Выступление на последнем, 156-м, заседании весенней сессии Совета Федерации 2005 года (13 июля 2005 года)(Законотворчество на благо страны//"Парламентская газета" (Москва).-15.07.2005.-№126.-с.1,2)

13 июля 2005


Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подвел итоги весенней сессии 2005 года.


Завершилась весенняя сессия Совета Федерации.


Важным событием в ходе ее работы стало Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В нем глава государства сформулировал основы политики, устремленной в будущее, но сохраняющей преемственность стратегических ориентиров развития страны.


Совет Федерации, полностью разделяя фундаментальные принципы и долгосрочные цели государственной политики, выступил с инициативой разработки на основе посланий Президента России специальных программ, содержащих конкретные меры и действия всех органов власти. Вчера мы приняли такую программу Совета Федерации и тем самым, использовали в нашей работе программно-целевой подход.


Совет Федерации, как палата регионов, выступил с инициативой согласовывать стратегии и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с общенациональными приоритетами развития. Эта инициатива, встретив единодушную поддержку регионов, была закреплена решением Совета законодателей от 28 июня этого года.


Совет Федерации вышел в этом полугодии на качественно новый этап создания единой системы мониторинга правового пространства России. Был обнародован первый доклад Совета Федерации “О состоянии законодательства в Российской Федерации”. Результаты этой работы были оценены Президентом России и нашли отражение в его Послании Федеральному Собранию.


Все это позволило в значительной степени по-новому определить полномочия и позицию Совета Федерации в законотворческом процессе по важнейшим вопросам, входящим в его компетенцию.


Важную и плодотворную работу в процессе подготовки к рассмотрению законов на заседаниях палаты выполняли комитеты и комиссии Совета Федерации. Так, Комитет по вопросам местного самоуправления выступил в качестве ответственного и соисполнителя по 190 законам, Комитет по бюджету – по 148, комитеты по правовым и судебным вопросам, по обороне и безопасности – по 125, Комитет по делам Федерации и региональной политике – по 111 законам. .


В сфере государственно-правового строительства основное внимание уделялось совершенствованию институтов демократии и формированию гражданского общества, развитию федеративной, муниципальной, политической и административной реформ.


В этих целях были одобрены важные федеральные законы “Об Общественной палате Российской Федерации”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах. Их значение не ограничивается только совершенствованием избирательной системы. Уверен, что они будут содействовать укреплению гражданского общества в России.


В период весенней сессии Советом Федерации была проделана подготовительная работа к введению в действие еще одного чрезвычайно важного закона – “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Эта проблема была также в центре внимания Дней Совета Федерации, которые состоялись в Великом Новгороде в апреле этого года.


13 апреля 2005 года в Кремле было проведено заседание Совета законодателей, на котором был рассмотрен ход реформы местного самоуправления и обсуждены первоочередные задачи по ее законодательному обеспечению. В его работе принял участие Президент Российской Федерации.


Сегодня одобрен еще один закон из этого же пакета – “О государственной регистрации уставов муниципальных образований”.


Начало работы весенней сессии совпало по времени с началом реализации 122-го Федерального закона “о монетизации” льгот и усложнением в этой связи социальной обстановки. Члены Совета Федерации со своей стороны сделали все возможное, чтобы выправить сложившееся положение. Совет Федерации инициировал подготовку Социальной стратегии, для чего был создан специальный Координационный совет при председателе палаты.


Большой объем работы выполнен и в плане совершенствования экономической политики государства. В короткий срок приняты нормы, направленные на решение поставленных Президентом задач по либерализации условий функционирования бизнеса, стабилизации гражданского оборота, расширению возможностей свободного предпринимательства и сферы приложения капитала. В частности, был законодательно отменен налог на наследство и дарение, упрощен механизм легализации накопленных в предыдущий период капиталов, что должно создать стимулы для дополнительного притока инвестиций в экономику.


Важнейшее значение имеют и принятые изменения в федеральный бюджет на 2005 год. За счет дополнительных доходов найдены средства на повышение пенсий, поддержку ветеранов Великой Отечественной войны, повышение денежного содержания военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, заработной платы работников бюджетной сферы. Значительно увеличены межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации.


Хорошо известна позиция Совета Федерации в сфере международных отношений. Это прежде всего укрепление позиций России в мире, усиление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом, в первую очередь на пространстве СНГ. Для развития соответствующей законодательной базы был ратифицирован ряд серьезных международных договоров и соглашений. Ратифицированы соглашения с Казахстаном и Киргизией об обеспечении совместной безопасности, с Казахстаном – о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса “Байконур”, с Китайской Народной Республикой – о российско-китайской государственной границе на ее восточной части.


Активно выполнял Совет Федерации и другие конституционные полномочия. За прошедший период было проведено 12 “правительственных часов”.


Заинтересованность Правительства во взаимодействии с Советом Федерации проявилась в том, что перед его членами выступили почти все ключевые министры и Генеральный прокурор Российской Федерации.


В рамках проведения кадровой государственной политики Совет Федерации провел назначения на должности председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и других высших должностных лиц судебных органов Российской Федерации.


Для формирования позиции законодателей по стратегически важным вопросам государственно-правового и социально-экономического развития России Советом Федерации поддерживался активный диалог с представителями всех сторон, заинтересованных в их законодательном обеспечении. За указанный период было проведено 7 парламентских слушаний, около 80


“круглых столов” и других мероприятий. В их числе: международная конференция “Проблемы гармонизации российского законодательства с нормами международного права при разработке технических регламентов”; Третья Всероссийская научно-практическая конференция “Мониторинг законодательства и правоприменительной практики”; конференция “Здоровье населения Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения”; III Всероссийский энергетический форум “ТЭК России в XXI веке”; семинар “Научные основы национальной безопасности Российской Федерации” и другие.


В июне состоялся очередной девятый Петербургский международный экономический форум, который стал ярким событием в экономической и политической жизни не только России, но и многих других стран ближнего и дальнего зарубежья. В работе форума приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, Президент Азербайджана Ильхам Алиев и многие другие высокопоставленные политические деятели.


Количество участников нынешнего форума было беспрецедентным – более 4000 человек из 60 стран мира.


Большое внимание Совет Федерации уделял развитию межпарламентских связей. Делегации Совета Федерации участвовали в работе Ассоциации европейских сенатов, Конгресса местных и региональных властей Европы, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. Члены Совета Федерации принимали активное участие в работе практически всех межпарламентских организаций.


Результатом их деятельности явилось укрепление позиций российских парламентских институтов на международной арене.


Нарастающий авторитет Совета Федерации внутри страны и за рубежом потребовал особой ответственности его Аппарата. Его работа в период весенней сессии отличалась высоким качеством, о чем свидетельствовало проведение в этот период большого числа различных форумов, “круглых столов”, конференций и других мероприятий.


Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2005 года успешно справился с его конституционными обязанностями.