Из выступления на пленарном заседании 53-й сессии ПАСЕг.Страсбург, 24 апреля 2002 года

24 апреля 2002

Для меня высокая честь принять участие в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы и выступить во Дворце Европы перед столь уважаемой аудиторией.


Мы рассматриваем свое конструктивное и ответственное участие в ПАСЕ как приоритетное направление внешнеполитической деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. Такова наша принципиальная позиция. Она опирается на высокую оценку миссии, которую взял на себя Совет Европы. Имеется в виду прежде всего строительство Большой Европы как континента доброй воли, высоких гуманитарных стандартов и экономического процветания. События последнего времени лишь подтверждают политическую прозорливость авторов этой концепции и необходимость совместных последовательных действий для ее реализации.


Мы исходим из того, что при всей своей исторической, географической и этнической уникальности Россия является неотъемлемой частью европейской цивилизации. Дальнейшее освоение, а также творческое развитие нашей страной норм и принципов европейского демократического сообщества видится нами как национальная задача стратегического значения. Полагаю, что доклад о выполнении Россией обязательств как члена Совета Европы в полной мере свидетельствует об искренности наших устремлений.


За короткий по историческим меркам срок Россия стала страной с рыночной экономикой и демократически избранными институтами власти. Формируется новая политическая система. Совершенствуются федеративные отношения. Набирает обороты местное самоуправление, которое и у нас становится важнейшим инструментом формирования гражданского общества. Осуществляется колоссальная по масштабам судебно-правовая реформа.


Россия стала участницей Европейской конвенции о защите прав человека и завершает необходимую реформу законодательства. Россия – неотъемлемая часть Европы. А Европа должна стать и будет континентом, свободным от смертной казни!


Руководство России однозначно сказало “нет” смертной казни. Развиваются надежные институты и эффективные механизмы защиты прав человека. Созданы условия для реализации политических и гражданских прав и свобод.


Сейчас мы напряженно работаем над тем, чтобы основополагающие принципы и ценности демократии верховенства законов и прав человека стали неотъемлемой частью образа жизни наших сограждан. Уверен, что такая задача нам по плечу.


Новый миропорядок, на наш взгляд, должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений. Отражением этого должно стать повышение роли парламентской дипломатии.


В связи с этим не могу не затронуть ряд важнейших проблем, которые требуют от парламентариев Европы первостепенного внимания.


Прежде всего вызовом демократическим ценностям стал международный терроризм. Как известно, Россия заняла одно из ведущих мест в коалиции стран, борющихся с этим злом. Полагаю, что весомый вклад в налаживание четкого взаимодействия стран антитеррористической коалиции внесла межпарламентская конференция по борьбе с терроризмом, проходившая в марте 2002 года в Санкт-Петербурге. Мы едины в том, что наши усилия должны быть направлены на формирование единого правового поля как одного из главных условий успешной борьбы с терроризмом, а также предусматривать скоординированные планы по выявлению и пресечению финансовых потоков, питающих терроризм.


Уверен, что совместно с ПАСЕ мы сможем и в дальнейшем наращивать совместные усилия и добиваться полного взаимопонимания в борьбе против международного терроризма в увязке с необходимостью непременного соблюдения прав человека. Здесь не место ни двойным стандартам, ни двойной бухгалтерии. Ведь речь идет о первейшем праве человека – праве на жизнь.


Российские парламентарии внимательно следят за обсуждением в ПАСЕ и других международных организациях чеченского вопроса. Для нас одно очевидно – критерии оценки ситуации в Чеченской Республике должны выводиться из широкого контекста борьбы с международным терроризмом, соотноситься с теми благородными принципами, на базе которых мы строим Большую Европу.


Второе. К сожалению, до настоящего времени в ряде случаев не преодолены дискриминационные тенденции в отношении национальных меньшинств, а для сотен тысяч людей в Латвии и Эстонии, составляющих русскоязычное меньшинство, сохраняется институт так называемого “негражданства”. Неудивительно, что такое положение дел воспринимается в России болезненно.


Третье. Особо хотелось бы сказать о развитии принципа универсальности в европейской политике. Парламентарии Российской Федерации согласны с идеей универсальности принципов устава Совета Европы, документов, констатирующих основы формирования будущего Европы. Нам представляется, что последовательно и всеохватывающе реализовать эту идею возможно лишь в случае включения в зону активного воздействия всего европейского пространства, всех без исключения. В ином случае, например без Белоруссии и Югославии, организация теряет универсальность и занижает планку требований к своей деятельности. С другой стороны, хотим мы этого или нет, но эти государства являются естественными участниками общеевропейских процессов.


Вполне очевидно, что отнесение Белоруссии к некой проблемной зоне Европы – явная ошибка. Нынешние проблемы этого союзного России государства, которые беспокоят европейскую общественность, скорее переходные и свойственны подавляющему большинству государств, возникших на постсоветском пространстве. Это логика исторического процесса, с ней следует считаться и необходимо находить конструктивные решения. Исходя из данной позиции, Россия твердо выступает за вступление Белоруссии в Совет Европы.


Четвертое. Проблема, которая также находится в центре внимания европейской политики и затрагивает интересы Российской Федерации, – процесс расширения Европейского союза. Взять, к примеру, комплекс проблем, связанных с жизнеобеспечением нашей Калининградской области. Там вскоре может сложиться такая ситуация, когда для проезда из одной части России в другую будут требоваться иностранные визы. Согласитесь, что это нонсенс.


И, наконец, существенной составляющей европейского благополучия является экономическое сотрудничество. По нашему мнению, экономическое сотрудничество европейских государств сумеет получить существенный импульс в ходе предстоящего в июне 2002 года Петербургского экономического форума с участием политической и экономической элиты стран СНГ.


Уважаемые коллеги, ждем вас в гости в Санкт-Петербург, город российской славы, выдающийся культурный и исторический памятник Европы!