На открытии Петербургского экономического форума 19 июня 2002 года

19 июня 2002

Уважаемые дамы и господа, уважаемые коллеги! Приветствую вас в Санкт-Петербурге в прекрасную пору белых ночей в этом старинном дворце, который видел так много выдающихся деятелей и драматических событий российской истории.

Петербургские форумы стали частью нашей истории. Даже если говорить лишь об их количественном вкладе в развитие экономики России и всего Содружества, это уже серьезный фактор, влияющий на инвестиционную ситуацию в нашем хозяйстве.

По итогам прошедших форумов было заключено контрактов на сумму свыше десяти миллиардов долларов. И значительная их часть – это инвестиции, направленные на развитие производства и инфраструктуры.

Но, пожалуй, не менее ценной для нас всегда была интеллектуальная составляющая форумов. Здесь обсуждаются самые важные проблемы экономического и социального развития и пути их решения. Здесь встречаются и обмениваются мнениями руководители государств и международных организаций, губернаторы и законодатели, предприниматели и ученые. Мы имеем возможность послушать членов правительства, которые осуществляют экономическую политику, и бизнесменов, а также наших партнеров по мировой экономике, которые на эту политику смотрят со своих точек зрения. Здесь в дискуссиях вырабатываются общие позиции и на их основе рекомендации по развитию экономики России и Содружества Независимых Государств.

Сейчас центральное место среди всех проблем экономической политики занимает вопрос о темпах хозяйственного развития. За последние три года после целого десятилетия спада и застоя экономика России продемонстрировала темпы роста, каких не знала тридцать лет и которые позволили нашей стране занять почетное место среди лидеров мирового экономического роста.

В 2001-2002 гг. закрепилась тенденция к относительной стабилизации экономики стран СНГ. В 2001 г. их валовой внутренний продукт вырос на 6 процентов, что выше, чем в странах Европейского союза, а также Центральной и Восточной Европы. Рост валового внутреннего продукта наблюдался во всех странах СНГ (наиболее значительный в Казахстане – 13,2 процента, Украине, Азербайджане и Таджикистане – 7-10 процентов). Снизились темпы инфляции, сократился дефицит, а в Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане и Украине достигнут профицит бюджета, курсы национальных валют оставались относительно стабильными по отношению к доллару.

Но это не повод, чтобы почить на лаврах и надеяться на автоматическое продолжение экономического чуда. Многие факторы этого этапа были краткосрочными, конъюнктурными, и сейчас их действие начинает ослабевать. Это проявляется и в общем замедлении динамики и даже в приостановке роста в отдельные месяцы.

Рост макроэкономических показателей в 2001-2002 гг. недостаточен для того, чтобы компенсировать их падение в 90-х гг., а в среднесрочной перспективе приблизиться к уровню жизни даже в самых бедных странах Европейского союза. Высокая зависимость стран СНГ от мировых цен на сырье, исчерпание эффекта девальвации национальных валют, проведенной в 1998-1999 гг., привели к тому, что темпы прироста валового внутреннего продукта в 2001-2002 гг. снизились по сравнению с 2000 г. с 8 до 6 процентов, снизились также темпы роста промышленного производства, инвестиций, перевозок, экспорта, а импорт, в том числе потребительских товаров, напротив, вырос.

Сейчас наступает время выбора стратегии дальнейшего развития. Задача государства – использовать достигнутые успехи как базу для нового устойчивого движения вперед. А для этого необходимо создать условия, и правовые, и практические, чтобы рост перешел в новую фазу, основанную на долгосрочных факторах и на долгосрочных ориентирах, которые определяют позитивную перспективу экономики России и выгодность инвестиций в наше хозяйство. Именно инвестиционная привлекательность страны, то есть конкурентоспособность на рынке инвестиций, есть залог ее успешного экономического развития.

