3 августа 2015
Сергей Миронов, председатель Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции “Справедливая Россия” в Государственной Думе ФС РФ отвечает на вопросы главного редактора болгарского Интернет-сайта “Поглед.инфо” Румена Петкова.
– Сергей Михайлович! В течение последних двух лет обстановка во всем мире стала сложнее, и были очерчены новые разделительные линии. Все это произошло из-за Украины. Каково Ваше толкование этого события: что случилось в Киеве?
– Я бы предложил рассматривать события на Украине не изолированно, а в контексте глобальной геополитической ситуации. Сегодня идет трансформация однополярного мира, в котором абсолютным гегемоном были США, – в многополярный мир с несколькими влиятельными полюсами силы, сравнимыми по своим возможностям. Американцам это крайне не нравится. Их стратегия – удерживать прежнюю конструкцию миропорядка путем создания все новых очагов напряженности и территорий “управляемого хаоса”. Украинский кризис, на мой взгляд, надо рассматривать в одном ряду с многими другими “цветными революциями”, а также с событиями в Ираке, Ливии, Сирии и т.д. Все это ситуации, хоть и разные, но порожденные топтанием одного и того же “слона в посудной лавке”.
Кто-то говорит, что на Украине, мол, произошло, “народное восстание”, кто-то вообще ударился в пафос, называя кровавый майдан “революцией достоинства”. Но все это – пропагандистская лапша, которую вешают на уши и самим украинцам, и европейской общественности. На самом деле в Киеве в феврале 2014-го произошел банальный государственный переворот и вооруженный захват власти. Причем при попустительстве таких стран, как Германия, Франция и Польша, министры иностранных дел которых давали письменные гарантии безопасности законному президенту Украины В.Януковичу. Не высохли еще чернила на договоренностях а его уже насильственно свергли, вынудив скрываться из-за реальной угрозы убийства. Сейчас это стыдливо замалчивают. Но ведь так было! Да, Янукович, был плохим президентом (я сам считаю его трусливым и нечистым на руку), но ведь смена власти могла пройти цивилизованным путем. И потом: что же это за “революция” такая, если на смену одним олигархам приходят другие?
Превращая Украину в “территорию хаоса”, и отдавая ее под контроль таким своим марионеткам, как Порошенко, Яценюк, Турчинов и т.д., – США, что называется, “убили сразу двух зайцев”. С одной стороны, – превратили “незалежную” в своего рода “мину замедленного действия” под боком у России. А с другой, – развязав острейший конфликт в самом центре Европы, получили прекрасную возможность держать европейских союзников на коротком поводке, а заодно – придать “новое дыхание” НАТО, стимулировав его членов активнее наращивать оборонные расходы.
– Антирусская истерия захватила западные СМИ, которые не перестают говорить о “русской агрессии на Украине”, “оккупации Крыма”. Как по Вашему, можно ли считать действия Президента России Владимира Путина в отношении Крыма правильными?
– Все, что произошло в Крыму, – есть прямое следствие госпереворота в Киеве, положившего начало процессу распада Украины и вынесшего наверх самые мерзкие и агрессивные национал-фашистские силы. Крым и крымчан надо было спасать, иначе там произошли бы события еще более страшные и кровавые, чем на Донбассе. Известны слова одного из ярых националистов-бандеровцев: “Крым будет либо украинским, либо безлюдным”. Известно, что боевики “Правого сектора” и других подобных группировок уже формировали “поезда дружбы”, чтобы ехать “наводить порядок” в Крыму.
Тому, кто хочет иметь объективную картину, полезно знать, что в 1954 году Крым был передан из состава РСФСР в УССР волюнтаристским решением руководства СССР, с грубыми нарушениями тогдашних законов. Крымчане воспринимали это как огромную историческую несправедливость, и даже находясь в составе “незалежной”, все равно всей душой стремились в Россию. Надо быть очень зашоренным и предвзятым, чтобы не понимать, что те референдумы, которые прошли в Крыму и Севастополе в марте 2014-го при огромном энтузиазме местных жителей действительно выразили волю народа. А воля народа, как известно, – высший закон!
