Выступление на III Всероссийском съезде горнопромышленников России 11 ноября 2005 года

11 ноября 2005

Уважаемые делегаты и гости!


Разрешите мне поздравить вас с началом работы третьего Всероссийского съезда горнопромышленников. Вопросы, стоящие в повестке дня, имеют огромное значение не только для развития горной промышленности, но и для всей российской экономики.


Горный комплекс России – это основа и можно сказать, «становой хребет» нашего хозяйства. От эффективности его работы, от того, как идут дела во всех его отраслях – от освоения и добычи до переработки – напрямую зависит развитие и могущество страны. А значит и достойная жизнь наших граждан.


Съезд проходит в очень важный и ответственный для горной отрасли период. В настоящее время формируется новая законодательная база регулирования отношений в сфере недропользования. Идет поиск современной модели функционирования горного комплекса, которая должна полностью отвечать задачам устойчивого экономического развития России, реализации важнейших социальных программ, поставленным Президентом Российской Федерации.


В этом зале собрались руководители и специалисты горной промышленности, представители федеральных и региональных органов власти, деловых и научных кругов, экспертного сообщества. Столь представительный состав участников съезда обещает деловой и содержательный разговор по важнейшим проблемам горного законодательства, по направлениям развития комплекса. Уверен, съезд позволит сфокусировать общественное внимание на самых острых и первоочередных вопросах развития горной промышленности.


Не вызывает сомнения, что развитие законодательства, проведение грамотной политики в сфере недропользования должно базироваться на четко сформулированной государством долгосрочной стратегии. За последние годы были предприняты определенные шаги по формированию такой стратегии.


Есть одобренная правительством «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.». А в прошлом году мы обсуждали разработанную Министерством природных ресурсов «Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России до 2020 г.».


Конечно, в этом документе отнюдь не все бесспорно. Но цели и задачи перспективного развития минерально-сырьевых отраслей, а также позиция государства по ряду ключевых вопросов отражены вполне четко.


Считаю, что в политике недропользования необходим ясный, государственный подход. Он должен балансировать общественные интересы с интересами частного бизнеса. Базовым принципом такой политики, на мой взгляд, должно быть создание условий для всемерного развития частной инициативы. Именно бизнес – это главная движущая сила, способная энергично и эффективно реализовать задачи экономического развития. Но государство должно целенаправленно создавать такие условия в экономике, чтобы для бизнеса было выгодно работать в сферах, важных для страны, для общества, для наших людей.


Мы все знаем, что сегодня важнейшей задачей является модернизация экономики и переход на инновационный путь развития. В этой связи вновь обсуждаются вопросы о том, какую роль в этих процессах будет играть минерально-сырьевой комплекс.


В истории России – с петровских времен до наших дней – развитию горной промышленности всегда придавалось особое государственное значение. Как с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, финансовой устойчивости, так и решения задач экономического и социального развития.


Не должно быть ложного противопоставления между горными и обрабатывающими отраслями. Горный комплекс – неотъемлемая часть экономики страны, теснейшим образом связанная со всеми другими отраслями, в том числе с теми, которые принято относить к высокотехнологичным. Он производит сырье для их работы, потребляет их продукцию. И сам он тоже требует инновационного развития.


Задачи модернизации и инновационного развития для комплекса столь же актуальны, как для всей промышленности. От этого в решающей степени зависит эффективность работы всех его отраслей и обеспечение конкурентоспособности не только горной промышленности, но и всей экономики России.


К слову сказать, сегодня объем производства сырья превышает 150 млрд. долларов в год. Но только 10% из них идет в глубокую переработку. Нужен переход на новые технологии добычи, развитие производств, связанных с глубокой переработкой минерального сырья. Это способно и должно качественно изменить не только структуру и доходность нашего экспорта, но и ускорить диверсификацию всей нашей промышленности.


Поэтому надуманной представляется предлагаемая иногда альтернатива – либо развитие сырьевых, либо высокотехнологичных секторов экономики. Считаю, что задача государственной политики заключается в том, чтобы не противопоставлять друг другу разные сектора производства, а организовать их гармоничное, комплексное развитие.


Тем более что в современном мире обладание ресурсами является огромным конкурентным преимуществом. Мы хорошо знаем, что сейчас в мире идет очень жесткая борьба за ресурсы, особенно за энергию. Думаю, во многом справедливы слова, сказанные главой крупнейшего нефтяного концерна Китая: «Современные технологии можно купить. Но когда нет ресурсов, тебе никто не поможет».


Роль горной промышленности в экономике страны нельзя измерить тоннами, баррелями или даже количеством валюты от продажи добытого сырья. Главное – это огромный потенциал горного комплекса – не только природный, но и технологический, интеллектуальный, кадровый и финансовый. Он может и должен стать мощным локомотивом развития всей экономики, ее модернизации на основе качественно новых технологий. Поэтому о месте и роли горного комплекса скорее можно судить по тому, как его работа влияет на темпы экономического роста, качество структурных реформ, и в конечном итоге – на улучшение уровня и качества жизни наших граждан.


Однако все эти резервы экономического роста придут в движение лишь тогда, когда будут последовательно решаться серьезные проблемы самих отраслей горной промышленности. Уже сегодня они тормозят развитие комплекса и сказываются на темпах экономического роста в стране.


