31 октября 2012
– Я с удовольствие приветствую в студии РСН лидера партии “Справедливая Россия” Сергея Миронова. Сергей Михайлович, добрый вечер!
– Добрый вечер!
– Много новостей поступает, касающихся напрямую “Справедливой России”. Они преимущественно со знаком минус. Люди отказываются сотрудничать со “Справедливой Россией”. Отказывается “Жизнь”, “Партия пенсионеров”. При этом вы сами делаете резкие заявления в адрес оппозиции, обвиняете в сектантстве тех людей, которые выходят на Болотную площадь. Что сейчас происходит в вашей партии?
– Я должен сказать, перефразируя известное высказывание Марка Твена, что слухи о негативных процессах в “Справедливой России” преувеличены. Я судил не тех, кто выходит на улицу. Я поддерживаю людей с активной гражданской позицией. Мне представляется, что абсолютно бездарно и бессмысленно все протестное движение проели или профукали те, кто выводит людей.
– Понамарев, Гудковы…
– И наши товарищи в этом повинны. Но больше всего меня убили результаты выборов в Коалиционный совет. Получается, что из 150 тысяч неравнодушных людей мы выбрали 45 человек “с бору по сосенки”, где больше всего либералов, людей, которые хотят либерального реванша в нашей стране. Я как лидер социал-демократической партии хочу другого. Давайте по порядку. Вы сказали, что “Жизнь” выходит. “Жизнь” не выходит. Из партии “Справедливая Россия” “Жизнь” никогда не уйдет. По поводу известного в узких кругах заявления господ Журавлева и Зотова я уже комментировал. Юридически это заявление ничтожно. Никаких юридических последствий для партии “Справедливая Россия” это носить не будет. Это политически бессмысленно, потому что те, кто предал идея социал-демократии, мы давно с ними расстались. Кто-то ушел сам, кого-то мы выгнали, как господина Зотова. Сейчас, когда они призывают кого-то выйти из партии, никто никуда не выйдет. Партия монолитна. Субботняя конференция это еще раз продемонстрировала. Поэтому это пиар партий, судьба которых очевидна. Их дорога – Общенародный фронт. Они сами даже отдают себе отчет, что никогда они не будут оппозицией, не будут самостоятельными политическими партиями. Они нужны как статисты, чтобы оказать поддержку общенародному фронту.
– Не могу не обратить внимание на вашу риторику. “Эти сектанты”, “эти предатели”, а мы где-то посередине на белом коне. Создается ощущение, что идет какая-то масштабная реформа внутри партии.
– Идет масштабное наступление, масштабная дискредитация и попытка уничтожить партию, единственную реальную оппозиционную силу, которая сегодня оппонирует “Единой России”. Это звенья одной цепи. Это общий сценарий, который пишется в штабах “ЕР”. Задача – дискредитировать отдельных членов нашей партии. Мы видим, какие накаты и наезды на членов партии, фракции. Эти попытки изобразить, что кто-то якобы массово выходит… Трактовка внутрипартийной дискуссии, которую решила субботняя конференция. Это все звенья одной цепи. И мы четко представляем себе, что это идет наступление на нашу партию. Не дождетесь!
– Вы говорите, что идет попытка дискредитировать “Справедливую Россию”. Но выглядит наоборот. Как будто Миронов пытается изгнать из партии тех людей, которые резче всего выступали против правящего режима, отмежеваться от Болотной площади.
– Сергей Миронов как лидер партии хочет одного! Мы – социал-демократическая партия, у нас есть программа. Нам очень тяжело досталось то, что мы пробились в парламент и заняли 3тье место. 8.5 миллионов граждан РФ это не 70-80 тысяч голосующих за Коалиционный совет. Они отдали голоса нам. Мы отдаем себе отчет, что многие голосовали против “Единой России”. Но сегодня, когда у нас есть программа и необходимость решать насущные проблемы граждан России, кто-то занимается громкой словесной эквилибристикой, не ставя никаких целей. Что мы говорим нашим коллегам Понамареву и Гудкову? Мы говорим: “Коллеги, если вы члены партии “Справедливая Россия”, давайте нашу программу, призывайте действовать вместе. Но если вы, кроме “Долой!” и непонятных лозунгов, ничего не даете, больше уходя вправо от либеральных позиций, то давайте определяться с кем вы”. Обратите внимание! Пока мы никого из партии не выгоняли. Но мы призвали наших коллег подумать, какие цели они ставят, считают ли они себя членами нашей партии или им хочется создать некую другую партию. Если мы обещали своим избирателем в программе “5 шагов к справедливости” определенные шаги, давайте мы будем это выполнять, а не тратить свои силы на поход в бесполезное тусовочное движение.