Поэтому Президент России В.В. Путин действовал по отношению к Крыму не просто правильно. Он действовал по единственно возможному варианту. Других просто не было.
– Есть ли, по Вашему мнению, способ успокоить напряженность? Кто постоянно разжигает ее?
– Ну, во всяком случае, нагнетает напряженность не Россия. Мы не хотим ни «холодного мира», «ни холодной войны», ни тем более “горячей”. Мы хотим простых вещей: чтобы с нами перестали разговаривать с позиции силы и чтобы наши национальные интересы уважались и учитывались. Ну а если сам президент США Б. Обама вдруг объявляет Россию одной из главных мировых угроз наравне с Исламским государством и лихорадкой Эбола, то как следует российскому государству на такое реагировать? Или когда США и ЕС объединяются в намерении, видите ли, “изолировать” Россию? Мы что должны поднять руки вверх и начать канючить “простите, дяденьки”? Неужели, кто-то всерьез думает, что народ, победивший в 1945-м гитлеровский фашизм, в 2015-м можно сломить и поставить на колени?
Если действительно имеется политическая воля к снижению международной напряженности, пути к этому хорошо известны. Сначала должна измениться политическая риторика с агрессивной на более спокойную. Затем логичен был бы отказ от демонстрации военных “мускулов”, вроде нынешнего наращивания группировки НАТО в непосредственной близости от российских границ. Потом необходимо проявлять взаимные усилия для развития диалога по всему спектру наиболее сложных и острых проблем современной международной обстановки (в том числе и по украинскому конфликту) Очень полезно, если такой диалог подпитывается яркими, знаковыми фактами конструктивного сотрудничества.
Все эти шаги и этапы в свое время удалось пройти даже во времена Брежнева-Никсона, когда в 70-х годах XX века начался период разрядки международной напряженности. Уместно напомнить, кстати, что на днях исполнилось 40 лет замечательному советско-американскому космическому проекту “Союз-Аполлон”. Если тогда, в эпоху жесткого противостояния двух мировых политических систем, хватило ума и воли на такое дело, так неужели сегодня подобное невозможно? Неужели сегодня нет сфер, в которых так же, как 40 лет назад сошлись бы воедино интересы Запада и России? Конечно, есть. Да только кому-то мнится, что “наказать Россию за Крым” – это важнее всего! Это, видите ли, важнее совместной борьбы с терроризмом, важнее общей борьбы с глобальной бедностью и мировым экологическим кризисом, важнее того же совместного освоения космоса и т.д. Ну что тут скажешь? Очень недальновидная и опасная политика! Но не мы ее инициаторы.
– Больше года Россия находится под санкциями. Как они отражаются на обществе в России? Оказывают ли они влияние на страну и каким образом?
– Начну с того, что Ваш покорный слуга тоже включен в санкционные списки и США, и ЕС. Как это отразилось лично на мне? Да никак! Никаких счетов и недвижимости ни в США, ни в Евросоюзе у меня никогда не было. А возможность посещать вместо западных стран дорогие моему сердцу места и уголки России тоже отнюдь не принесла огорчений. Извините, но я за сотню Лазурных берегов или Баден-Баденов не променяю наши российские просторы, нашу красавицу Волгу, священный Байкал или какую-нибудь северную речку, где рыбалка такая, что дух захватывает.
Но это к слову. В целом же, если брать экономику России, то, конечно, определенный ущерб санкции нанесли. Особенно дискомфортны для нас ограничения доступа к западным кредитам и технологиям. Но есть такая русская пословица – “Нет худа без добра!”. США и ЕС, сами того не желая, дали нам прекрасный шанс переоценить многое в своих прошлых подходах. Мы начинаем серьезно заниматься программами импортозамещения в различных отраслях промышленности. В сельском хозяйстве и продовольственной сфере тоже пошел процесс снятия с “импортной иглы”. Появляются основания говорить о том, что мы наконец-то начали создавать национально-ориентированную финансово-экономическую модель, для которой главной целью станут не валютные спекуляции, а кропотливая работа с реальным сектором экономики, с отечественными производителями.
