И все-таки оно движется

15 июля 2008

Прошло первое заседание нового Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ. После заседания наш корреспондент взял интервью у Сергея Миронова.


– Сергей Михайлович, какова была тема первого заседания Со­вета?


– В повестке дня у нас сегодня был один вопрос. Мы хотели проанализи­ровать, как реализуется 131-й федеральный закон, который дал зеленый свет становлению местного самоуп­равления в нашей стране. Как извес­тно, с 1 января 2009 года этот закон должен вступить в силу во всех субъ­ектах Российской Федерации. На се­годняшний день где-то около 55 субъ­ектов Российской Федерации ввели в 100-процентном объеме нормы зако­на о местном самоуправлении у себя на территориях. Некоторые регионы (такая возможность была дана им специальной поправкой) могли ввести у себя этот закон еще раньше. И они реализовали эту возможность.


– Но сегодня нередко можно ус­лышать высказывания, что необ­ходимо отодвинуть срок полного ввода закона, потому что некото­рые регионы не готовы его реали­зовать в полном объеме…


– Да, мне приходилось выслуши­вать такие предложения. Если хотите знать мою точку зрения, то я считаю, что времени было предостаточно. Нельзя до бесконечности отклады­вать то, что давно назрело. Трехлет­ний переходный период был вполне, на мой взгляд, достаточным.


В этом году мы отмечаем 15-ле­тие нашей Конституции, по которой мы с вами живем. Именно в Конституции Российской Федерации от 1993 года впервые были заложены основы местного самоуправления. А через пять лет Россия присоеди­нилась к Европейской хартии мест­ного самоуправления. И в этом зале мы отмечали десятилетний юбилей этого присоединения. Да и сам 131-й федеральный закон действует ни много ни мало, а уже целых пять лет. Так что нелепо утверждать, что мы не готовы к полновесной муни­ципальной реформе, что кому-то не хватило времени..


Конечно, многое еще предстоит сделать, и, прямо скажем, кое-что необходимо еще и значительно скорректировать. Но главные результаты позитивны, и они хорошо известны – муниципаль­ная реформа стала неотъемлемой составной частью социально-эконо­мических преобразований в нашей стране. Самоуправление развивает­ся и в городах, и в сельских поселе­ниях по унифицированной и доста­точно гибкой двухуровневой схеме. И большинство российских граждан, безусловно, заинтересованы в этом.


– Это справедливо, хотя далеко не все знают о том, что такое мес­тное самоуправление на самом деле и что конкретно оно дает каждому жителю.


– Да, скажем честно, подавляющее большинство даже и не знает, что во­обще-то у нас есть местное самоуправление, что оно работает и облада­ет теми или иными функциями.


– А почему, на Ваш взгляд, за такой большой срок действия в стране местного самоуправления – 15 лет – большинство, как Вы го­ворите, о нем и не знает ничего?


–   Я скажу, в чем главная причина. Собственно, ответ давно известен. Полномочия-то дали, а ресурсов для осуществления полномочий нет. И это, наверное, самая большая проблема. Потому и о полномочиях так широко не говорят. Например, за жилищное стро­ительство или благоустройство отвеча­ет муниципалитет. А если в этом плане ничего не делается, потому что денег нет, то люди и не знают о том, что есть такая власть – местная. Какая же это власть, если она так беспомощна?



– Но все-таки за эти годы мно­гое изменилось…


– Самое главное, конечно, мы ви­дим, что значительно расширилось участие граждан в своей собствен­ной судьбе. А это главная цель ре­формы. Президент Дмитрий Мед­ведев так определил суть местного самоуправления сегодня в России: открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои ло­кальные проблемы без указаний и распоряжений сверху.


– Практическая реализация 131-го федерального закона вы­явила множество нерешенных
проблем, как правовых, так и ор­ганизационных. Вот сегодня, на­пример, один из выступающих
московских депутатов говорила, что этот закон совершенно не ра­ботает в Москве и Санкт-Петер­бурге.


– Я думал о том, что, вероятно, требуется отдельный закон о мест­ном самоуправлении в городах фе­дерального подчинения – в столице нашей Родины, городе Москве, и в Санкт-Петербурге. Причем либо мы сделаем этот закон, либо все время будет такая половинчатая ситуация, о которой сегодня говорили москов­ские и петербургские депутаты.


