Выступление на заседании Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России" (Современный гуманитарный университет) 27 апреля 2004 года

29 апреля 2004

“Информационная среда науки и образования как фундамент общества знаний”


Уважаемые коллеги, дорогие друзья!


Сегодняшнее заседание Высшего совета Национального комитета “Интеллектуальные ресурсы России” посвящено крайне важным программам экономического и социального развития России.


Прежде всего, хочу сказать об общих принципах, которыми, по моему мнению, должен руководствоваться Национальный комитет “Интеллектуальные ресурсы России”, работая над своими программами.


Во-первых, цели программ должны отвечать потребностям общества и иметь общенациональный масштаб.


Во-вторых, программы должны носить системообразующий характер.


Основной категорией экономики знаний должен быть конечный продукт, т.е. товары и услуги, создаваемые на основе высоких технологий. Такие товары и услуги, которые необходимы обществу и обладают новыми полезными потребительскими качествами.


Сейчас в России живет 12% ученых всего мира, и они владеют половиной мирового уровня знаний во многих областях. Но, в то же время, мы производим всего 0,3% от мировой наукоемкой продукции. Если мы не сможем превратить знания в производство продукта и услуг, то будем продолжать терять рынки.


Второй принцип проявляется в том, что комитет начинает свои практические шаги с образования, как основы общества знаний. На сегодняшней встрече мы должны рассмотреть, как развивается информационная инфраструктура страны, как она влияет на качество и доступность образования и далее на эффективность науки.


Одна из программ, которую наш комитет будет разрабатывать – это формирование долгосрочной национальной стратегии развития высшего образования, создание единого образовательного пространства. Нас интересуют новые формы обучения, новые вузы, построенные на использовании электронных технологий доставки знаний учащимся в место их проживания или работы. Сегодня мы собрались в вузе, который является одним из лидеров дистанционного образования в нашей стране.


Традиционные вузы сейчас не могут удовлетворить всё возрастающую потребность к получению высшего образования. Известно, что в нашей стране ежегодно порядка полутора миллионов абитуриентов остаются за пределами вузов. Спрос на обучение в Современной гуманитарной академии тоже подтверждает этот вывод. Общество должно поддержать тягу молодых людей к знаниям, к высшему образованию, дать им возможность овладеть выбранной профессией. Современному человеку необходимо учиться всю жизнь. Это утверждение стало аксиомой. Возникла концепция непрерывного образования, образования на протяжении всей жизни человека.


Образовательная программа индивида включает в себя не только овладение им специальными знаниями, но и формирование у него уровня образованности, дающего возможность адаптироваться к новым видам деятельности и соответствующим им средствам коммуникации. Если говорить о практической стороне дела, то в области развития информационной среды образования необходимо решать следующие задачи:


1. Распространение современных электронных средств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями.


2. Организация электронных библиотек и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам.


3. Развитие единой телекоммуникационной образовательной сети в регионах и городах.


4. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, системы подготовки и переподготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий.


5. Создание сервисных служб, осуществляющих обслуживание программно-аппаратных информационных средств образовательных учреждений разного уровня.


6. Мониторинг информационных ресурсов региона, города.


7. Организация системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии.


8. Создание центров информационной и научно-методической поддержки учебного процесса.


При обсуждении проекта национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий мы можем подробно обсудить и часть этих задач.


Возникает также проблема качества и эффективности электронного обучения.


Принципиально эта проблема имеет отношение и к традиционным формам обучения. Полагаю, что в этом отношении пока рано делать какие-либо выводы. Как известно, прямых критериев оценки качества образования, не разработано. Теоретически работу того или иного вуза оценивает рынок труда через спрос на его выпускников и спрос на его услуги абитуриентов (конкурс). Но, насколько мне известно, соответствующие исследования систематически не проводились. Мы можем поставить задачу оценки качества и эффективности электронного обучения комитету.


Кроме рынка высокотехнологичной продукции есть еще рынок образовательных услуг. Полагаю, что мы могли бы поставить перед комитетом и следующую задачу – вернуть стране утраченные позиции на рынке образовательных услуг. И, в первую очередь, в бывших советских республиках, где существует большой спрос на российское образование. Это позволит продвигать не только знания, но и наши идеи, наш менталитет, наш дух, нашу культуру и таким образом поступательно формировать российский сегмент мирового рынка интеллектуальной продукции. Один из путей формирования рынка образовательных услуг – это создание российскими вузами своих филиалов в других странах. Но есть и другой путь – удовлетворение спроса через дистанционные формы образования, как это реализовано в Современной гуманитарной академии.


Вторая программа, о которой сегодня пойдет речь, связана с созданием информационной базы науки и образования. Полагаю, что всем понятно,что без своевременной научной информации не может плодотворно работать ни ученый, ни инженер, ни преподаватель, ни студент. Развитие информационных технологий, интернета, стимулировали выпуск как электронных версий традиционных журналов, так и чисто электронных изданий. Это, в свою очередь, дало толчок к созданию электронных библиотек.


Примером такой библиотеки является Научная электронная библиотека, создаваемая с 1997 года под руководством академика М.В.Алфимова и при содействии Российского фонда фундаментальных исследований. По его предложению на базе этой библиотеки наш комитет начинает разработку программы “Национальная научная электронная библиотека”. Цель программы – превратить эту библиотеку в общероссийский информационный научно – образовательный ресурс инновационного развития.


Я уверен, что сегодняшнее обсуждение поможет нашим программам стать важным событием в мире образования и науки, даст ясное понимание хотя бы части сложного пути от учебы к знаниям, от знаний к научному творчеству, и далее к инновационным продуктам.