Выступление на первом съезде Союза молодых ученых России 20 октября 2005 года

20 октября 2005

Уважаемые делегаты! Дорогие друзья!


Рад приветствовать в вашем лице молодую интеллектуальную элиту страны.


Проведение первого съезда Российского союза молодых ученых стало возможным благодаря инициативе Национального Комитета “Интеллектуальные ресурсы России” и Всемирного форума “Интеллектуальная Россия”. Многие из вас присутствовали на слете молодых ученых в июле этого года. Именно тогда стало ясно, что объединение молодых ученых состоится, что это объединение может стать важнейшим шагом к консолидации интеллектуального сообщества страны. Сегодня вы снова вместе. Уверен – каждый из вас осознает не только общую, но и свою личную ответственность за будущее страны.


Главная задача – обеспечить тесное взаимодействие науки, общества и власти.


Экономика знаний немыслима без тесного взаимодействия науки, общества и власти. Отсутствие такого взаимодействия и привело к резкому снижению государственных расходов на науку, и, как следствие, к “вымыванию” из науки наиболее способных сотрудников и молодежи, падению ее престижа. От того, как будет проходить смена поколений в науке, как будет обеспечиваться преемственность научного знания, от того, сумеем ли мы сохранить отечественные научные школы, сегодня зависит судьба не только науки, но и всей страны.


В известном смысле современные угрозы национальному суверенитету России – это, прежде всего угрозы ее интеллектуально-информационному суверенитету.


Думаю, что именно ваш Союз сможет найти механизмы взаимодействия нового поколения российских ученых с властью и обществом. На слете мы говорили о том, что создаваемый сегодня Союз не должен дублировать профсоюзную деятельность, хотя она очень важна. Вы – молодые российские интеллектуалы – это реальная общественная сила. Вы можете и вправе непосредственно участвовать в разработке государственных и общественных программ, касающихся развития науки и образования.


Вы не должны обустраивать свой “научный дом” на обочине общественной и политической жизни. Обществу нужна ваша активная гражданская позиция. Этим вы окажете неоценимую поддержку отечественной науке, стремящейся сегодня отстоять свое место в ряду ключевых ценностей. Этим вы поможете и нашему государству, которое ищет научно обоснованную стратегию развития.


Задачи развития, которые поставил перед страной Президент России Владимир Путин, по своей сути являются национальными проектами, требующими серьезного научного сопровождения. Это огромное поле научной деятельности, в котором будут востребованы ваши знания, ваш аналитический подход, ваше системное видение проблем.


Важнейшей функцией создаваемого Союза является научная экспертиза различных сторон жизни нашего общества. Отказав науке в 90-е годы в достойном финансировании, государство вольно или невольно отняло у нее роль авторитетного арбитра. Тем самым оно косвенно способствовало распространению в общественном сознании различного рода псевдонаучных представлений и просто мракобесия. Сегодня информационное пространство страны буквально засорено мошенниками, колдунами, новоявленными мессиями и лжеспасителями типа Грабового. Надо признать: научное знание перестало быть эталоном, а ученый перестал выполнять экспертную роль, которая должна быть ему отведена в любом цивилизованном обществе. Пора исправлять эту ситуацию.


К сожалению, научное сообщество пока не имеет полноценной информационной площадки для донесения результатов исследований и своих идей до Общества и Власти.


В стране практически не осталось серьезных научно-популярных изданий, в федеральных и региональных СМИ научная проблематика практически не представлена. Мало журналистики, которая могла бы профессионально работать в научном поле, и она практически не востребована в российских СМИ.


Недавно известный американский кинорежиссер Джеймс Камерон снял фильм “Инопланетяне глубин”, (где, кстати, использовались российские уникальные глубоководные аппараты). Основной целью проекта режиссер назвал поднятие престижа науки и преодоление сформированного Голливудом образа ученого – “закомплексованного чудака” или “отъявленного злодея”. И нам самое время развеять миф об “ученом – социальном аутсайдере, неудачнике”, который сложился в ходе неудачных реформ, в результате маргинализации образованного слоя россиян. Тем более, что ситуация в научном секторе начинает улучшаться.


Думаю, что еще одним возможным направлением работы Союза молодых ученых может стать формирование нового сегмента коммуникационного пространства, который заполнил бы образовавшийся вакуум в общении науки с обществом. Ученый может и должен стать Героем нашего времени! Своих ученых страна должна знать в лицо!


Нельзя терять время


Нашей отечественной науке есть что сказать обществу. Несмотря на нерешенность проблем финансирования науки, наши ученые получают многие престижные в мировом научном сообществе премии, их разработки признаются во всем мире.


Некоторые государства достигли большого успеха в инновационной сфере, не имея таких сильных стартовых позиций, как наша страна. Даже “утечка умов”, о которой можно говорить только с сожалением и озабоченностью, свидетельствует о том, что наши специалисты востребованы за рубежом, а их квалификация не подвергается сомнению.


