16 декабря 2013
Председатель Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции “Справедливая Россия” в Государственной Думе ФС РФ Сергей Миронов в эксклюзивном интервью для KazanFirst ответил на вопросы, актуальные не только для Татарстана, но и для других регионов России. В частности, Миронов рассказал, какой, по его мнению, должна быть оптимальная модель взаимоотношений между федеральным центром и регионами, почему надо менять действующую систему налогообложения, а также какие меры необходимо принять, чтобы повысить эффективность антикоррупционной политики.
— В последнее время партия “Справедливая Россия” активно продвигает идею необходимости реального воплощения в стране конституционных принципов федерализма. Какой на Ваш взгляд должна быть оптимальная модель взаимоотношений между федеральным центром и регионами?
— То, что Россия – именно федеративное, а не унитарное или какое-то ещё государство, записано в первой же статье нашей Конституции, 20-летие которой мы в эти дни отмечаем. Как говорила Екатерина II, “Россия сколько народов приняла, столько и сохранила”, и это не красивые слова из XVIII века, а выстраданная реальность сегодняшнего дня. На такой огромной территории, при такой истории никакой другой модели, кроме как мирное взаимовыгодное сосуществование различных народов, региональных хозяйственных и культурных укладов при единой, но не подавляющей это многообразие системе управления, невозможно. Я почти 10 лет возглавлял Совет Федерации Федерального Собрания РФ, называемый ещё Палатой регионов, – и в своей работе стоял на страже федерализма как “цветущей сложности”, тонкой и точной пропорции между центробежными и центростремительными силами, в разное время, увы, нарушавшейся, с одной стороны, сепаратистски, а с другой, «великодержавно» настроенными политиками как в Москве, так и на местах.
Так, с одной стороны, я в своё время был против отдельных, “эксклюзивных” договоров ряда субъектов РФ с федеральным центром как наследия “парада суверенитетов” начала 1990-х годов, чуть не стоившего нам единого государства и с таким трудом изжитого В. Путиным. С другой, я категорически против “причёсывания” субъектов Федерации “под одну гребёнку” в духе губерний царской России или Североамериканских штатов, за что выступают некоторые безответственные политики, например, “либерально-демократического” толка. Прежде всего, речь идёт о национально-территориальных образованиях – если угодно, нашем российском “ноу-хау” в мировой практике федерализма. Убеждён, при безусловном верховенстве федеральных законов (ст. 4 Конституции РФ), уникальность регионов может и должна подчёркиваться на символическом уровне, особенно там, где она исторически выстрадана, где есть длительный позитивный опыт выдерживания вышеупомянутой пропорции.
Что касается оптимальной модели взаимоотношений федерального центра с регионами в более практической, материальной плоскости, то здесь, прежде всего, важна честность в отношении государства и регионов-партнёров, она должна строиться на принципе взаимных обязанностей и взаимной же ответственности, без лицемерия и двойных стандартов. Если субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют серьезные социальные обязательства, то они должны иметь и достаточные для осуществления этих задач источники собственных доходов. В противном случае те расходные обязательства, которые центр передает регионам, останутся финансово неподкрепленными.
— Насколько адекватна требованиям времени действующая система налогообложения?
— Систему налогообложения надо менять. Необходима не плоская, выгодная олигархам, а прогрессивная шкала подоходного налога. Согласитесь, кто больше получает, тот и налог должен платить более высокий. Так принято в большинстве развитых стран мира, как показывают соцопросы, так хочет большинство населения России, в конце концов, это и есть практическое воплощение понятия “справедливость”. Пока эта позиция не находит понимания у единороссовского большинства Госдумы, но со временем наша позиция победит, я уверен.
— Одним из главных недостатков современной политической системы России является слабое развитие местного самоуправления. Есть ли у эсеров собственный рецепт решения данной проблемы?
— Действительно, местное самоуправление развито пока слабо. И проблем здесь немало: это, прежде всего, недостаточное финансовое обеспечение самой системы МСУ и нехватка квалифицированных кадров, и демографическая ситуация в целом ряде регионов. А рецепт у СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, конечно, есть. Говорю “конечно”, потому что в программе нашей партии вы найдете наши конкретные предложения по решению проблем в самых разных областях. Так вот, что касается местного самоуправления, то наши основные предложения таковы: максимально включать местное население в процесс управления территорией проживания, четко прописать в законодательстве вопросы местного значения и полномочия органов местной власти, закрепить за местными бюджетами дополнительные налоговые источники, перенести экономические принципы федерализма на самый низовой муниципальный уровень. Это необходимо для того, чтобы деньги, заплаченные людьми в виде налогов, работали на них в самом прямом, приземлённом смысле слова, т.е. на земле непосредственного проживания налогоплательщиков.
— В последние годы произошла существенная эволюция партийной системы. Либерализация законодательства привела к стремительному росту численности партий – от 7 до 76. Насколько оправдана данная мера?
— Я за то, чтобы граждане нашей страны имели возможность политического самовыражения и поддержки той партии, чьи ценности и стратегия им ближе. С этой точки зрения, увеличение числа партий – нормальный демократический процесс. Но есть два основных «но».
Первое “но” — искусственное создание партий-“спойлеров”, которые призваны отбирать определенный процент голосов у оппозиции. Серьезных инструментов у этих партий нет, но вот “игра в названия” продолжается. Как вы считаете, случайно ли в названии нескольких партий есть слово “справедливо” или “справедливость”? Я уверен, что не случайно. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ спойлеров не боится – они пока откровенно слабы, но тенденция такая есть.