– Эксперты обращают внимание, что рейтинг “Справедливой России”, если судить по региональным выборам, падает. При этом рейтинг узнаваемости Геннадия Гудкова стремительно идет ввысь. До 63% – это успех в РФ. Тут вы как будто отмежевываете себя.
– Давайте эти рейтинги узнаваемости попробуем перевести в рейтинги голосования. Мы предлагали Геннадию выдвигаться в мэры Химок, попробовать свой реальный рейтинг. Теперь я бы обратил внимание на падение рейтинга партии “Справедливая Россия”. Есть одна интересная закономерность выборов 14 октября. В 6-ти регионах, где у нас, к сожалению, были не самые сильные региональные отделения, избиратели и наш электорат разошлись с нами, потому что они не поняли этого шума и гама уличного движения. В 7-ми городах (столицах регионов) у нас средний процент 12.5. Это почти столько же, сколько мы набрали в Госдуму. Поэтому говорить, что рейтинг партии упал, неправильно.
– Насколько я понял, вы заявляете фактически о чистке в рядах партии, чтобы она стала более понятна избирателю, чтобы четче следовать идеям социал-демократии?
– Мы за возвращение к нашей социал-демократической идеологии!
– Вы от нее отошли?
– Мы от нее отошли в глазах избирателей. Мы четко сделали этот вывод после итогов 14 октября. Потому что группа наших товарищей, которая активно занималась протестным движением… Мы видим, что это движение вырождается. Владимир Путин переиграл оппозицию. Как он это сделал? Когда зимой он сделал заявление, на которое “повелась” оппозиция, он сказал следующее: “А с кем так разговаривать”. Вместо того, чтобы вырабатывать понятные и созвучные людям цели, после того, как большинство граждан России проголосовало за Путина, требовать его отставки бессмысленно. Потому что это идти против волеизъявления народа. Вместо того, чтобы сформулировать лозунги и цели перемен в пользу большинства, они стали готовить выборы Коалиционного совета. Теперь, когда за Навального проголосовала одна сотая избирателей России, ответ Владимира Путина будет очевиден: “С кем разговаривать? За меня проголосовало 50 миллионов граждан РФ, а сколько за вас, господа оппозиционеры?” Они сейчас упрутся в эту стену. Обратите внимание, Пономарев, который не принял участие в выборах КС, который уже раз повторяет одну правильную мысль: “Коллеги, а не пора ли нам сформулировать четкие и понятные цели и задач, которые будут созвучны большинству?” Мы сегодня четко заявляем о своей позиции социал-демократической партии, призываем наших коллег определиться. Мы не призываем к чистке. Может, у нас и не дойдет до этого. Каждый должен взвесить и понять, что важнее? Серьезная парламентская работа на избирателя или политическая тусовка, которая вырождается в политическое сектантство?
– Но кричать “нет” всегда проще. Это всегда пользуется большей поддержкой, недели кричать за что-то. Дальше 5 пунктов. Их еще надо запомнить. Это чудовищно!
– Вспоминается роман “Пролетая над гнездом кукушки”. Кен Кизи, да? “Вы так громко протестуете, что с трудом верится в ваш протест”. Золотые слова. Если цели будут понятны людям, люди запомнят 3-5, если это будет то, с чем они ложатся спать и просыпаются. Это тарифы ЖКХ, это зарплаты, это пенсия, это рост цен на продукты питания. После вступления в ВТО добавились и новые проблемы. Уже идут массовые увольнения, закрываются заводы. Это людей волнует. Оппозиция наша не готовит свой ответ, а мы готовим. У нас есть программа. Когда мы голосовали против вступления в ВТО, мы отдавали себе отчет, какие наступят последствия. Но мы отдаем отчет, что сейчас можно и нужно делать. Мы будем требовать это от руководства страны.
– Предлагаю поставить на голосование позицию. Правильно, что сейчас Сергей Михайлович четко обозначает свою позицию: “Нам не по пути с лидерами Болотной площади!” Или Сергей Миронов не прав? Давайте голосовать! Когда вы отмежевываетесь о лидеров Болотной площади, это воспринимается как то, что вы отмежевываетесь и от Болотной площади.