Кстати, об “утечке умов”. Ежегодно от 20 до 30 тысяч наших соотечественников – высококлассных специалистов, находящихся в прекрасной научной и творческой форме, постоянно работают за рубежом. Возможность свободного выбора, где учиться и где работать молодым людям – безусловное завоевание нашего общества. При этом мы понимаем, что современная экономическая ситуация в России вряд ли способствует удержанию молодых ученых на Родине: неясны перспективы, даже хорошая работа зачастую не позволяет поддерживать нормальный уровень жизни.


Поэтому нашей стране необходима своего рода “программа возвращения умов”. Возможна ли она? Да, возможна! Процесс внешней научной эмиграции приостановился, значительное число ученых готово вернуться и работать в России. Многие страны, столкнувшиеся в свое время с аналогичной проблемой (Великобритания, Германия, Китай) смогли ее решить. Уверен, это по силам и нам. Президент, отвечая на вопрос молодого ученого из Томска во время прямой линии связи, сказал, что “мы должны создавать условия для наилучшего применения интеллектуальных способностей и знаний внутри Российской Федерации. Мы должны быть более конкурентоспособными по предоставлению таких условий”.


Развивать российскую науку сегодня – это значит строить достойное будущее России завтра. Инвестиции в молодое поколение российской науки окупятся в десятки раз! Однако совершенно очевидно, что без непосредственного участия самих молодых ученых науку не обновить.


Отдельные достижения отечественной науки неоспоримы, но общие результаты более, чем скромны. Сейчас на долю России приходится менее 1,5 % мирового рынка высокотехнологичной продукции (для сравнения – на долю США – 33%, на ЕС и Японии – по 18% – 20%). При этом, около 80% суммарного объема наукоемкого производства промышленности Российской Федерации сосредоточено в трех отраслях, входящих в оборонно-промышленный комплекс: в авиа-ракетно-космической отрасли, в военно-ориентированных отраслях, и в атомной промышленности.


Что стало возможным, прежде всего, за счет увеличения госзаказа. Инновационная деятельность в других отраслях кое-как сводит концы с концами и продолжает ждать внимания со стороны государства или бизнеса.


Самое опасное в том, что процесс перехода науки от выживания к развитию разворачивается крайне медленно. Мы теряем время, а сегодня каждая единица времени дороже, чем вчера. Еще 20 лет назад наши ученые поставили вопрос о необходимости приоритетного развития микробиологии, но в годы реформ было не до этого. А сегодня – мы столкнулись с птичьим гриппом, для борьбы с которым необходимо привлекать зарубежные разработки и тратить большие деньги.


России как никогда необходим приток капиталов в научные исследования


Государство возвращается в науку и как заказчик, и как посредник. В науку будет направлена значительная часть государственных доходов от экспорта энергоресурсов. Но на данный момент государство финансирует и продвигает только то, что может: финансовые ресурсы будут сконцентрированы на наиболее перспективных научных направлениях.


Совершенно ясно, что финансирование науки не даст ожидаемого результата, если не будет проведена реструктуризация имеющегося научного потенциала.


Вы знаете, что в стране идет острая дискуссия по проблемам модернизации науки. Оценивая ее общий ход я все больше убеждаюсь в том, что принятие грамотных, эффективных управленческих решений в этой области невозможно без учета мнений самого научного сообщества. Пока это единственный результат дискуссии, но его нельзя недооценивать.


Главная и застарелая наша проблема состоит в том, что результаты, получаемые наукой, слабо включаются в хозяйственный оборот внутри страны. И приватизация здесь вряд ли что изменит. Спрос на науку со стороны отечественных предпринимателей крайне низок. В структуре продукции, выпускаемой промышленностью и сельским хозяйством, инновационная составляющая колеблется в пределах от 4 до 5% (в развитых странах эта цифра достигает 20% – 30%). По различным оценкам, в России используется только от 8 до 10% инновационных идей и проектов. Ждать, пока рынок развернется в сторону науки и начнется ее финансирование из частных источников, мы больше не можем.


Причем условия, когда частные инвесторы будут давать свои деньги на инновационные проекты не надо изобретать. Они известны. Проблема в том, что наукоемкие проекты просто физически не могут окупиться в короткие сроки, приемлемые для современного российского бизнеса. Поэтому для перехода российской экономики на инновационный путь развития надо использовать организационные и финансовые возможности государства. Правительство это понимает. В следующем году начнется рост бюджетного финансирования гражданской науки, общая сумма предоставляемых средств будет доведена до 73 млрд. руб. И это только начало. Наша страна начинает последовательно решать проблему финансирования науки и технологий из средств, заработанных на продаже ресурсов.


Но, чтобы выделенные деньги не ушли в песок, нужна объективная экспертиза проектов работ и результатов их выполнения.


При помощи конкурсного отбора надо решить две задачи: 1 – сконцентрировать средства на тех направлениях, где мы сохраняем мировой приоритет и 2 – создать “технологические коридоры” в тех секторах экономики, где Россия имеет серьезные научно-технические заделы.


