Выступление на заседании Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России"

12 ноября 2004


Уважаемые коллеги!



Нашу встречу в Ставропольском крае Национальный комитет “Интеллектуальные ресурсы России” начал готовить задолго до событий в Беслане, но эти события внесли серьезную корректировку в сегодняшнюю повестку дня.


Проблема безопасности жизни человека неразрывно связана с экономическим и социальным развитием страны. Борьба с терроризмом проходит не только по “линии огня”. Успех в этой борьбе обеспечит развитие собственного экономического потенциала Северного Кавказа, улучшение качества жизни его населения.


Северный Кавказ занимает особое место в стратегии развития России. В этом регионе опасно переплелись политические и социально-экономические противоречия нынешней российской действительности, обострение которых может угрожать территориальной целостности страны.


Война в Чечне подорвала экономический потенциал региона, вызвала катастрофический спад в уровне жизни населения, спровоцировала вынужденную миграцию, создала потоки контрабанды, привела к разграблению природных ресурсов региона. Регион наиболее незащищен перед лицом надвинувшейся на Россию террористической угрозы.


Конечно, терроризм нельзя искоренить только решением социально-экономических вопросов. Но мы должны стремиться к тому, чтобы политические спекуляции на тяжелом социальном положении людей свести к абсолютному минимуму.


Я знаком с итогами социально-экономического развития Ставропольского края в первом полугодии. Они неплохие. Поэтому я прошу ставропольцев не относить персонально на свой счет все проблемы, о которых я буду говорить далее. Но «болевые точки» Северного Кавказа нельзя вылечить автономно, не учитывая общую ситуацию в Южном федеральном округе.


Многие показатели Южного федерального округа значительно ниже как среднероссийских, так и показателей развития других федеральных округов. Так, валовой региональный продукт на душу населения отстает от среднероссийского в 1,9 раза, а от других федеральных округов — в 1,4–3,7 раза. Среднемесячная заработная плата здесь в 1,5 раза ниже, чем в среднем по России.


В Южном федеральном округе больше всего как зарегистрированных, так и “скрытых” безработных. Уровень безработицы по Южному федеральному округу от двух до пяти раз превышает среднероссийский показатель. 67% безработных — это жители села.


Очень низка инвестиционная активность, притом что в округе самый высокий удельный вес полностью изношенных основных фондов.


Эти и другие различия воспринимаются населением региона как нарушение принципов социальной справедливости. Не должно быть никаких иллюзий в отношении того, что накопившиеся проблемы могут разрешиться быстро или они разрешатся сами собой.


В течение последних трех лет социально-экономическое положение Северного Кавказа по сравнению с другими регионами России не ухудшилось. Но отсутствуют и положительные изменения, что, конечно, не может нас устроить.


Межрегиональные различия уровня жизни — это общая проблема для всей России, и связана она со многими факторами. Во-первых, эта проблема возникла в результате включения механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам, во-вторых, эта проблема обострилась в связи со значительным ослаблением регулирующей роли государства, в-третьих, эта проблема отражает фактическое неравенство субъектов Федерации в их отношениях с центром.


Но Северный Кавказ имеет и свои конкретные причины отставания. Там сложились наихудшие стартовые условия для начала экономических реформ, затем перманентно вспыхивали военные конфликты. Именно поэтому прекращение целенаправленной государственной поддержки социально-экономического развития отдельных регионов в 90-х годах оставило на Северном Кавказе самые глубокие социальные рубцы.


Хозяйственный комплекс Северного Кавказа создавался на основе широкой производственной кооперации с юго-восточными областями Украины и республиками Закавказья. Поэтому в результате распада СССР Северокавказский экономический регион потерял около 70% связей с республиками Закавказья, 50% — с Украиной, 30-35% — с территориями России и 85-90% — с бывшими членами СЭВ. По оценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, коэффициент зависимости для Северокавказского экономического региона составляет 0,75, т.е. 75% валового регионального продукта производится на основе кооперации с предприятиями других регионов, включая поставки сырья, материалов и электроэнергии. Уже из этого можно сделать вывод, что одним лишь предпринимательством проблему экономики в регионе не решить. Нужна государственная программа.


К сожалению, федеральная целевая программа “Юг России” (на 2002-2006 годы) не соответствует предъявляемым к целевым программам требованиям, она имеет нечеткие цели и задачи, носит описательный характер, в ней отсутствуют необходимые бизнес-планы. Поэтому надежды на ее реализацию пока не оправдываются. Уже сейчас ясно, что программа должна быть пролонгирована. В новой редакции необходимо четко сформулировать основные региональные приоритеты, повысить целевой характер выделения средств, определить те объекты, которым в первую очередь необходима помощь, предусмотреть конкретные проекты для инвестирования.


Не думаю, что экономическую активность на Северном Кавказе можно насаждать искусственно, без учета местных возможностей и традиций. Если мы говорим о крупных государственных инвестициях, то это должны быть инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, создающие реальную возможность включить внутренние ресурсы региона в хозяйственный оборот, в том числе и за счет частных инвестиций.