– Я с глубоким уважением от ношусь к тем, кто выходил на Болотную и на Сахарова. Это люди неравнодушные. Как их протестом воспользовались лидеры несистемной оппозиции, меня абсолютно не устраивает. Я считаю, что людей просто обманывают.
– Сергей. Вы говорите, что гордитесь тем, какой процент голосов получила “Справедливая Россия” на думских выборах, которые были сфальсифицированы. Многие голосовали из чувства протеста. Вы говорите, что вам не нравятся лидеры Болотной. Но это только подтверждает, что люди с наиболее активной гражданской позицией этих лидеров и выбрали.
– Единственная реальная оппозиционная сила, которая сегодня противостоит “Единой России” – это партия “Справедливая Россия”. Избиратели Москвы и Петербурга во многом голосовали из протестных соображений. Но большинство граждан РФ голосовали за программу нашей партии. Мы это знаем по фокус-группам.
– Каков ваш прогноз по голосованию?
– Если ваша аудитория похожа на аудиторию “Эхо Москвы”, то я с большим отрывом буду неправ. Если менее похожа, 50 на 50.
– 55.5% на вашей стороне. 44.5 – против!
– Отлично! Спасибо большое слушателям РСН! Точно ваша аудитория не совпадает с аудиторией “Эха Москвы”.
– “Правильно ли, что вы разбрасываетесь такими профессионалами, как Кричевский? От вас все отвернутся”, – пишет Денис.
– Кроме профессионализма, должна быть порядочность и стойкость. Этим и обусловлен выбор.
– Планируете ли вы сейчас примкнуть к кому-то? Привлечь к себе кого-то?
– В своем время “Справедливая Россия” объединила 9 партий. Сейчас возникли новые политические партии. Они пока на крыло не встали, но многие идеологически левого плана. Конечно, мы такую работу ведем и будем вести.
– Многие слушатели еще раз убедились, что вы – кремлевский проект, после того как вы отмежевались от Болотной площади.
– Если мы кремлевский проект, почему нас так мочат? Именно мочат! Последовательно и беспрестанно все 6 лет. Мы как критиковали власть, так будем критиковать и впредь.
– Когда к нам приходят представители ЛДПР, они говорят, что они – единственная оппозиция. Когда к нам приходят представители коммунистов, они говорят, что они – единственная оппозиция. Когда к нам приходит Сергей Миронов, он говорит то же.
– Синхронное голосование с “Единой Россией” ЛДПР говорит о том, что вся оппозиционность этой партии в прошлом. Коммунисты сегодня занимают оппозиционную позицию. Но местами лавируют. Если говорить, с кем нам по пути, с точки зрения оппонирования “Единой России”, это, конечно, коммунисты.
– То есть вы не единственная оппозиция?
– С точки зрения последовательности и упертости, мы единственная политическая сила, которая не свернет.
– Василий. Мне кажется, что определение “нам не по пути” не конструктивно. Нужно искать не противников, а союзников.
– Я согласен. Но я политик. У меня очень простая дилемма. На одной чаше весов десятки миллионов избирателей, которые не понимают то, что мы сейчас называем “несистемной оппозицией”. А на другой стороне несколько сот тысяч активных граждан, которые болезненно воспринимают мои слова, что протестное движение вылилось в сектантское движение. Я должен принять решение, кого призвать в союзники. На субботней конференции мы свой выбор сделали.
– А с чего вы взяли, что протестное движение угасает, и хороните его?
– Я не хороню протестное движение. С учетом вступления в ВТО, возможных новых пенсионных движений очень может быть, что протестное движение укрепится. Но на протест выйдут другие люди: уволенные рабочие, те, кто понимает, что необходимо принимать меры в пользу большинства граждан РФ. А протестное движение, которое пытается убедить народ, что Путина не избрали, тупиковый путь. Люди не воспринимают это. Мы же хотим сподвигать Владимира Путина на перемены, заставлять Правительство принимать законы в пользу большинства.
– Но сами заменить Путина не готовы?
