Выступление на XV Съезде АРБ

14 апреля 2004




Добрый день, уважаемые участники съезда!



Я с большим удовольствием принял приглашение выступить на Съезде Ассоциации российских банков, потому что считаю нужным внимательнейшим образом относиться к тем проблемам, которые являются предметом обсуждения Съезда. Для Совета Федерации, который часто называют палатой регионов, вопросы совершенствования банковского законодательства входят в число приоритетных.


Экономика не может развиваться без мощной, хорошо отлаженной национальной банковской системы, через которую финансовые ресурсы должны направляться в производственный сектор. Укрепление и развитие банковской системы является важнейшим условием решения стратегических задач в области экономики, стоящих перед нашей страной.


Но кроме задач улучшения финансового климата в России Совет Федерации придает большое значение и региональному аспекту развития банковской системы. Обеспеченность финансовыми ресурсами крайне неравномерно распределяется по территории страны. Практически повсюду, за исключением нескольких главных финансовых центров, предприятия и предприниматели сталкиваются с острейшим дефицитом финансовых ресурсов. Региональные инвестиционные проекты в лучшем случае сводятся к строительству торгового центра. Такое положение дел не может нас удовлетворять. Территориальные диспропорции тормозят процессы экономического развития и модернизации хозяйства России.


Безусловно, одна из главных причин тех проблем, которые имеются в развитии банковской системы – это недостатки государственной политики. В том числе и законодательства, регулирующего эту сферу. Вчера в Совете Федерации прошло заседание Межрегионального банковского совета, которое было посвящено абсолютно конкретной и очень важной для экономики России теме. Расширению масштабов кредитования экономики и снижения рисков кредитных операций. И от членов совета, от представителей банков, многие из которых сегодня участвуют в работе этого съезда, было внесено большое количество совершенно четких предложений по этим проблемам. Вместе они составляют целую систему мер, на основе которой мы можем готовить необходимые законодательные инициативы, расшивать те узкие места в законодательстве, которые мешают развитию банковской системы, а с ней и всей экономики.


Хочу назвать некоторые важнейшие направления работы, которые предложены членами совета. Тем более, что я знаю, они отражают позицию Ассоциации российских банков. Прежде всего, речь идет о проведении государством более активной политики регулирования банковской системы и финансовых рынков. Это необходимо, чтобы создать условия для расширения масштабов кредитования экономики и для снижения связанных с этим рисков.


Очень важные инициативы связаны с развитием системы рефинансирования выданных кредитов. Наш Центральный банк в свое время фактически самоустранился от рефинансирования кредитов, выданных коммерческими банками. И пока не происходит возврата к этой нормальной для Центрального банка работе.


Предложены меры по стимулированию роста капитализации банковской системы. По мнению членов банковского совета, это позволит расширить финансовую основу работы коммерческих банков, увеличить объем финансовых ресурсов, доступных экономике. Ненормально, что у нас решение острейшей проблемы – недостатка капиталов в банковской системе – зачастую сводится к попыткам административного перераспределения капитала внутри банковской системы. Например, путем борьбы с малыми банками, многие из которых работают в регионах. А ведь это никак не помогает повысить общую капитализацию банковской системы. Скорее наоборот.


Перспективными мне представляются предложения, имеющие ясный акцент на развитие финансовой системы, банковского обслуживания и кредитования в регионах. Это связано с более широкой и активной разработкой региональных программ, со стимулированием кредитования банками региональных экономик для более равномерного распределения банковского капитала на территории России.


Одним словом, с участием банкиров, в том числе благодаря активной позиции Ассоциации российских банков, состоялось конструктивное и полезное обсуждение с большим практическим результатом. Считаю принципиально правильным именно такой механизм взаимодействия между органами государственной власти и банковским сообществом. Именно банкиры должны быть инициаторами назревших изменений в законодательстве, должны ставить вопрос об изменении устаревших, ненужных норм и о создании новых. Потому что они знают и чувствуют, какие проблемы являются ключевыми, наиболее острыми для банковской системы страны, что в государственном регулировании требует корректировки.


Само по себе проведение в органах власти совещаний с участием банкиров или представителей других социальных и отраслевых групп не является чем-то новым. Таких совещаний, обсуждений прошло за последние 10-15 лет великое множество. Но, честно говоря, практический их результат невелик. Если говорить не о принятии более или менее дельных рекомендаций, а о разработке законов, об изменении государственной политики с учетом выявленных проблем, о других конкретных действиях.


Сейчас мы в Совете Федерации стремимся реализовать другой формат взаимодействия. Его цель – максимум практических результатов. То есть мы готовы подробно обсуждать любые проблемы, в том числе и в банковской сфере. Сколько необходимо для дела, столько и посвятим этому времени. Но с непременным условием. В конце должен появиться реальный, практический шаг. Законопроект. Конкретные предложения к властям субъекта Федерации или к Центральному банку. Инвестиционный проект, в конце концов.


Мы готовы к такому более серьезному диалогу с представителями банковской общественности. Безусловно, предлагаемые меры мы будем всесторонне обсуждать, соотносить с потребностями экономики в целом, с интересами всех отраслей и регионов. Но все, что служит интересам развития банковской системы – не взятой изолированно, а как важнейшей составной части экономики России – будет нами взято на вооружение. И работу Совета Федерации по развитию банковского законодательства мы будем строить обязательно с учетом позиции банковского сообщества.


В связи с этим хочу сказать, что я внимательно слежу за деятельностью Ассоциации российских банков. Роль этой организации в отстаивании интересов банковской системы страны велика и конструктивна. Ассоциация обобщает позиции банков, вырабатывает общую стратегическую линию развития и последовательно продвигает, отстаивает ее в органах власти.


А вы все прекрасно понимаете, что для этого надо подняться над отраслевыми интересами, взглянуть на дело с позиций национального, государственного интереса. И доказать, что предлагаемые меры отвечают не эгоистическим чаяниям банкиров, а потребностям решения стратегических задач социального и экономического развития всей страны. Вот такое умение сочетать отраслевой и общенациональный подход в предложениях Ассоциации всегда присутствует. Это и ей позволяет успешно решать свои задачи, и для нас делает такие предложения особенно ценными.


Само положение Совета Федерации в системе государственных органов делает его координирующим звеном между федеральным и региональным уровнями власти. Мы можем решать задачи развития законодательной сферы и подкреплять это координацией работы органов власти субъектов Федерации.


Подключая к этой связке еще один сильный элемент – представителей банковского сообщества – мы создаем мощный инструмент для выработки и реализации самых насущных, самых востребованных механизмов развития банковской системы. Считаю, что такое расширение участия банковской общественности, о котором я говорю, в выработке государственной политики может стать весомым фактором в решении проблем банковской системы, проблем роста, развития и модернизации экономики России.


Жду от сегодняшнего съезда новых конструктивных идей, предложений, решений. Уверен, что наша совместная работа позволит объединить и идейный, и материальный потенциал государства и предпринимательского сообщества, использовать этот огромный ресурс в интересах России и всего нашего народа.