Не случайно Президент Российской Федерации постоянно возвращается к этой теме, ставит перед правительством и Федеральным Собранием задачи, связанные с разработкой и реализацией более амбициозных – но полностью обоснованных – планов экономического развития. С одной стороны, для этого в нашем хозяйстве есть все объективные предпосылки. С другой стороны, сохранение нынешних тенденций не позволяет в обозримом будущем сократить разрыв в уровнях экономического развития между Россией и развитыми странами мира. А это значит, что не будет в полной мере реализован потенциал улучшения инвестиционных условий в России, что и должно стать основой роста.

Пользуясь случаем, хочу обратить ваше внимание на те инвестиционные проекты, которые будут представлены участникам форума во время его работы. Это реальные объекты для инвестиций, их планы поддержаны властями соответствующих регионов, и в реализации этих планов есть заинтересованность, готовность помочь на федеральном уровне власти. Думаю, что эти инвестиционные проекты являются конкретным воплощением философии – выгода для инвестора, польза для страны.

Теперь я хочу остановиться на тех резервах роста и привлечения инвестиций, которыми располагает Россия. Потому что желание и добрая воля властей – это хорошо, но еще лучше, если есть материальные предпосылки. И поскольку мы живем в глобализирующемся мире, надо посмотреть, как выглядит Россия со стороны, с точки зрения инвестора, принимающего решение, как ему распорядиться своими средствами.

В истекшем году валовой внутренний продукт России составил, по рыночному валютному курсу, около 300 миллиардов долларов. Это примерно посередине между Нидерландами и Бельгией. При всем уважении к трудолюбивым народам этих стран такая оценка совершенно не соответствует реальному масштабу российской экономики.

Другая картина получается, если оценить нашу экономику по паритету покупательной способности рубля, то есть учесть тот факт, что цены в России значительно ниже мирового уровня. Такие известные организации, как ЦРУ и Мировой банк, дают для валового внутреннего продукта России очень близкие оценки – около 1,2 триллиона долларов, что уже гораздо ближе к реальности. Разница, как видим, в четыре раза.

Конечно, оценка по покупательной способности страдает большой долей условности. Она недостаточно учитывает показатели качества и технологического уровня. Она игнорирует огромные достижения компаний развитых стран в создании систем сбыта своей продукции, торговых марок, в проведении маркетинга и решений еще множества проблем, которые там определяют успешность бизнеса, а для России являются совершенно новым полем деятельности. Поэтому практически для всех стран с переходной экономикой закономерна пониженная оценка их экономического потенциала.

И все же это сопоставление очень полезно для определения стратегических задач развития нашей экономики. Оно ясно показывает, что путь к сокращению разрыва с развитыми странами лежит не только через наращивание объемов производства. Как минимум не менее важная задача – это научиться производить товары мирового уровня и продавать их с использованием современных технологий работы на рынке.

Сказывается и занижение курса акций наших компаний в силу непрозрачности их капитала, отсутствия нормального рынка ценных бумаг. Например, капитализация крупнейшей в мире компании “Газпром” составляет 8 миллиардов долларов, а имеющей в шесть раз меньшие запасы компании “Экссон” – 300 миллиардов долларов.

Это значит, что на сегодняшний день российская экономика представляет собой огромную сумму недооцененных материальных активов. Российские природные ресурсы, труд, производственные мощности – все это еще должно найти адекватную рыночную оценку, то есть значительно возрасти в стоимости. На этом направлении, до сих пор слабоосвоенном, мы должны сосредоточить и усилия государства.

Хочу затронуть тему эффективности государственной политики и аппарата государственного управления в сегодняшней России. К сожалению, по стандартам развитых стран российское государство гипертрофировано, страдает негибкостью, не избежало коррупции. Это тем более обидно, что в прошлом и в Российской империи, и в Советском Союзе государственный аппарат дал немало образцов четкого и эффективного решения задач общенационального масштаба и значения. Не забираясь далеко в историю, вспомним хотя бы советскую космическую программу или достижение стратегического паритета с США в области ядерных вооружений.

