Выступление на пленарном заседании МПА СНГ 4 декабря в г.Санкт-Петербурге

4 декабря 2004

Как вы знаете, на состоявшемся в Астане саммите глав государств Содружества был поставлен вопрос о повышении его эффективности и, в связи с этим, о путях реформирования СНГ. Сегодня важно обеспечить соответствие структуры и функций органов СНГ новому этапу социально-экономического развития наших государств и, прежде всего, современному пониманию обеспечения безопасности для народов Содружества.
В условиях беспрецедентно жестоких, циничных акций международного терроризма должен бесперебойно и эффективно работать механизм дальнейшего сплочения наших государств.


Так, перед лицом новых вызовов и угроз, сегодня в совершенствовании и унификации нуждается весь международно-правовой инструментарий в области борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков, выработанный в рамках ООН и нашего Содружества. Только на базе современного, обновленного законодательства специальные службы будут способны проявить свой высокий профессионализм, встать непреодолимым щитом между силами террора и мирными гражданами наших государств.


Выстроенные в одну кровавую цепь теракты в Буденовске, Москве, Грозном, Волгодонске, Владикавказе, Махачкале, Ташкенте и Беслане свидетельствуют о развязывании против Российской Федерации и ее ближайших соседей широкомасштабной террористической войны. Этот факт зафиксирован и решительно осужден в Заявлении Совета Межпарламентской Ассамблеи от 6 сентября 2004 года, в решениях Совета глав государств СНГ от 16 сентября 2004 года, в Резолюции Совета Безопасности ООН № 1566 (2004) от 8 октября 2004 года.


Как основной исполнитель Межгосударственных программ СНГ по борьбе с терроризмом, преступностью и наркобизнесом, которому поручено законодательное обеспечение программ, Ассамблея сформировала Объединенную комиссию по гармонизации законодательства в этой сфере. В комиссии совместно работают парламентарии Содружества, представители правоохранительных органов и спецслужб отдельных государств, а также межгосударственных органов СНГ.


Уверен, что парламентские делегации, участвующие в сегодняшнем заседании выскажут свои соображения об усилении роли парламентов государств – участников МПА СНГ в борьбе с международным терроризмом.


Со своей стороны хотел бы отметить, что сегодня в Европейском Союзе унификация антитеррористического законодательства также выдвинута в число приоритетов законотворческой деятельности наших коллег-парламентариев. Об этом говорили в конце октября в Брюсселе российские и бельгийские парламентарии на международном парламентском коллоквиуме с характерным названием: «Правовое регулирование в области борьбы с международным терроризмом и гармонизация национальных законодательств».


Используя сложившиеся партнерские отношения Межпарламентской Ассамблеи СНГ с ведущими международными парламентскими организациями, мы должны в кратчайшие сроки наладить с ними взаимообогащающее сотрудничество, продвигающее нас к созданию общего правового пространства противодействия терроризму, исключающего любые двойные стандарты в оценке его актов и проявлений.


По плану нашей работы 15 апреля следующего года состоится Санкт-Петербургская международная парламентская конференция, посвященная 60-летию Победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. В повестке дня этой конференции вопросы, связанные со всемирно-историческим значением Победы во Второй мировой войне и задачами демократических сил в борьбе с угрозой возрождения фашизма. В ходе ее работы мы также обсудим с нашими коллегами-парламентариями государств – членов Совета Европы комплекс вопросов, связанных со становлением и укреплением антитеррористической коалиции.


Во всех государствах, так или иначе вовлекаемых в борьбу с международным терроризмом, встает вопрос о сочетании мер по противодействию этому злу с соблюдением основных прав и свобод человека. Эта группа вопросов также стоит в повестке дня нашего сегодняшнего заседания.


Что касается Межпарламентской Ассамблеи – с момента ее образования эта сфера законотворчества всегда была в ее «портфеле заказов» со стороны национальных парламентов. В нашем активе – призыв к парламентам Содружества о присоединении к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также ряд модельных законов по различным частным аспектам этой сферы. Одно из наших неоспоримых достижений – принятие Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ.


Конечно, не менее значимы и требования национального избирательного законодательства, которые отражают специфику каждого государства. Главное -это соответствие избирательного процесса конституционным основам каждой страны и общим демократическим стандартам, заложенным в нашей Конвенции. Именно с этих позиций государства Содружества оценивают ситуацию в Украине, складывающуюся после второго тура президентских выборов. Мы искренне убеждены в возможности нахождения решений в рамках правового поля при соблюдении прав и интересов всех избирателей.


Проблема прав человека еще не воспринята частью населения Содружества Независимых Государств как приоритетная. Опросы общественного мнения показывают, что граждане СНГ не всегда имеют четкое представление о своих правах, о формах и методах их защиты. В каждом из наших государств стоит проблема совершенство-вания правового воспитания населения.


Проблема защиты прав и свобод человека имеет не только законодательный и воспитательно-правовой, но и организационный аспект.