В общем, как ни парадоксально, но получается, что санкции сегодня играют роль горького, но полезного «лекарства», стимулирующего оздоровление экономики. Общество тоже довольно спокойно относится к текущим трудностям: поддержка Президента РФ В.В. Путина только растет. Когда-то Уинстон Черчилль сказал: “Россия – это загадка, завернутая в тайну, и помещенная внутрь еще одной загадки”. Похоже, для многих нынешних правителей Запада наша страна и народ остаются столь же непостижимыми.
– Как выглядит политика Европейского Союза по отношению к Украине на Ваш взгляд? Многие говорят, что ЕС превратился в придаток США…
– Да действительно, украинская ситуация показала, как послушно и безропотно Евросоюз следует в фарватере США. Есть, конечно, в ЕС страны, где антироссийские настроения всегда были сильны, – ну ладно, с этими все ясно. Но есть же и такие страны, где, во-первых, население традиционно дружественно относится к России, а во-вторых, экономические интересы теснейшим образом завязаны на нашу страну. Их то власти зачем выступают в роли подпевал? Конечно, никому не запретишь, как говорится, “удавиться за компанию”, но вообще-то есть более разумные модели поведения. Убежден, что рано или поздно европейцы поймут: Штаты их цинично используют. Признаки этого понимания в целом ряде стран ЕС мы уже видим.
– Возможен ли майдан в России? Считаете ли Вы, что есть силы, которые хотят дестабилизировать Вашу страну? Убийство Немцова имело ли толкование в связи с этим и в каком контексте?
– Все свои “майданы” Россия прошла в XX веке. Я имею в виду и революционные потрясения 1917-го года, и драматические события как августа 1991 года, так и октября 1993-го. У российского народа выработан стойкий иммунитет к любого рода революциям и понимание, что ничего хорошего простым гражданам они не приносят. Есть, конечно, в стране силы, которые хотели бы учинить нечто подобное киевскому майдану, ибо иным путем им к власти не прорваться. Но политический вес таких сил ничтожен.
Что касается убийства Б. Немцова, то это довольно темная история. Любая смерть – трагедия, заслуживающая сочувствия. Но спекуляции на смерти – самое циничное, что можно придумать. Какая-то часть нашей прозападной либеральной общественности попыталась поспекулировать на убийстве Немцова. Бог им судья! Ничего у них не получилось и получиться не могло. Немцов не был популярен в народе при жизни, и не стал никаким символом после смерти.
– Отношения между Болгарией и Россией находятся, вероятно, в самой мертвой точке. Какой, по Вашему, способ, который бы мог их оживить?
– Мы понимаем, что в российско-болгарских отношениях следует разделять два пласта: первый – это отношения на уровне наших славянских, православных народов, имеющие давние исторические корни. Мы знаем, что традиции дружбы и взаимоуважения никуда не делись: они по-прежнему живут в душах и болгар, и россиян. Это фундамент, который – хочется верить – никогда не удастся разрушить. Но вот второй пласт, связан с текущими межгосударственными политическими и экономическими отношениями. И вот тут уже все зависит от конкретных персоналий во власти.
