Выступление на совещании "Улучшение качества жизни и обеспечение экологической безопасности в регионах России" 5 мая 2005 года

5 мая 2005

Уважаемые коллеги!


Тема сегодняшнего совещания отражает нашу общую озабоченность состоянием окружающей среды. Качество жизни человека непосредственно зависит от качества среды его обитания. Экологи говорят, что нельзя быть здоровым в больной среде. Но «экология человека» включает в себя не только медицинские аспекты жизнедеятельности человека. Больная среда подрывает саму основу человеческой жизни, ее смысл.


Последнее время экологи много внимания уделяют проблемам экологической безопасности товаров и услуг. Об этом говорят и темы заявленных сегодня выступлений. Потребительские риски не снижаются, а возрастают. По данным экспертов, в производстве пищевых продуктов нынче разрешено использовать более 500 синтетических добавок. Посевы генетически модифицированных растений в мире приближаются к 60 миллионам гектаров. Как все это со временем отразится на здоровье человека, пока не ясно.


Рынок экологически безопасной продукции в нашей стране развивается крайне медленно. А это один из наиболее перспективных рынков ближайшего будущего.


По имеющимся данным, органическое сельское хозяйство практикуется примерно в 100 странах мира. Объем мирового рынка экологически безопасных продуктов питания составляет 30 миллиардов долларов в год — это примерно 3% от общего объема продаж продуктов питания. С начала 90-х годов продажа экопродуктов растет на 20-25% в год.


Производство экологически безопасной продукции становится важнейшим источником экономического роста в тех странах, которые сейчас активно ищут свое место в мировом разделении труда. Органическое сельское хозяйство начинает развиваться в ряде стран Восточной Европы, в странах Балтии, в Китае, в других регионах Юго-Восточной Азии.


У России есть все возможности для того, чтобы стать мировым лидером в производстве экологически безопасной продукции. Сельское хозяйство нашей страны обладает бесспорным приоритетом в области идей адаптивного земледелия, повышающего интеллектуальную составляющую крестьянского труда. Природа нашей страны способна устранить последствия многих экологических просчетов в прошлом.


Одно из главных препятствий на пути органического сельского хозяйства — пробелы в законодательстве. Во многом это объясняется сложностью вопроса. Требования к производителям экопродукции чрезвычайно жесткие. Земля, на которой предполагается производить экологически безопасную продукцию, должна в течение трех лет проходить процедуру очистки, после чего ей выдается экологический сертификат. Минеральные удобрения используются только в объемах, необходимых для восстановления питательных веществ в почвах, выносимых предыдущим урожаем. Синтетические пестициды заменяются биологическими методами борьбы с вредителями и сорняками. Гормональные препараты для стимулирования роста и увеличения объема продукции не используются. Не используются и генно-модифицированные организмы, осадки сточных вод, ионизирующее облучение.


В конце 2002 года был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», принципиально меняющий старый порядок стандартизации, сертификации и надзора за качеством продукции, но он не решает проблему законодательного обеспечения производства и реализации экопродукции.


В результате многие отечественные производители, не пройдя ни сертификацию, ни экологическую экспертизу, наносят на упаковку своих продуктов знаки «био» или «экологически безопасный продукт» и автоматически повышают цены. Причем их нельзя наказать за эту самодеятельность, поскольку никаких ограничений на использование подобной маркировки нет. Раз нет рычагов законодательного принуждения, какой им смысл что-либо менять — они будут «наклеивать» на свои продукты завлекательную «марку» и поднимать цены.


Что касается импорта, то попытка ввоза в Россию экопродуктов из-за рубежа оказалась весьма неудачной. Экологически безопасные продукты обычно стоят в два-три раза дороже. В России эти продукты оказались дороже в шесть раз.


Чтобы организовать производство экопродуктов в самой России, нам нужны не просто какие-то «меры» — нам требуются серьезные дополнения к законодательству. Поскольку производство экопродукции может стать одним из важнейших направлений специализации нашего сельского хозяйства, экологические стандарты должны быть гармонизированы со стандартами основных целевых рынков.


Сейчас правительство разрабатывает общий технический регламент «Об экологической безопасности», который должен быть готов к августу.


К сожалению, пока только несколько небольших ферм заявили о готовности производить экопродукты. Эти инициативы важны, но они настолько незначительны, что их нельзя считать началом серьезных, принципиальных изменений в системе земледелия.


Как показывает опыт других стран, органическое сельское хозяйство ведется на больших фермах. Крупные хозяйства располагают большими ресурсами для экспериментов по выращиванию эко-продукции, могут выделить землю под пар и уже имеют определенные рынки сбыта. При этом крупные хозяйства могут сочетать экопроизводство с другими возможностями получения дохода: экологический туризм, создание собственной торговой сети, лесное хозяйство, промыслы, что может решить проблему «стартовой рентабельности».


Органическое сельское хозяйство должно стать важнейшим направлением государственной сельскохозяйственной политики. Необходимо законодательно прописать все рычаги государственного регулирования экологического сельского хозяйства и наполнения рынка безопасными и чистыми продуктами. Государство обязано обеспечить фермерам возможность получения займов на приемлемых условиях, компенсировать им потери урожая в период перехода к практике органического хозяйствования, финансировать обучение, научные исследования, создавать демонстрационные фермы, поддерживать сбыт продукции.


Я уверен, что данное совещание позволит выяснить позиции специалистов по всем этим вопросам.