Так, статья 33 Устава СНГ предполагает наличие в Содружестве Комиссии по правам человека, определяет ее задачу. Однако за все годы существования СНГ, несмотря на принятые в развитие Устава решения, эта комиссия так и не была сформирована. В Содружестве отсутствует орган, координирующий работу в области прав человека. Надеюсь, что обсуждение проблемы соблюдения прав и свобод человека в государствах Содружества на нашем пленарном заседании выльется не только в обмен мнениями, но и оформится в конкретные предложения.


Значительная часть нашей сегодняшней работы будет посвящена развитию гуманитарного сотрудничества стран Содружества, прежде всего в области культуры.
Исторически сложившаяся общность культур наших государств является достоянием всех народов Содружества. Вместе с тем каждая из наших стран обладает самобытностью своей культуры, что и определяет образ каждой из них в мировой культуре. Сохранить и то и другое, преумножить, развивать самобытность, обеспечивая одновременно возможность взаимообогащения культур – это одна из важнейших задач законотворчества в этой сфере духовной жизни.


Межпарламентская Ассамблея конкретными шагами постоянно демонстрирует уважительное отношение к истории и культурным традициям наших народов. Не случайно именно в штаб-квартире Ассамблеи проходили празднования 150- летия со дня рождения народного поэта Казахстана Абая Кунанбаева, 150-летие композитора Н.А.Римского-Корсакова, 200- летие со дня рождения А.С.Пушкина, 150- летие поэта – акына Джамбула Джамбаева – выдающихся деятелей культуры и искусства, которые одинаково дороги всем нашим народам. Здесь широко отмечались тысячелетие кыргызского национального эпоса “Манас”, тысячастолетие государства Саманидов, другие знаменательные даты Содружества Государств.


Будущее развитие культурных, научных, экономических связей, да и просто человеческих контактов, будет зависеть от того насколько глубоко наши народы будут знать и понимать друг друга. Это требует постоянного внимания к проблеме языков, в том числе к языкам широкого международного общения, одним из которых, несомненно, является русский язык. В нашем меняющемся мире сохраняют свою истинность слова великого Абая Кунанбаева: «Русский язык откроет нам глаза на мир».


Русский язык был и остается одним из крупнейших мировых языков. Сегодня на планете им в той или иной степени владеют около полумиллиарда человек, в том числе большинство населения стран Содружества. Русский язык входит в число шести официальных языков Организации Объединенных Наций.


Поддержка и развитие самобытности культур наших народов в свою очередь опирается на развитие и изучение национальных языков всех государств СНГ. Мне приятно отметить, что значительный вклад в этот процесс вносит высшая школа России. В частности, Санкт- Петербургский государственный университет и Московский государственный лингвистический университет ведут широкую подготовку специалистов по государственным языкам стран СНГ.


Безусловно, успешное продвижение наших стран по всем трем направлениям, вынесенным на наше пленарное заседание – борьба с международным терроризмом, обеспечение прав и свобод человека, развитие сотрудничества в гуманитарной области во многом определяется состоянием экономики каждой из наших стран и характером интеграционных процессов в экономической сфере СНГ.


Важнейшим событием в нашей работе между двумя пленарными заседаниями стал восьмой Петербургский международный экономический форум, проведенный здесь, в Таврическом дворце в июне нынешнего года. Кроме двух пленарных заседаний в рамках форума прошли заседания двадцати четырех «круглых столов», двух конференций, Конгресса предпринимателей стран СНГ. В дни работы форума были развернуты выставки «Страны СНГ и федеральные округа России – на путях эффективной экономики». На них были представлены достижения Республики Армения, субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, представлены возможности и перспективы развития базы минерально-сырьевых ресурсов стран СНГ. Состоялась презентация достижений нового члена Европейского Союза – Чешской Республики, проведен брифинг по тематике третьего Байкальского экономического форума.


В настоящее время Оргкомитет ведет подготовку к девятому Петербургскому международному экономическому форуму, который состоится с 14 по 16 июня 2005 года и, несомненно, внесет свой вклад в методологию и практику нашей экономической интеграции, которая становится многоуровневой или «многоскоростной».


Более года тому назад по инициативе президентов четырех стран СНГ появился новый проект интеграции. Он получил официальное название «Формирование Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины».


Задача создания интегрированного рынка со свободным передвижением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы налагает на парламенты «четверки» большие обязательства прежде всего в сфере гармонизации законодательств, согласования приоритетных направлений в законотворческой деятельности. Особого внимания заслуживает вопрос об упорядочении и координации совместной работы законодателей наших стран, синхронизации процедур ратификации соглашений, заключенных в рамках Единого экономического пространства.


Новые идеи, заложенные в Соглашение Единого экономического пространства, могут и должны стать прорывными, способными придать ускорение интеграционным процессам в Содружестве Независимых Государств в целом. Открытый характер сотрудничества в рамках формирования Единого экономического пространства позволяет нам рассчитывать на его поддержку со стороны парламентов других государств Содружества.


В повестку дня нашего сегодняшнего заседания постоянными комиссиями Ассамблеи внесен также ряд модельных законодательных актов в области развития образования, государственного финансового контроля, другие правовые документы в принятии которых заинтересованы наши государства.