Есть еще одно немаловажное условие по обеспечению эффективности научных исследований, финансируемых из бюджета. Ученый должен заниматься, прежде всего, своим делом, а не искать клиентов и заказчиков. То, что “проталкивать” технологии на рынок должны не ученые или разработчики, а менеджеры, у нас поняли совсем недавно. До сих пор еще ни один вуз не готовит таких управленцев для науки. Уверен, многие из вас будут востребованы именно как грамотные специалисты по продвижению научного продукта на рынок, обладающие современным мышлением в области управленческих технологий. Творцы и управленцы в науке должны идти в одной связке.


Оплата труда и владение интеллектуальной собственностью


В рамках расширения бюджетного финансирования науки предусмотрены изменения и в оплате труда научного труда. Как ориентир заработной платы научного работника к 2008 году предполагается сумма в 30 000 руб. Эта сумма может складываться из трех компонентов. Первый – базовая часть, которая составит 50 – 60%. Вторая часть – надтарифная надбавка в 20 – 30% за выполнение дополнительных обязанностей (за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, надбавки за подготовку научных кадров, за образовательную и экспертную деятельность). Третья часть – 10 – 20% за конкретные достижения, включая публикации.


Конечно, даже в этом случае заработная плата российских ученых будет в десятки раз ниже, чем у ученых в развитых странах мира. Поэтому повышение заработной платы должно осуществляться одновременно с совершенствованием системы госзаказа, расширением практики финансирования науки за счет грантов, созданием венчурных коллективов, развитием технопарков.


Думаю, что проблему денег для науки можно будет решить и путем эффективного применения практики правовой защиты интеллектуальной собственности, что резко повысит доходы научных коллективов от капитализации научных результатов.


Задача решается в нескольких направлениях.


Во-первых, разрабатывается четкое определение федеральной части интеллектуального продукта прошлой научно-технической деятельности, порядка ее приватизации и механизма определения прав авторов и авторских коллективов, создавших в прошлом данный продукт.


Во-вторых, разрабатываются правовые основы закрепления прав на результаты научной деятельности за исполнителем (научно-технической корпорацией, университетом, исследовательским институтом), или за автором.


Общий подход к этой проблеме теперь ясен: права на использование объектов интеллектуальной собственности, созданной за счет средств федерального бюджета, должны распределяться между участниками правоотношений, включая государство, таким образом, чтобы не возникало препятствий при вовлечении результатов научных разработок в хозяйственный оборот, и чтобы интересы государства были защищены. Иными словами, интеллектуальная собственность должна быть закреплена за исполнителем, если она не относится к сфере обороны и безопасности.


Хочу заметить, что попытки закрепления за государством исключительных прав на все результаты научных и прикладных исследований, финансируемых из бюджета, предпринимались с различной степенью настойчивости во многих странах, но неизменно приводили к негативным последствиям.


По-видимому, пришло время подумать о принятии специального федерального закона “О реализации прав государства на результаты интеллектуальной деятельности в сфере науки и технологий”, проект которого сейчас готовится. Кроме того, необходимо отразить особенности взаимоотношений субъектов интеллектуальной собственности в науке в готовящемся проекте федерального закона “О статусе научного работника”.


Сегодня в нашем обществе культивируется идеология успеха. Успех становится своего рода культом, к которому стремятся любой ценой. Но сам успех, к сожалению, понимается крайне односторонне, безотносительно к тому, что личный успех принес всему обществу. Думаю, что мы все стоим на том, что радость научного поиска, торжество открытий и есть подлинный успех всей жизни. И если этот успех будет закреплен как интеллектуальная собственность, то быть ученым станет не только престижно, но и выгодно.


Но этим не исчерпывается мотивация научного труда. Сегодня мы только начинаем осмысливать реалии информационного общества, которые должны стать основной “средой обитания” для будущих поколений. Уже в ближайшее десятилетие мы столкнемся с весьма жесткими требованиями, которые это общество предъявит к человеку. Думаю, что наши молодые интеллектуалы уже сегодня вступают в такое общество. Они первопроходцы. Будущее за теми людьми, которые способны генерировать инновационные идеи и создавать высокие технологии.


Невозможно переоценить и такие факторы положительной мотивации, как неповторимую атмосферу российских научных коллективов, занятых реальным делом, возможность дискутировать в неформальной обстановке, возможность творческой самореализации, общение с высокоинтеллектуальными людьми. Часто именно эти, казалось бы, второстепенные факторы, сохраняют и развивают научные коллективы.


* * *


Уважаемые коллеги!


Уверен, что молодая научная интеллигенция нашей страны не потеряет себя в погоне за ложными ценностями. Верю, что она воспроизведет лучшие качества тех советских ученых, кто, работая в шарашках в страшные годы войны, обеспечили преимущества нашей военной техники! Кто вывел нашу страну в космос! Тех российских ученых, кто выстоял, не опустил руки, не ушел в оффшоры либеральной экономики.


А наши “великие финансисты” должны понять, за все деньги, вложенные в науку на протяжении столетий, она полностью рассчиталась всего лишь электрической лампочкой!


Эффективность науки огромна, но это не сразу и не всем видно.


Желаю плодотворной работы съезду, научных достижений и творческих успехов вам и вашим коллегам!