А по поводу второго “но” скажу следующее. Предположим, регистрируется новая партия. Каково ее будущее? Мы предлагаем: если партия хочет действительно заниматься серьезной работой, пусть участвует в выборах. Если сумела провести несколько кандидатов в законодательные органы различного уровня, значит, есть поддержка избирателей, это главный критерий. И такая партия пусть участвует в парламентских выборах. А партия, за которую никто не голосует, которая никому не интересна, тихо сойдет на нет. Уверяю вас, при огромном количестве вновь зарегистрированных, в том числе в республике Татарстан партий, фракции в Госсовете в сентябре 2014 года имеют шанс получить лишь те, что представлены сейчас в Госдуме, сюрпризов не будет, татарстанцев «однофамильцами» не обманешь.
— В настоящее время большую остроту приобрели проблемы миграции. Какова позиция партии в отношении действующей системы миграционного контроля? Есть ли необходимость ее ужесточения?
— Начну со второй части. Сегодня мы выступаем за обязательность визового режима, с помощью которого можно будет более эффективно отслеживать поток мигрантов, в частности, из Центральной Азии, отсекая от въезда в нашу страну ряд, мягко говоря, “нежелательных” гостей. Это – временная мера, но сегодня она необходима.
Выступать же против трудовой миграции как таковой – нонсенс. Трудовая миграция – это реалия сегодняшнего дня. Поэтому мы должны создать условия как для мигрантов, так и для местных жителей. Должен быть установлен лимит принимаемых рабочих-мигрантов. Должна исключаться возможность создания этнических анклавов на территории страны-“донора”. Должны быть внедрены программы социально-культурной интеграции для мигрантов, разработаны правила сдачи экзаменов как по русскому языку и истории России, так и по национальному языку и истории того или иного субъекта Федерации. Тогда со временем мы получим не малограмотный и потенциально криминальный поток мигрантов, а людей, которые действительно готовы трудиться и уважительно относиться к традициям, обычаям и культуре страны их пребывания.
— Президент России Путин объявил борьбу с коррупцией одним из приоритетов своей деятельности. Какие меры необходимо принять, чтобы повысить эффективность антикоррупционной политики?
— Необходим жесткий контроль за доходами и расходами чиновников, возможность граждан в любой момент ознакомиться с их декларациями, расширение круга родственников чиновников, чьё имущество, доходы и, что важно, расходы подлежат обязательному декларированию. Необходимо приравнять коррупцию к государственной измене – ни больше, ни меньше. Это не жестоко, это совершенно логично: человек, ворующий у государства, – государственный преступник. И, конечно, надо срочно ратифицировать 20 статью Европейской Конвенции о борьбе с коррупцией. В ней говорится об уголовном наказании за незаконное обогащение, о праве общества без лишних спекуляций на тему неприкосновенности частной жизни реагировать на немотивированный рост благосостояния госслужащих.
И вообще, тот, кто ворует у государства или у граждан, – это вор. (“Коррупционер” – слишком мягко и до сих пор непонятно для некоторых). А вор должен сидеть в тюрьме.
— В сентябре 2014 года в Татарстане пройдут выборы в Государственный Совет республики. Очевидно, что “Справедливая Россия” примет в них участие. Какие у Вас прогнозы в отношении Вашей партии?
— Я – политик, я люблю анализ, но не люблю публичных прогнозов. Поэтому накануне выборов любого уровня от прогнозов воздерживаюсь. Могу сказать одно: если предвыборные кампании будут идти свободно, в условиях равной борьбы, а подсчет голосов будет честным, у СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ есть хорошие шансы на выборах любого уровня и в любом регионе.
Нынешний двухпартийный Госсовет (как, например, такая же двухпартийная Мосгордума) едва ли отражает весь спектр политических настроений в столь динамично развивающемся, стремящемся в будущее и густонаселённом регионе, как Татарстан. И здесь важно понимать, что присутствие в республиканском парламенте других точек зрения, а значит, других партий, работающих при этом в русле стратегических интересов республики, повышает легитимность действующей власти, расширяет её общественно-политическую базу, создаёт новые точки опоры. Как говорится, опереться можно только на то, что сопротивляется.
— Принято решение, что в ходе голосования на выборах в Госсовет РТ не будет использоваться система видеонаблюдения. Считаете ли Вы данное решение оправданным? Готовы ли эсеры разработать и внести законопроект, обязывающий проводить региональные выборы с использованием видеонаблюдения.
— Я считаю, что видеонаблюдение необходимо. И необходимо заполнение итогового протокола на избирательных участках после подсчета голосов именно перед видеокамерой. Такую точку зрения мы, справороссы, готовы отстаивать. Если конкретно видеокамеры не устраивают татарстанский Избирком при общем понимании необходимости средств объективного контроля за прозрачностью голосования (что опять-таки повышает легитимность вновь избранной представительной власти), а также учитывая уникальную “продвинутость” региона в плане современных технологий, предлагаю альтернативу – 100% покрытие избирательных участков КОИБами.
— С момента Вашего последнего визита в Татарстан прошло три года. Планируете ли Вы посетить нашу республику? Если да, то когда?
— Точную дату назвать не готов, но очевидно, это будет ближе к началу избирательной кампании, к моменту выдвижения списков СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Госсовет. Работая и в Совете Федерации, и в Госдуме, я всегда уделял и уделяю большое внимание работе в регионах. Так что поездку я обязательно буду планировать, и не только из-за выборов – Татарстан один из “краеугольных” регионов нашей страны как с точки зрения истории, экономики, культуры, уникального населения, так и как образец абсолютно правильного и глубокого понимания слова “федерализм”, о котором мы говорили в самом начале интервью.
Источник: KazanFirst (Казань). - 16.12.2013