27 февраля 2012
Во всем мире вопросы вероисповедания людей, претендующих на президентское кресло, их системы ценностей и семейных обстоятельств, не только не табуированы, но серьезно влияют на выбор граждан. Программы кандидатов в президенты Российской Федерации не проясняют их позиции по религиозным и этическим вопросам.
Поэтому в преддверии Президентских выборов, которые состоятся в России 4 марта, портал “Православие и мир” обратился ко всем кандидатам в Президенты с просьбой ответить на вопросы о своей вере и религиозной ситуации в России. Первым на вопросы ПРАВМИРа ответил Сергей МИРОНОВ.
— Сергей Михайлович, есть ли у человека бессмертная душа? Верите ли вы в реинкарнацию?
— Ответ на первую часть вопроса – есть. На вторую – нет.
— С какого момента начинается жизнь человека: с зачатия или с рождения?
— Безусловно, с зачатия.
— Доверяете ли вы кому-то больше, чем себе?
— Я верю людям. И хочу, чтобы люди верили мне.
— Что правильнее: воспитывать ли родителям детей в своей вере или дождаться, пока ребенок вырастет и выберет себе веру сам?
— При советской власти по конституции была свобода совести, а по законодательству семьям было запрещено воспитывать детей в вере. Так действовали коммунисты. Слава Богу, мы от этого избавились. Если семья не религиозна, то ей и передавать нечего. Если вера живёт в семье, если семья религиозна, то вера передаётся детям естественным образом. И здесь родители, безусловно, обязаны беспокоиться о том, чтобы дети получали качественное религиозное образование. Ведь одно дело – вера, религиозное чувство, а другое – знание о Церкви, о Боге, о традициях. Что касается второй части вашего вопроса, то тут я могу лишь напомнить, что Бог сотворил человека свободным и наделил его свободой воли. Главное – правильно этой свободой распоряжаться при взрослении. Но ведь и этому можно научить лишь в рамках религиозной традиции.
— Влияет ли на вектор развития государства религия большинства граждан и как?
– Разумеется, влияет. Возьмите протестантские США, иудейский Израиль, мусульманскую Саудовскую Аравию, католическую Польшу… Именно это очевидное влияние традиционной религии вызывает у некоторых “геополитиков” желание изменить качество той или иной страны за счет искусственного изменения религиозного баланса сил. Это очень опасные игры.
— Можно ли допускать на руководящие должности смиренных людей?
— Если понимать власть как долг, миссию и служение, то тогда смирение совершенно необходимое качество для руководителя, потому что смирение – это качество очень сильного человека. А гордыня – признак слабости и ущербности личности. Сейчас развелось множество политиканов, которые понимают власть как приз в политической игре. Таких людей из политики нужно гнать поганой метлой. Так что самое главное сегодня для человека на руководящей должности – нравственное отношение к политике.
— Священник в школе и капеллан в армии – есть ли в этом смысл, будете ли вы поддерживать эту практику?
— Школа и армия. Это совершенно разные институты, которые нельзя рассматривать в одной плоскости, чтобы не допустить ошибок при принятии решений.
В школе речь идет, в первую очередь, о религиозном образовании, о знакомстве с религиозной культурой своей страны, своего народа, своей семьи. В качестве преподавателя может выступать и священник, и мирянин. К ним предъявляются одинаковые требования – знание предмета, психологии ребёнка и методики преподавания. Сейчас это не очень развито, но дорогу осилит идущий. Опыт обязательно придёт.
В армии у солдата или офицера другие потребности. Им нужен священник, который совершает необходимые таинства и требы. Совершает то, что требует вера. Армия – это не место развлечения, армия – это то место, находясь на котором, ты понимаешь, что в любой момент можешь отдать жизнь. Этого требуют присяга, долг, честь и народ, который ты вызвался защищать. Есть такое известное выражение: “В окопах нет атеистов”. А значит, есть острая необходимость в священнике, с которым можно обсудить самые главные вопросы, касающиеся жизни и смерти. Поэтому меня всегда удивляет, когда проблемы школы и армии перечисляют через запятую.
— Как вы думаете, можно ли построить рай на земле?
— Нет. Рай – это не здание, не форма государственного устройства. Рай – это состояние души. Рай нельзя построить, его можно только обрести.
— Как вы определите свои религиозные взгляды?
— Я православный христианин.
Странно, что этот вопрос стоит в конце интервью. Я бы с него начинал, ведь ответ на этот вопрос определяет всю жизнь человека, его поступки.
— Спасибо!
Источник: "Православие и мир". - 27.02.2012.