Выступление на заседании по вопросам развития Московского метрополитена22 ноября 2005 года

22 ноября 2005

Уважаемые коллеги!


Рад приветствовать всех собравшихся на заседании, которое посвящено проблемам развития Московского метрополитена. У нас это уже вторая встреча.


Сразу хочу сказать, что я взял под свой личный контроль вопросы метростроения в Российской Федерации и той поддержки, которую Совет Федерации может здесь оказать как законодательный орган и как палата регионов.


У нас люди обычно не очень остро ставят вопросы комфорта на транспорте. Главное -было бы на чем доехать. Успеть на работу или на учебу. Видимо, проявляется такая черта национального характера, как терпеливость.


Но и этому есть предел. В последнее время уже приходится говорить о том, что в метро нельзя доехать не то что с удобствами, а просто вовремя. Хроническое отставание в развитии московского метрополитена привело к тому, что этот скоростной вид транспорта начал терять свое основное качество.Ситуация с передвижением под землей все больше приближается к тому, что мы видим на улицах. Бесконечные автомобильные пробки – и такие же людские пробки при входе в метро, у касс, у турникетов. При посадке вагоны берут штурмом. Линии перегружены. Техника работает на грани возможного. Поезда зачастую надолго останавливаются в туннелях, срывая график.


Налицо системный кризис. И – где!? В столице нашего государства. В огромном мегаполисе, который выполняет важнейшие функции и для экономики, и для государственного управления. Это проблемы не только Москвы. Но здесь они особенно заметны, особенно болезненны.


Сама перегрузка транспортных систем -это в значительной степени именно результат особой, столичной роли, которую играет город. То есть, с одной стороны, государство должно помочь в решении этих вопросов, потому что оно само является их причиной. А с другой стороны, это необходимо, чтобы город мог свои функции действительно выполнять. Здесь, в столице все процессы должны отличаться повышенным динамизмом. А при такой транспортной системе, которая бывает парализованной в часы пик это очень сложно.


Кроме того, все должны понимать, что метрополитен – это гораздо больше, чем просто один из видов городского транспорта. Метро – это еще особый объект городской культуры, визитная карточка не только города, но и всей России. Это символ могущества страны и ее крупнейших городов.


Убежден, Москве необходима новая хорошо проработанная стратегия развития метро, вообще транспортной инфраструктуры. И в реализации этой стратегии должно самую активную роль играть государство. Уважаемые коллеги!Думаю, что в этой аудитории нет необходимости подробно останавливаться на проблемах столичного метрополитена. Вы их хорошо знаете.


Очевидно, что только строительство новых линий метро позволит преодолеть кризис, дать городу и людям необходимый скоростной транспорт – современный, удобный и доступный.


В том числе это поможет и уменьшить нагрузку на автомобильные дороги, нормализовать ситуацию на них, улучшить экологическую обстановку в городе. Для этого нужно строительство станций за пределами Московской кольцевой автодороги, где в последние годы велась массовая жилая застройка. И нужна система удобных перехватывающих автопарковок.


Но при всех достоинствах метро, не будем забывать, что это дорогостоящий и очень затратный объект. А для городской власти проблема, как всегда, упирается в недостаточное финансирование.


Вы хорошо знаете, что до недавнего времени финансирование капитальных расходов делилось в соотношении 50% на 50%. Но сейчас, согласно постановлению Правительства, на развитие метро выделяется из федерального бюджета не более 20% средств. А на деле и того не бывает. Остальные ресурсы должен найти город.


И с самого начала было понятно, и сейчас это подтвердилось на практике, что городам этого «не потянуть». Даже такому мегаполису, как Москва, одному не справиться с финансированием капитальных вложений. Хотя в плане хозяйственного развития это один из самых благополучных, быстро растущих центров. Необходима поддержка со стороны федерального бюджета.


Так давайте, исправим ошибку и вернемся к финансированию по формуле 50 на 50. Оснований для этого более чем достаточно.


Откладывать решение вопроса дальше некуда. Сегодня отставание строительства линий московского метрополитена от генплана, составляет, по моим данным, 90 км. А от того уровня, который считается нормальным по мировому опыту – еще в 2-3 раза больше. Чтобы ликвидировать этоотставание, нужно принять ответственное политическое решение.


В противном случае результатом замедления темпов развития метрополитена станет ухудшение «социального самочувствия» миллионов граждан. А кроме того, это уже создает серьезные проблемы для развития экономики, в которой удельный вес Москвы превышает 20%.


Мы должны научиться решать проблемы вовремя. Еще лучше, с опережением. А не наступать с завидным постоянством на одни и те же грабли!


Уважаемые коллеги!


Должен вас с удовольствием проинформировать, что на наше обращение после прошлого нашего заседания (по Санкт-Петербургскому метро) в адрес Правительства о необходимости дополнительного финансирования метрополитена Санкт-Петербурга и Москвы получен положительный ответ Германа Грефа – выделено по 500 млн. руб.  дополнительно на метро Питера и Москвы.


Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить С.Ю.Орлову и Е.В.Бушмина за реализацию моего поручения по этому обращению.


В заключении хочу подчеркнуть, что проблема финансирования строительства метро требует четкого взаимодействия властей, в том числе и для законодательного оформления принимаемых решений.


В связи с этим прошу участников совещания сосредоточиться на тех конкретных предложениях, которые помогут решить поставленную задачу.


Я понимаю, что по этой острейшей проблеме есть разные точки зрения. Но рассчитываю, что здесь состоится конструктивный обмен мнениями, который позволит сблизить позиции и найти продуманные, сбалансированные решения.


Ваше мнение для нас очень важно. С благодарностью выслушаем все предложения.


Спасибо за внимание.