Проблемы эти накапливались уже давно и вам они известны как никому другому. Это и недостаточные инвестиции, изношенные фонды и устаревающие технологии, низкие объемы геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Не решаются должным образом и вопросы развития инфраструктуры. Слабой остается система государственного контроля. И, безусловно, в обновлении нуждаются устаревшие уже во многом нормы правового регулирования в отрасли.


Хотелось бы кратко упомянуть здесь несколько моментов. Во-первых, это проблема недостаточности долгосрочных инвестиций. Возникает парадоксальная ситуация, когда минерально-сырьевой комплекс обеспечивает ежегодно приток в страну сотен миллиардов долларов, а средств на его развитие не хватает. Между тем, ресурсы для этого сегодня в стране есть. Значительные средства есть и у государства, и у отечественного бизнеса.


Однако действенных, работающих механизмов трансформации этих доходов в инвестиции до сих пор не создано. Да и сами российские компании, за редким исключением, пока еще очень осторожно идут на долгосрочные вложения в природопользование.


В целом получается, что когда в стране нет денег – это плохо, и когда деньги есть – тоже плохо. Думаю, что все это симптомы не пресловутой «голландской» болезни, а нашей «российской». И коренятся они не в экономике, а в головах. Мы оказались пока не способны использовать благоприятные внешние условия для формирования базиса устойчивого наращивания темпов экономического роста.


Думаю, что сам по себе экспорт сырья не является неким «злом» или уделом слаборазвитых стран. Перед нами пример таких развитых стран, как Австралия, Канада, Норвегия, где важную роль в экономике играет экспорт сырьевых товаров. Именно за счет этого они смогли в достаточно короткие сроки поднять свою промышленность и повысить конкурентоспособность своей экономики на мировых рынках. Считаю, что и у России есть все возможности достичь тех же результатов.


Но для этого государство должно проводить политику внятную, отвечающую требованиям реальной ситуации. Огромные средства, которые получает страна от экспорта сырья, должны не только накапливаться, а работать уже сейчас. Их можно и нужно использовать для проведения активной государственной политики и достижения стратегических целей.


Другая крайне острая проблема – это ситуация с воспроизводством минерально-сырьевых ресурсов. В прошедшие годы мы, по сути, «проедали» разведанные запасы и одновременно наращивали объемы экспорта. Очевидно, что так бесконечно продолжаться не может. Уже сегодня истощение и ухудшение качества минерально-сырьевой базы становится тормозом развития комплекса и снижения темпов экономического роста в стране.


Задача государства – использовать все имеющиеся экономические рычаги, в том числе, финансовые, чтобы привлечь силы частного бизнеса на решение этой важнейшей задачи. Чтобы бизнес начал вкладывать серьезные деньги в геологоразведку, должна быть создана четкая и работающая система правовых гарантий и стимулов. И что не менее важно – стабильные и предсказуемые правила игры.


В завершение хотел бы обратиться к проблемам горного законодательства. Сегодня это главный вопрос повестки дня. В ближайшее время предстоит рассмотрение в первом чтении нового закона «О недрах».


Думаю, редко какой закон вызывал такую острую полемику и расхождение позиций по целому ряду принципиальных вопросов. Это понятно. Ведь этим законом будут регулироваться отношения, связанные с владением, распределением и использованием основных природных богатств страны. От него во многом будет зависеть в целом политика в сфере недропользования.


Разработка нового закона «О недрах» была продиктована объективной необходимостью. В недропользовании нужно, наконец, создать механизмы рыночных гражданско-правовых отношений, которые действуют во всех остальных сферах экономики. Одна из главных задач – создать условия для привлечения в сферу недропользования частных инвестиций. Она должна решаться на основе строгой регламентации деятельности всех участников, соблюдения интересов как государства, так и недропользователя. Считаю важным, что в этом новом документе удалось сохранить преемственность многих основных положений действующего законодательства.


В то же время этот законопроект вызывает много нареканий и критики, часто вполне обоснованной. К сожалению, пока в нем нет достаточной ясности, как же будут решаться некоторые принципиально важные проблемы.


Это касается вопросов геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального и полного использования ранее распределенного фонда недр, формирования системы ресурсных платежей и создания равных условий конкуренции на этапе разработки месторождений.


Очень по-разному сегодня оценивается переход к аукционам, как основной форме предоставления права пользования недрами. Нет единства и по поводу «сквозных лицензий», и по ряду других норм.


Словом есть еще широкое поле для обсуждения , для поиска и выработки оптимальных решений по важнейшим вопросам недропользования, которые затрагивает этот закон.


Уверен, что в ходе работы съезда будет высказано немало полезных рекомендаций и предложений. Они помогут органам государственной власти Российской Федерации в решении важнейших проблем горного комплекса. Со своей стороны я могу сказать, что в Совете Федерации они будут проанализированы самым тщательным образом.


Ведь мы все заинтересованы в одном и том же – чтобы в нашей стране была сформирована и проводилась эффективная и ответственная политика недропользования.


Благодарю за внимание. Желаю всем вам успешной работы на съезде. Но главное, желаю, чтобы наше обсуждение и принятые решения помогли успешной работе горного комплекса и всей экономики России. Все необходимые предпосылки для этого у нас есть.