Со стороны России, как известно, не раз проявлялось стремление не просто поддерживать взаимовыгодное сотрудничество с Болгарией в разных сферах, но и совместно реализовывать крупные, перспективные проекты. Думается, у многих на памяти так и нереализованные идеи строительства нефтепровода Бургас-Александруполос, атомной электростанции “Белене”, ну и, конечно, долгая эпопея с газопроводом “Южный поток”. Каждый из этих проектов мог принести огромную пользу Болгарии и каждый был интересен России. Но, увы, всякий раз протянутая с российской стороны рука наталкивалась на какие-то суетливые движения и искусственные препоны со стороны болгарских властей. Что ж, как говорится, насильно мил не будешь. Но понятно, что такие инциденты снижают уровень доверия. Стоит отметить такой прискорбный факт: Комиссия по экономическому сотрудничеству между Россией и Болгарией не собиралась уже в течение четырёх лет. Но раз не собиралась, значит, нет поводов, нет благоприятной деловой атмосферы, нет взаимного стремления. Как все можно поправить? Мне кажется, тут главное слово за болгарским народом, болгарскими избирателями. Возможно, им было бы полезно спросить с нынешней правящей элиты Болгарии: почему уровень сотрудничества с Россией опущен до такого низкого уровня? Думается, многое бы изменилось, если бы у руля болгарского государства встали люди иного сорта. Всего-то и надо: не бояться окриков из Брюсселя и Вашингтона, когда речь идет о развитии сотрудничества с Россией, уметь держать слово, когда реализуются совместные проекты, ну и не считать демонстрацию “лояльности евробюрократии” превыше интересов собственной страны.
– Есть ли будущее у идеи Евразийского экономического союза/ЕАЭС/, которая развивалась официальной Москвой? Что Вы думаете о БРИКС? Может ли этот союз предложить альтернативы мирового развития?
Как говорится в Библии, есть “время разбрасывать камни, и время собирать камни”. ЕАЭС рожден желанием “собирать камни”, разлетевшиеся после распада СССР. Он имеет большое будущее именно потому, что у целого ряда постсоветских государств нарастает стремление к интеграции. ЕАЭС – объединение молодое, делающее только самые первые шаги, но уже более 40 стран выразило стремление налаживать сотрудничество с ним. Это говорит само за себя. Кстати, если бы Евросоюз начал конструктивный диалог с ЕАЭС о реализации давней идеи – формировании единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана, – это могло бы привести к снятию многих противоречий в международных отношениях. Для той же Украины, кстати, возникла бы качественно иная ситуация, в которой ее, возможно, перестали бы рвать на части мощные центробежные силы.
Что касается БРИКС, то это как раз хороший пример формирования многополярного мира. Злопыхатели изо-всех сил пытаются принизить значение этого международного объединения: мол, слишком разные страны в него входят и слишком различаются их интересы. Тем не менее БРИКС успешно развивается. В его рамках обсуждаются и принимаются вполне конкретные решения, в том числе в финансово-экономической сфере. Достаточно сказать, что недавно были подписаны два важных соглашения – о создании Банка развития БРИКС и Пула резервных валют. И я уверен, что это только начало. Мне лично представляется, что в перспективе на базе огромных экономик стран БРИКС могло бы начаться создание новой международной резервной валюты, которая была бы независимой от господствующей ныне финансовой системы США.
Иными словами, альтернативы, конечно, есть и будут. Нельзя же полагать, что мы живем в каком-то застывшем мире, в котором все на века предопределено. Нет, нас ждут впереди очень важные глобальные перемены.
-Поговорим о СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, поскольку в Болгарии мы немного знаем о внутриполитической жизни России. Какова политическая ориентация Вашей партии и какую Россию Вы хотели бы видеть?
– СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – партия социал-демократическая. Мы с 2012 года являемся полноправным членом такой авторитетной международной организации, как Социнтерн.CP во многом родственна тем социал-демократическим и социалистическим партиям, которые есть практически в каждой европейской стране, в том числе в Болгарии. Но мы никого не копируем, ибо ищем свой вариант справедливого общественного устройства, который бы наилучшим образом отвечал духовным и культурным традициям российского народа. Мы называем это общественное устройство “новым социализмом XXI века”, подчеркивая тем самым, что имеется в виду, конечно, совсем не тот казарменно-бюрократический социализм, который известен по временам СССР. Нет, имеется в виду социализм актуальный, рациональный, демократический. Имеется в виду перспективная социально-экономическая модель информационного общества, общества знаний, которая наследует весь предшествующий опыт человеческой цивилизации. В том числе и рыночный опыт, с его новейшими технологиями, социальными программами, демократическими правами и свободами.
