федерации, когда в рамках «правительственного часа» мы рассматривали ход реализации Концепции экономического и социального развития районов Севера.


Наша палата отлично понимает, что именно на российском Севере находится ключ к устойчивому развитию всей нашей страны. Вы знаете, что в бюджете нынешнего года впервые был сформирован специальный фонд для реализации крупных инвестиционных проектов общенационального значения.


Мы просто не имеем права упустить эти возможности и должны использовать их для обеспечения долгосрочного и устойчивого развития. Поэтому уже сейчас необходимо решать ряд серьезных проблем.


Прежде всего, это вопросы структуры и качества экономического роста.


Давайте зададимся вопросом: может ли экономика страны полноценно развиваться только за счет экспорта сырья, постоянно зависеть от цикличных колебаний цен на мировых рынках? Это уже привело к тому, что в стране растет контраст между регионами, отраслями и слоями населения.


Думаю, что такие диспропорции развития очень опасны для экономики и социальной стабильности. Поэтому так остро сегодня стоят вопросы модернизации промышленности, диверсификации производства, повышения его конкурентоспособности.Настоятельно требуют своего решения и социальные проблемы северных территорий. Отрадно, что в 2006 году финансирование специальных «северных» федеральных целевых программ увеличено практически в 2,5 раза.


Однако в целом финансирование социального развития Севера явно недостаточно. Медленно решаются такие жизненно важные вопросы, как переселение нетрудоспособного населения. Выделяемые средства позволяют переселять 4,5 тысячи людей в год. Но, учитывая количество очередников, с такими темпами на решение этой задачи потребуется более 100 лет!


Острыми остаются проблемы развития ЖКХ. Каждую зиму вся страна замирает в ожидании коммунальных катастроф, которые в северных регионах имеют наиболее тяжелые последствия. Не решены многие задачи по созданию условий для сохранения традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов.


Это лишь малая толика проблем, которые стоят на повестке дня, и ждут разрешения. И, если в коммунальном хозяйстве надо, прежде всего, просто навести порядок, то решение иных вопросов требует большой работы по совершенствованию законодательства.


Жизнь на Севере имеет особое «северное измерение», и люди, работающие здесь, имеют право на особую заботу государства и законодательно закрепленные гарантии.


Это должно выражаться в достойной оплате труда, в пенсионном обеспечении северян, в поддержке учащейся молодежи.


Поэтому в 2005 году Совет Федерации внес в Государственную Думу проект закона о выплате студентам, обучающимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, процентной надбавки к стипендии.


Профильным комитетом нашей палаты поддержаны законопроекты, позволяющие сохранить полный объем базовой части пенсии с учетом коэффициента для северян, в случае их переезда на постоянное жительство в другие регионы.


Народы Севера являют всему миру высокий пример бережного отношения к природе. И мы, на государственном уровне, должны правильно оценивать то, чем владеем,заботиться о сохранении окружающей среды, проводить правильную экологическую политику.Поэтому Совет Федерации участвует в разработке ряда законопроектов по охране окружающей среды и экологической безопасности населения.


В стране практически отсутствуют правовые механизмы, позволяющие компенсировать экологический вред от хозяйственной и иных видов деятельности. Поэтому важно ускорить работу над законопроектом “Об обязательном экологическом страховании”.


В сфере постоянного внимания Совета Федерации находятся актуальные проблемы социально-экономического положения, жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В частности при нашей палате недавно была создана Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений. 6 апреля проведено первое заседание новой Комиссии. В рамках её работы мы планируем осуществлять мониторинг исполнения законодательства о гарантиях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов в субъектах России. Результаты мониторинга будут положены в основу законодательных решений.


Уважаемые коллеги!


В 2006 году впервые вопросы здравоохранения, образования, строительства доступного жилья, развития села получили статус национальных проектов. Перед северными регионами это открывает новые широкие возможности.


Однако есть еще один аспект человеческого – бытия, который следует включить в число национальных приоритетов. Это – культура.


Растущие коммуникационные каналы могут как приблизить нас к знаниям и культурным ценностям, так и утопить в потоке негативной информации.


Нельзя допустить, чтобы жизненными ориентирами нашей молодежи стали лишь худшие образцы массовой культуры. Не они, а народное творчество и традиции, культурные ценности общемирового значения, должны быть духовной опорой юношества.


В то же время, в сфере культуры накопилось немало проблем. Государству необходимо сегодня найти средства и механизмы для сохранения памятников культуры, поддержки музеев, библиотек, театров, профессиональных и любительских творческих коллективов, народного творчества. Завтра может быть уже поздно.


Уважаемые коллеги!


Уверен, что Северный социально-экологический конгресс станет прекрасной площадкой для обсуждения и выработки предложений по всему кругу актуальных проблем.


Конгресс стартовал. Участников ждут интересные и конструктивные дискуссии.


Желаю всем успешной, плодотворной работы!