Выступление перед депутатами Законодательного Собрания г.Санкт-Петербурга 19 мая 2005 года

19 мая 2005

Уважаемые коллеги!


6 апреля 2005 года вы приняли Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Совета Федерации и Председателю Государственной Думы по вопросу содействия в реализации предложений Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, направленных на увеличение доходной базы региональных бюджетов, в том числе бюджета Санкт-Петербурга.


В Обращении предлагалось:


1. Вернуть в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации не менее 50 % доходов от акцизов на табачные изделия.


2. Вернуться к порядку уплаты акцизов на алкогольную продукцию, действовавшему в 2003 году, то есть уплата 50 % сумм акцизов при реализации производителями, 50 % – при реализации с акцизных складов.


3. Увеличить установленные Налоговым кодексом Российской Федерации размеры максимальных ставок по региональным налогам.


В связи с необходимостью наличия стабильного доходного источника, обеспечивающего достаточные поступления для финансирования расходов дорожного хозяйства, передать в бюджеты субъектов Российской Федерации федеральную долю акцизов на нефтепродукты (40 %).


По данному вопросу я уже направлял вам письменный отчет.


Вместе с тем, хотелось бы отметить следующее.


Я всегда последовательно выступал и выступаю за увеличение доходной части бюджетов регионов. Считаю, что настало время увеличивать отчисления в регионы от ряда налогов.


В Совете Федерации проводится работа над проектом федерального бюджета начиная с самых ранних стадий его формирования. Ежегодно Совет Федерации готовит предложения Правительству Российской Федерации по подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, которые затем последовательно отстаивает в ходе дальнейшей работы над ним.


27 апреля 2005 года было принято постановление Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2006 год».


Мною были подготовлены и внесены поправки о включении предложений Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в проект указанного постановления.


В результате достаточно жарких дебатов удалось отстоять рекомендацию Правительству Российской Федерации о передаче в регионы 100 % доходов от акцизов на нефтепродукты, а также об увеличении установленных Налоговым кодексом Российской Федерации размеров максимальных ставок по региональным налогам.


По поводу акцизов на табачные изделия и алкогольную продукцию, председателем нашего бюджетного комитета было отмечено, что предлагаемые изменения приведут к увеличению доходов бюджетов одних регионов за счет изъятия этих же доходов у других регионов, которые составляют большинство. Естественно, что такое предложение палата поддержать не могла.


В ходе обсуждения была отмечена необходимость подготовки предложений о передаче в бюджеты субъектов Российской Федерации таких налогов, которые более равномерно распределяются по территории страны, в частности, назывался налог на прибыль и НДС.


Вместе с тем, также хочу довести до вашего сведения позицию Министра финансов Российской Федерации Алексея Леонидовича Кудрина, которую он высказал 11 мая на заседании Совета Федерации в рамках рассмотрения на “правительственном часе” вопроса о финансовом обеспечении разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В частности, министром было отмечено, что НДС также распределяется по территории страны неравномерно, что усложняет отчисления от него субъектам Российской Федерации. Налог же на прибыль больше подходит для этих целей, так как он распределяется равномерно.


Кроме того, министр достаточно критически высказался по поводу целевых отчислений от налогов. Речь шла о передаче в бюджеты субъектов Российской Федерации федеральной доли акцизов на нефтепродукты (40 %) на цели расходов дорожного хозяйства. Министр подчеркнул, что цели, на которые должны расходоваться поступившие средства, целесообразнее определять ежегодно в рамках подготовки проекта бюджета региона.


Вместе с тем, предложения по формированию концепции федерального бюджета, закрепленные в упомянутом постановлении Совета Федерации, будут нами последовательно отстаиваться при разработке и рассмотрении проекта федерального бюджета на 2006 год. Второй вопрос, который я бы хотел затронуть в ходе сегодняшнего выступления, касается Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Как вам известно, 25 апреля 2005 года было озвучено очередное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В этот же день состоялось заседание Президиума Совета законодателей, на котором было принято решение ближайшее заседание Совета законодателей посвятить обсуждению задач законодательных органов регионов по реализации положений Послания Президента Российской Федерации.


На следующий день после оглашения Послания Президента состоялось заседание Совета палаты, на котором было дано поручение комитетам, комиссиям Совета Федерации подготовить конкретные предложения по реализации положений Послания Президента, подготовить проект постановления Совета Федерации по данному вопросу и вынести его на обсуждение палаты.


11 мая проект постановления был принят нами за основу.


В доработанном виде постановление Совета Федерации о Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год и программе действий Совета Федерации по его реализации будет касаться не только деятельности Совета Федерации, но и содержать предложения органам государственной власти субъектов РФ, Правительству РФ, Счетной палате.


План предлагаемых мероприятий будет максимально конкретный.


Во избежание повторения ситуации, которая возникла после принятия закона о монетизации льгот, необходимо создание эффективного механизма прогнозирования последствий принимаемых законов с учетом специфики регионов.


Особое внимание будет уделено не только подготовке законопроектов, но и проведению парламентских слушаний, направленных на изучение социально-экономических последствий принятия соответствующего закона. Причем основной акцент будет делаться на проведение парламентских слушаний в регионах, так как у каждого региона своя специфика, которая требует изучения. В настоящее время процесс законотворчества скорее представляет из себя процесс “латания дыр”, а не системную работу.


Совет Федерации на протяжении последних лет проводит достаточно большую практическую работу по мониторингу законодательства и правоприменительной практики. Своеобразной формой подведения итогов такой работы был выбран ежегодный доклад Совета Федерации “О состоянии законодательства в Российской Федерации”.


В процессе работы над концепцией доклада мы искали критерии оценки качества деятельности по рассмотрению законов и пришли к выводу, что основной целью при подготовке законопроектов является законодательное обеспечение тех задач, которые ставятся Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.


В Докладе, подготовленном Советом Федерации, было проанализировано законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2004 году, озвученных в Прошлом послании Президента, сделаны ряд выводов, главный из которых следующий. Период фрагментарного, несистемного законотворчества себя исчерпал.


Вместе с тем, в ряде случаев явно проявились проблемы отсутствия системной проработки законодательных решений из-за снижения целей, сформулированных в посланиях Президента, например такие, как удвоение внутреннего валового продукта, обеспечение конкурентоспособности России на мировой арене, и, как следствие, мы видим неувязку с этими целями содержания очень большого ряда важных законов. Планирование законопроектной работы отдельными субъектами права законодательной инициативы остается малоэффективным.


В качестве примера нами приводился Налоговый кодекс, который за шесть лет своего существования сменил 82 редакции. При этом 34 редакции не действовали ни одного дня, а также Бюджетный кодекс.


Именно для исправления такой сложившейся порочной практики мы начали работу по формулированию предложений, направленных на обеспечение реализации положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.


В этой связи, я обращаюсь к вам с предложением поддержать нашу инициативу и сформулировать свои законодательные предложения, которые бы обеспечили реализацию положений послания Президента Российской Федерации уже на уровне субъектов России.


Спасибо за внимание.