Выступление на заключительном заседании весенней сессии 25 июня 2003 года

27 июня 2003

Уважаемые коллеги!

Вот мы и подошли к завершению весенней сессии 2003 года. Вроде не так давно мы с вами проводили сотое заседание, а вчера и сегодня уже состоялось 112-е заседание нашей палаты. Хотел бы отметить, и надеюсь, что вы со мной согласитесь, слаженную, профессиональную работу всех комитетов и комиссий в ходе весенней сессии, что позволило нам достичь неплохих результатов.

За этот период проведено 11 заседаний Совета Федерации, на которых рассмотрен 121 федеральный закон, в том числе четыре федеральных конституционных закона. Из них: 111 законов одобрено, 10 федеральных законов отклонено, в том числе семь отклонено с созданием согласительных комиссий. Из числа одобренных Советом Федерации федеральных законов 65 уже подписаны Президентом и вступили в силу.

Отклонены Президентом Российской Федерации законы “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”.

Но важны не только общие цифры, хотя они показательны, а утверждение в ходе весенней сессии новых подходов к оптимизации законотворческого процесса.

Во-первых, еще глубже утвердилась практика предварительного рассмотрения законов. На заседаниях Совета палаты и на еженедельных координационных совещаниях в прямом откровенном диалоге вырабатывалась консолидированная позиция по уже поступившим, а также разрабатываемым законопроектам.

Во-вторых, активизировался диалог с Государственной Думой по спорным законопроектам. Над законами, по которым возникли разногласия с Государственной Думой, работали согласительные комиссии.

Проведено 12 заседаний таких согласительных комиссий по II федеральным законам, принятым Государственной Думой и отклоненным Советом Федерации. Во всех случаях разногласия преодолены, 4 федеральных закона были подписаны Президентом Российской Федерации.

В-третьих, усилилась инициативная законотворческая составляющая в работе Совета Федерации. В порядке законодательной инициативы Совет Федерации внес в Государственную Думу десять законопроектов.

Четвертая положительная тенденция, которую хотелось бы отметить, заключается в том, что активизировалось и приобрело более ответственный характер взаимодействие палаты с правительством. В рамках “правительственного часа” на заседаниях Совета Федерации заслушаны 14 информаций правительства Российской Федерации. На заседаниях палаты также принято три обращения к председателю правительства. А 25 июня Михаил Касьянов выступал здесь и ответил на многочисленные вопросы членов Совета Федерации. Это является хорошим показателем укрепления нашего взаимодействия с федеральной исполнительной властью.

Для формирования собственной позиции по стратегическим вопросам государственно-правового и социально-экономического развития России в рамках Совета Федерации проводились многочисленные парламентские слушания, “круглые столы”, научно-практические конференции. Было проведено за весеннюю сессию 11 парламентских слушаний, 38 “круглых столов” и около 10 конференций и семинаров. Некоторые из них носили международный характер, как, например, первый в России семинар “Бикамерализм в европейских парламентах”, а также всероссийский характер, как, например, первая научно-практическая конференция “Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики”.

Рекомендации, принятые по итогам проведенных мероприятий и содержащие конкретные предложения, направлены в адрес Президента, правительства и других органов законодательной и исполнительной власти.

В этом полугодии также под эгидой Совета Федерации состоялось два крупных форума: Уральский информационный форум и седьмой Петербургский экономический форум, который приобрел широкую международную известность. Достаточно сказать, что в его пленарных заседаниях и “круглых столах” приняли участие около 2500 представителей политических, деловых, финансовых и научных кругов из 48 стран мира.

Продолжали укрепляться связи Совета Федерации с регионами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. За прошедший с начала года период комитетами и комиссиями Совета Федерации было организовано 15 выездных заседаний, на которых рассматривались как вопросы общегосударственного значения, так и конкретные социально-экономические проблемы регионов. Для укрепления связей с законодательной властью в регионах важную роль сыграл Совет законодателей. В период весенней сессии прошло два его заседания: 18 февраля 2003 года, в котором принял личное участие Президент Российской Федерации, а также совсем недавно, 24 июня 2003 года, – по проблемам продовольственной безопасности. Было также проведено пять заседаний президиума Совета законодателей, на которых обсуждались очень острые проблемы промышленной политики, оборота земель сельскохозяйственного назначения, законодательного регулирования деятельности конституционных судов субъектов Российской Федерации и другие вопросы.

Большое внимание Совет Федерации уделял развитию межпарламентских связей. Состоялось 10 официальных визитов делегаций Совета Федерации в Корею, Испанию, Италию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Украину, Францию, Литву и Молдову.

Делегации Совета Федерации участвовали в работе четвертой встречи Ассоциации европейских сенатов, десятой сессии Конгресса местных и региональных властей Европы, юбилейного саммита парламентов стран – участниц Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества.

Было организовано 116 поездок членов Совета Федерации в 42 страны мира. В здании Совета Федерации проведено 93 встречи с представителями 43 зарубежных государств, принято 30 парламентских делегаций.

Значительно расширилась работа с населением. В приемной Совета Федерации побывали 1215 граждан, в его адрес поступило свыше 8 тысяч писем. Все заявления, жалобы и отклики рассмотрены, значительная часть из них учтена в деятельности структурных подразделений аппарата Совета Федерации. Более 2000 обращений граждан направлено для принятия соответствующих мер в федеральные органы исполнительной власти, свыше 3700 – в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подводя общие итоги, можно сделать вывод о том, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2003 года успешно справился с осуществлением полномочий, возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Президент Владимир Владимирович Путин на встречах с членами Совета Федерации давал высокую оценку работы нашей палаты, отмечал приоритетные направления дальнейшей законотворческой деятельности.

Говоря об особенностях следующей сессии, Президент Российской Федерации на встрече с членами Совета палаты 25 апреля текущего года рекомендовал предстоящей осенью, в период кампании по выборам депутатов Государственной Думы, быть особенно внимательными к содержанию и качеству законов, принимаемых нашими коллегами из Госдумы. Действительно, следующая сессия обещает быть весьма напряженной.