– Это невозможно по Конституции. Следующие выборы у нас не скоро. Попытку мы сделали. Народ проголосовал так, как проголосовал. Это надо принять. Мы сегодня не просиживаем штаны в Госдуме. Мы заставляем Правительство двигаться в нужном направлении. Это по оплате капитального ремонта. Мы заставили Правительство изменить позицию. Теперь не из единого мешка будут ремонтировать дома. Каждый дом будет иметь персональный счет. Ваш дом будет ремонтироваться за ваши деньги! Это реальная победа! Это работает на большинство граждан РФ.
– Второй вопрос, позицию по которому я бы хотел выяснить. “Русскому маршу” в центре Москвы да или нет?
– Если люди в рамках закона и Конституции мирно хотят высказать свою точку зрения, не нарушая порядок, то нужно разрешить. Пускай говорят! Пускай люди слышат! Если бы им давно дали слово, ходило бы 150 человек, сами бы с собой говорили, и все! Когда власти будут запрещать, будут все время попытки пойти против запрета. Если речь идет о неком желании граждан нашей страны продемонстрировать свою позицию, я считаю, что властям нужно разрешать, требуя исполнения закона, требуя, чтобы никаких лозунгов, которые разжигают национальную рознь , не было. Если лозунги с точки зрения демонстрации мощи русского движения, ради Бога! Пускай марш будет. Главное обеспечить самим участникам марша, чтобы они были ответственны перед своей страной и перед русским народом, чтобы не получилось, что они будут дискредитировать чувства граждан нашей страны.
– “Русский марш” не первый год проводится. Вы, наверняка, наблюдали за тем, кто выходит, с какими лозунгами выходят. Я не думаю, что формат изменится. Тот “Русский марш”, который проходил в Люблине, он вполне устраивает? Пусть проходит в центре Москвы?
– Когда идут люди, неся имперский флаг России, в этом ничего страшного нет. Но когда идут люди в нацистской форме, я считаю, что это в стране, победившей фашизм, недопустимо.
– Я ставлю эту позицию на голосование.
– Михаил. У меня нелинейное возражение. Мы опять имеем двойную бухгалтерию. “Русский марш” проталкивается. Это видно. Лимонова же мордуют столько лет! То есть идет выборочное разрешение!
– Согласен! Я всегда говорил и говорю, что надо давать возможность людям выступать, говорить то, что они считают нужным. Но в рамках закона. Если мы будем запрещать, это будет вести к морганализации и подпольным движениям. Это недопустимо!
– Вы сами пойдете на “Русский марш”?
– Нет, конечно!
– Почему?
– Я считаю возможным дать людям высказаться. Я знаю, что в этой колонне будут люди, с которыми я принципиально не согласен. Просто не хочу стоять рядом. Надеюсь, они не будут нарушать закон. Там есть люди, которые хотят справедливости в отношении русского народа. Это я считаю нормальным. Но есть люди, которые говорят, что мы лучше, мы выше, а все остальные не такие. С этим я не согласен.
– Но это же избиратели!
– Если гнаться за любыми избирателями, можно потерять свой нравственный ориентир, который любой человек не должен терять. Я не ходил на митинги на Болотной, сразу говоря, что с Касьяновым и Немцовым я не хочу быть рядом, потому что это люди, которые хотят реванша. Они все имели, профукали страну, а теперь хотя реванша. Для меня недопустимо участие с ними вместе. То же самое и здесь!
– Можно узнать заранее, на каком митинге вас можно будет увидеть?
– На митинге партии “Социальная Россия”, на митинге в защиту социальных прав граждан, на митинге профсоюзов.
– 7 ноября вы пойдете шествием?
– Нет, 7 ноября – память Октябрьской революции. У нас она раньше называлась социалистической. Я убежден, что она не социалистическая. А то, что это была великая революция, и мы напрасно стесняемся этого в отличие от французов… Мы зря вычеркиваем из истории великие страницы. Митинговать и маршировать коммунисты будут. Им этот праздник ближе.
– То есть здесь вам тоже не по пути?
– Мне по пути с нашими независимыми профсоюзами. Мне по пути с людьми трудами. И если люди захотят выйти, протестуя против пенсионной системы, против повышения тарифов и цен на хлеб, я думаю, что партия “Справедливая Россия” возглавит такие движения и такие митинги.
– 92% за вас. 8% против вас. С нами сегодня был лидер “Справедливой России” Сергей Миронов! Спасибо. Приходите еще.
– До свидания.
Источник: "Русская служба новостей" (Москва). - 31.10.2012