На Западе уже давно работает идея государственно-частного партнерства. На одном из октябрьских заседаний правительства эта идея была сформулирована и для России. Хочу здесь особо подчеркнуть слово “партнерство”. Надо не просто увещевать частный бизнес вкладывать деньги в северокавказский регион, а понять простую вещь, что частный инвестор будет активно вкладывать деньги туда, куда их вкладывает государство.


И еще одно. В регионе надо развивать внутрихозяйственные связи. На мой взгляд, это важнейшая часть не только экономической, но и всей государственной политики на Кавказе. Уверен: взаимовыгодное экономическое сотрудничество субъектов Федерации Южного федерального округа станет действенным способом предотвращения возможных конфликтов.


Национальный комитет “Интеллектуальные ресурсы России” может предложить для программы социально-экономического развития Юга России свои разработки по темам экономического роста на инновационной основе, развитию информационных технологий, охране окружающей среды, изменению образа жизни населения.


Первым и важнейшим источником развития Северного Кавказа является сельское хозяйство. На нем основаны рабочие места и традиционный образ жизни сотен тысяч людей.


По инициативе академика Александра Александровича Жученко наш комитет начал разработку программы развития зернового производства в России. Мы посчитали, что будет правильно, если эта программа будет заявлена именно в Ставрополье, в житнице страны. Ставропольский край может стать и пилотным регионом по отработке программы. Думаю, что губернатор края Александр Леонидович Черногоров поддержит нашу идею.


Вторым источником развития региона я бы назвал комплексное освоение недр. В этой связи наш комитет представляет программу “Недра и развитие”. Инициатива разработки этой программы принадлежит ведущим ученым и специалистам нефтегазового сектора и вызвана рядом проблем, которые пока не находят решения. Сегодня мы будем говорить о возможных путях решения этих проблем.


Необходимо максимально использовать и транзитные возможности Северного Кавказа. Развитие коммуникаций интегрирует регион в мировое экономическое пространство, что, в свою очередь, ускорит формирование внутренних хозяйственных связей, о политическом значении которых я уже говорил.


Сейчас регион активно включается в международную систему грузопотоков по проекту “Голубой поток” (поставки российского газа в Турцию) по поставкам сырой нефти из Казахстана в порт Новороссийск, по транспортировке туркменской нефти в российские порты Черноморского бассейна.


Сегодня здесь, в Рыздвяном, на предприятии “Кавказтрансгаз”, мы видим, как на практике реализуется это направление в развитии региона. Предприятие эффективно использует месторасположение и ресурсные возможности региона, причем делает это в экологически щадящей форме. Магистральные газопроводы, эксплуатируемые предприятием, проложены на огромной территории от калмыцких и астраханских степей до предгорий Кавказа.


В рамках реализации проекта “Голубой поток” ведется строительство сухопутного участка магистрального газопровода “Россия – Турция”.


Здесь решена одна из острейших проблем нефтегазового сектора: земля после исчерпания недр не превращается в безжизненную пустыню. Именно здесь мы увидели пример того, как недра после исчерпания запасов благодаря применению инновационных подходов продолжают работать на благо человека, края и страны.


И последнее. Необходимо восстановить рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Это капиталоемкая задача, но именно ее решение во многом определит перспективу и роль региона в территориальном разделения труда.


Здесь в Ставрополе мы представляем еще одну программу, ориентированную на человека, его здоровье — программу «Медицина общества знаний». Медицина — отрасль консервативная, любые инновации проходят серьезную проверку, прежде чем войдут в лечебную практику. Но одно можно сказать определённо: медицина будет активно осваивать информационно-коммуникационные технологии, в частности, телемедицину, обладающую огромным потенциалом повышения качества медицинского обслуживания и подготовки медицинских кадров.


Представление программы “Медицина общества знаний” пройдет завтра в Ставропольской краевой клинической больнице, где запланирован телемедицинский сеанс между Москвой и Ставрополем. Из московского центра консультацию врачам больницы проведет академик Сергей Павлович Миронов, который возглавил эту программу.


В Ставропольском крае, где половина населения живет в сельской местности, не говоря уже о горных районах Северного Кавказа, развитие телемедицинских услуг может реально повысить доступность и качество медицинской помощи.


Это только часть программ, которые задумал осуществить наш комитет. Более широкий список вы может найти в буклете. Список не закрыт.


Наши программы — не просто идеи, это реальные инициативы, которые выдвинуты профессиональными сообществами, непосредственно работающими на инновационное развитие страны, на формирование в России общества, основанного на знаниях.


Одна из задач комитета — вовлекать в эту работу российские регионы. Мы очень рассчитываем на сотрудничество со Ставропольским краем и надеемся, что одним из итогов сегодняшней встречи станет создание здесь Северокавказского отделения Национального комитета “Интеллектуальные ресурсы России”.