Сегодня часто говорят о слишком большом присутствии государства в экономике России. Хочу сделать поправку. Чиновник слишком часто вмешивается в те вопросы, в которых он не нужен. Но в то же время государство не выполняет многих необходимых функций, которые являются неотъемлемыми в современном социально-рыночном обществе развитых стран. Оно недостаточно защищает российского гражданина, российское предприятие, а если говорить о мире в целом – то и интересы страны.

Налицо явный перекос, который необходимо ликвидировать. И речь должна идти не о демонтаже системы государственного регулирования, а о переориентации ее на решение действительно необходимых задач. Мы думаем, например, о возможности создания такого правового документа, как Кодекс государственного регулирования экономики. Он должен регламентировать права и обязанности органов государственного управления. С одной стороны, это дает надежную защиту предпринимателю в случае неоправданных, выходящих за рамки закона попыток чиновника вмешиваться в его работу. С другой стороны, будет гарантировано выполнение государственными органами тех функций, которые нужны обществу.

Мне представляется, что особое внимание на форуме следовало бы уделить эффективности структурных реформ в странах СНГ, проблемам повышения конкурентоспособности национальных экономик, перехода от мобилизационного к инновационному типу развития, роли государства в регулировании и стимулировании этих процессов.

Для всех стран СНГ актуальны вопросы налоговой и судебной реформ, административной реформы, реформы естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства. Здесь нельзя идти по легкому пути дальнейшего повышения тарифов, компенсируя за счет населения низкий уровень технологий, низкое качество управления. Ряд стран СНГ накопил в этой области опыт, заслуживающий обобщения.

Каждая страна СНГ обязана заботиться о собственных выгодах. Однако нужно различать сиюминутные, текущие выгоды и перспективные интересы, которые связаны с региональной взаимовыгодной экономической интеграцией, основанной прежде всего на развитии высокотехнологичных производств, научного и образовательного потенциала, совместных инфраструктурных и экологических проектов по созданию транспортных коридоров, трансконтинентальных трубопроводов, энергопередач, телекоммуникаций и т.д. Целесообразно обсудить новую концепцию развития СНГ, основанную на реальной экономической выгоде. Не стоит пугаться, если на первых порах в этих проектах пожелают участвовать не все члены СНГ. Ведь не все члены ЕС перешли на евро, не все вошли в Шенгенскую зону, однако это не ставит под угрозу развитие всего сообщества.

Нам нужно совместно обсудить пути эффективной интеграции СНГ в Европейское сообщество, пути формирования единого с Евросоюзом экономического пространства, пути вступления и участия в ВТО в качестве равноправных и активных партнеров.

Хотелось бы подчеркнуть, что мы рассматриваем экономическую интеграцию стран СНГ, осуществление масштабных совместных инфраструктурных, транспортных и энергетических проектов, а также научных, образовательных и других гуманитарных программ со странами СНГ, в частности, увеличение числа студентов из стран СНГ в российских вузах, не как противовес, а как условие нашей успешной интеграции в европейскую и мировую экономику.

Уважаемые дамы и господа!

Волею судеб Таврический дворец, в котором мы находимся, не раз оказывался в центре надежд России на перемены к лучшему. Так было во времена Потемкина и Суворова, когда будущее страны связывалось с ликвидацией военных угроз и освоением новых территорий. Так было и в начале XX века, когда здесь закладывались основы российского парламентаризма, а потом собралось на свое единственное заседание Учредительное собрание, которое должно было ответить на ключевые вопросы, поставленные историей перед нашей страной.

Сегодня в этом здании работает Межпарламентская ассамблея СНГ и проходит Петербургский экономический форум. И то, и другое означает интеграцию. Демократическую рыночную интеграцию постсоветского пространства и интеграцию России в мировую экономическую систему. Именно с этим мы сегодня связываем свои надежды на лучшее будущее. И снова в центре событий – этот старый дворец.

Разрешите пожелать всем нам успехов в обсуждении и решении проблем развития России и других стран СНГ, повышения уровня и качества жизни наших народов.

Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации