Выступление на открытии VII Петербургского международного экономического форума 18 июня 2003 года

18 июня 2003

Уважаемые коллеги! Уважаемые дамы и господа!

Разрешите VII Петербургский международный экономический форум считать открытым.

Как уже стало традицией, цель нашего собрания – дать всесторонний анализ пути, пройденного Россией и странами СНГ за минувший год, выделить проблемы, мешающие устойчивому развитию и повышению качества жизни наших народов, выработать пути решения этих проблем. При этом мы обращаем особое внимание на тенденции развития мировой экономики и политики, на формы и методы нашего сотрудничества со странами Европейского союза, нашими североамериканскими и азиатскими соседями, на социальные и экологические проблемы формирования новой общечеловеческой гармоничной цивилизации XXI века.

VII Петербургский форум проходит в год 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, который отмечают во всем мире. В эти дни многократно повторялись слова: “Петербург – окно в Европу”. В свою очередь, говорилось, что наш город стал для Европы окном в Россию и СНГ в целом. Мне кажется, что эти сравнения уже не соответствуют сегодняшним задачам. Мы должны не просто смотреть друг на друга в окна, пришло время начинать строить наш общий европейский дом.

Этот путь – улица с двусторонним движением, однако наиболее сложные и масштабные задачи на этом пути стоят перед странами – участницами Содружества Независимых Государств.

Что мы можем записать в актив стран СНГ за прошедший год?

Во-первых, в 2002-2003 годах сохранялась тенденция стабилизации экономики, сложившаяся в последние годы. В среднем по СНГ валовый внутренний продукт вырос в 2002 г. на 5 процентов. Эти темпы можно признать удовлетворительными, особенно на фоне рецессии, которая наблюдалась в США, Японии, странах ЕС.

Во-вторых, финансовое положение большинства стран СНГ характеризовалось относительной стабильностью, умеренным уровнем инфляции, сравнительно устойчивым курсом национальных валют, ростом объема золотовалютных резервов, профицитом или незначительным дефицитом бюджета.

Мы договорились, что на каждом форуме будем давать возможность его участникам познакомиться с достижениями в социально-экономическом развитии одного из государств Содружества. Нынешний год в России – Год Казахстана. В рамках форума состоится “круглый стол”: “Республика Казахстан: путь к евразийскому процветанию”. На “круглом столе” будет обсуждаться опыт Казахстана, который успешно провел банковскую реформу, реформу жилищно-коммунального хозяйства, пенсионную реформу и добился существенных успехов.

Этот опыт, несомненно, будет востребован участниками форума из других стран Содружества.

Отмеченные успехи в развитии наших государств еще не означают решения коренной проблемы – превращения нашей части Евразии в регион устойчивого развития и процветания. На форуме нам предстоит обсудить ряд крупных блоков проблем.

Первая тема дискуссии, общемировая проблема, остро волнующая сегодня все страны мира, – проблема причины богатства и бедности стран в условиях глобализации.

Глобализация – крайне противоречивый процесс. До сих пор он часто приводит к усилению различий между богатыми и бедными странами. В 90-х годах ряд стран СНГ оказались в числе наиболее бедных государств планеты. В России, например, за последние три года реальные доходы населения выросли на 32 процента, почти 4 миллиона человек покинули ряды безработных. Однако до сих пор почти четверть российских граждан – в основном сельских жителей из депрессивных регионов и бюджетников – имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Вторая тема дискуссии – проблемы евразийского региона: формирование единого экономического пространства Содружества Независимых Государств.

В последнее время активно идет разработка механизма Организации региональной интеграции в составе России, Украины, Казахстана и Беларуси, штаб-квартира которой будет расположена в Киеве. Впервые страны СНГ, на долю которых приходится около 80 процентов товарооборота Содружества, согласились на передачу наднациональному органу права принимать обязательные для всех стран решения в пределах своей компетенции, вести единую таможенную политику, согласовывать свои действия по вступлению во Всемирную торговую организацию. Эта важная инициатива была в центре внимания на неформальном саммите стран Содружества в Санкт-Петербурге.

Среди конкретных интеграционных проектов можно отметить создание Россией, Украиной и Германией газотранспортного консорциума, заключение долгосрочного договора о поставках и транзите газа Россией и Туркменистаном, подписание Россией и Казахстаном соглашений по добыче и транспортировке нефтегазовых продуктов.

Однако на пути экономического и социального развития наших государств, а следовательно, и на пути полноценной интеграции, продолжают сохраняться острые, застарелые проблемы. В России, как и в других странах Содружества, в 2002 – 2003 годах были исчерпаны возможности роста производства, связанные с загрузкой устаревших основных фондов, которые бездействовали в 90-е годы. Их обновление идет крайне медленно, а объемы инвестиций в основной капитал совершенно недостаточны для обеспечения долгосрочного и устойчивого экономического роста. Из-за повышения цен на отечественные товары, при их относительно невысоком качестве, рост импорта в странах СНГ продолжает опережать рост экспорта. При этом в экспорте по-прежнему преобладают необработанное сырье и энергоресурсы, цены на которые в нынешнем году снижаются.

В импорте же большую долю занимают не новые технологии и уникальное оборудование, а продовольствие и другие товары, которые с успехом могут производить сами государства Содружества. Изменение качества экономического роста в наших государствах на основе ускоренного развития науки, образования, здравоохранения, высокотехнологичных отраслей производства – вот одно из главных направлений дискуссий и рекомендаций нынешнего форума.

На это нацелена третья тема дискуссии форума – пути повышения конкурентоспособности России на рынке, что, конечно же, крайне актуально и для всех стран СНГ.

Повышение конкурентоспособности России предполагает социальную ориентацию проводимых реформ электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, пенсионной, налоговой. Органичное сочетание экономико-структурного и социального аспектов наглядно выражено в проблеме развития малого и среднего бизнеса. У нас в России его доля в валовом внутреннем продукте составляет 10-12 процентов, а в наиболее развитых странах – 40-50 процентов.

А ведь именно развитие малого бизнеса способствует развитию активности и инициативы миллионов людей, формированию среднего класса – основы гражданского общества.

Проблемы социально-экономического развития России мы договорились рассматривать как в целом, так и в разрезе отдельных ее регионов. На этом форуме мы презентуем Дальневосточный округ, который здесь максимально представлен как руководителями территории, так и представителями бизнеса, политиками, учеными.

На нынешний форум мы вынесли целый ряд частных, но крайне важных и актуальных вопросов. Каковы оптимальные пути реформирования налоговой системы России? В чем мы видим основные направления и приоритеты развития стран Содружества в социально-трудовой сфере? Каковы социально-экономические последствия вступления в ВТО для России и стран Содружества? Как улучшить инвестиционный климат в наших государствах?

Решение этих и других злободневных проблем – задача “круглых столов” форума, которыми будут руководить председатели комитетов Совета Федерации, члены правительства, видные ученые и эксперты.

Особо хотел бы отметить присутствие на форуме ведущих инвесторов России и СНГ – членов Консультативного совета по инвестициям при председателе правительства России, в их числе нашего партнера по организации форума – Европейского банка реконструкции и развития.

Петербургский форум прошлого года был результативным. Его рекомендации активно используются правительствами и парламентами государств – участников СНГ, прежде всего в области законотворчества. В ряде стран, в том числе в Российской Федерации, на основе этих рекомендаций внесены изменения в закон о рынке ценных бумаг, скорректированы перспективные планы разработки законов. По предложению шестого форума на очередное заседание Совета глав правительств СНГ внесен проект решения о создании Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств Содружества. Координация усилий в этой сфере будет способствовать формированию общего фондового рынка, повышению капитализации компаний в наших государствах.

Позвольте пожелать всем нам успехов в работе открывающегося Петербургского форума.