– Являетесь ли Вы оппозицией официальной власти, и в чем разница в подходах к управлению страной, которые Вы предлагаете?
– Да, мы – оппозиционная партия. Тот факт, что мы, как патриоты и государственники, поддерживаем власть по внешнеполитическим вопросам, отнюдь не означает нашего согласия с многими аспектами внутренней политики. Мы остро критикуем социально-экономический курс нынешнего Правительства Д.А. Медведева, который характеризуется либерально-монетаристскими подходами. Мы уже несколько лет голосуем против бюджетов, разрабатываемых этим Правительством, и против многих антисоциальных законопроектов, выдвигаемых им.
Если сказать по-простому, то разница в подходах у нас такова: они упорно пытаются достроить в России капитализм, причем в довольно одиозной форме. А мы же требуем перехода к выстраиванию социально ориентированной экономики, к глубоким реформам в интересах большинства населения, к эффективной борьбе с бедностью и социальным расслоением. При этом мы являемся оппозицией конструктивной, не зовущей ни к каким “майданам”. Тут уместно будет вспомнить давнее высказывание известного шведского социал-демократа Пер Альбина Хансона: “Мы не собираемся убивать “корову капитализма”, – говорил он, – но хотим изо всех сил доить ее на благо всего народа” Вот и мы настроены примерно в том же ключе. Ни рыночные отношения как таковые, ни потенциал частной собственности, конечно, нельзя отбрасывать в сторону. Но культ алчности и наживы, компрадорскую “гниль” и прочие несправедливости надо вычищать из нашей жизни, постепенно меняя саму природу общественного строя.
– Лидер Болгарской социалистической партии Михаил Миков недавно был в Москве, пытаясь представить позицию левого направления политики в связи с санкциями против России. Возможно ли более тесное сотрудничество между Болгарской социалистической партией и СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ?
– Должен сказать, что мы встречались с Михаилом Миковым во время его мартовского пребывания в Москве, и у нас состоялась очень содержательная беседа. Мы оба с удовлетворением отметили, как много у наших партий общего и в наших целях и задачах, и в идеологии, и в стремлении служить интересам наших народов. Особо отмечу, что у лидера БСП есть четкая позиция по поводу антироссийских санкций: он заявил, что они негативно влияют на экономику Болгарии и что возглавляемая им партия “выступает за отмену имеющихся и против введения новых санкций”.
Конечно, мы готовы всячески развивать сотрудничество с БСП и видим большое поле для совместной работы. Ну а если говорить более широко, то я убежден, что сегодня вообще крайне необходима активизация сотрудничества между всеми левыми силами Европы да и других континентов. Действуя сообща, мы на многое можем повлиять, многое можем изменить к лучшему.
Мир живет сегодня не просто в эпоху перемен, а в момент смены эпох. Либералы со своими монетаристскими концепциями исчерпали себя и зашли в полный тупик. Консерваторы тоже демонстрируют интеллектуальное бесплодие. Так от кого же еще, как не от социалистов и социал-демократов разных стран, имеющих огромный опыт борьбы за справедливость в национальном масштабе, стоит ждать прорывных идей по строительству более справедливого мироустройства? Конечно, нам надо объединять усилия! Именно объединенные левые способны выдвинуть качественно новый прогрессивный план решения глобальных финансовых, экономических и экологических проблем, встающих перед мировым сообществом. В социал-демократической среде бытует такой афоризм: “Эпоху обгоняют по левому ряду”! Я полагаю: сегодня это звучит по-особому образно, точно и актуально.
Источник: "Поглед.инфо" (Болгария). - 03.08.2015