– Один из наиболее актуальных – это вопрос определения круга полномочий муниципальных   образований. Вы уже говорили, что, скорее, важен даже не сам пере­чень, а наличие соответствующих ресурсов осуществления этих полномочий.


– Да, я хочу особо подчеркнуть, что когда перечень вроде бы широк, а реально ничего муниципалы сде­лать не могут, в глазах населения это приводит к дискредитации самой сути, самой идеологии местного са­моуправления.


– Какой выход из положения Вы предлагаете?


– Вы знаете, что доходные источ­ники у нас очень небольшие. Законо­датели уповали на то, что земельный налог, налог на имущество дадут определенные возможности. Но на деле там поступления мизерные. Нынешние местные налоги не позво­ляют обеспечить даже минимальную самостоятельность местных бюджетов. По итогам их исполнения за 2007 год, доля земельного налога в доходах бюджетов муниципальных образований составила только 3,3 процента, а налога на имущество физических лиц – 0,3 процента. Во­преки известному утверждению Аль­берта Эйнштейна, который говорил, что на городской земле ничто так хорошо не растет, как налоги, почва наших муниципалитетов бесплодна.


К сожалению, предложения, ко­торые мы излагаем здесь, в Совете Федерации,  пока остаются только идеями, которые воспринимает в штыки Правительство. Наши пред­ложения кто-то считает слишком ре­волюционными.


– И в чем же они заключаются?


– Их несколько. Первое попроще, хотя здесь тоже сразу же возникает много сложностей. Вы знаете, что у нас есть подоходный налог, кото­рый уплачивается по месту работы. И вот возникала идея: а почему бы этот налог уплачивать не по мес­ту работы, а по месту проживания гражданина, и этот налог зачислять в бюджеты муниципальных обра­зований? Тут, конечно, много воп­росов организационных возникает, но, по крайней мере, подумать на эту тему можно.


А с точки зрения революционнос­ти… Вы знаете, какой самый со­бираемый и самый эффективный работающий налог? Правильно, налог на добавленную стоимость. И у нас была такая идея: а почему бы маленькую толику этого налога, ну совсем чуть-чуть, не отщипнуть и не передать часть этой «священной коровы» (я называю вещи своими именами, этот налог – «неприкосно­венный», с точки зрения Министра финансов и вице-премьера Прави­тельства Алексея Кудрина), почему бы часть его не попробовать отдать муниципалитетам?


–  Какие самые серьезные про­блемы МСУ выявили Вы в резуль­тате мониторинга?


– Есть одна серьезная пробле­ма, с которой наши муниципальные бюджеты столкнутся уже с 1 января этого года. Мы будем переходить на новые отраслевые системы оплаты труда. И, конечно же, замечательный, я без всяких кавычек говорю, искренне, закон об увеличении ми­нимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года, который мы не­давно приняли и практически в два раза увеличили минимальный раз­мер оплаты труда, так вот этот за­кон больно ударит прежде всего по муниципальным бюджетам, потому что не все смогут платить из расчета такого МРОТа.


Я участвовал в специальных со­вещаниях, заседаниях в Правитель­стве. Там, конечно, планируется выдавать какие-то субвенции из федерального бюджета, но то, что эта проблема возникнет, уже ясно. И я думаю, что при подготовке феде­рального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов, конечно, нужно предусматривать механизмы финансовой помощи регионам и муниципальным обра­зованиям для повышения зарплаты бюджетников.


Институт местного самоуправле­ния, по определению Владимира Владимировича Путина, – это тот уровень, где представитель власти напрямую, лицом к лицу, сталкива­ется с людьми. И очень хотелось бы, чтобы они сталкивались по приятным поводам и граждане четко понимали, что от них, от их активности, от их гражданской позиции, участия в ра­боте, в том числе и на выборах депу­татов муниципальных образований, зависит действительно многое, их конкретная жизнь. Потому что если люди не будут видеть вот таких воз­можностей, то мы будем сталкивать­ся с игнорированием этой власти.


Вы наверняка слышали о ситуации, которая сложилась после отмены по­рога явки, – люди просто не ходят на выборы представителей в органы местного самоуправления. Есть по­селок в Свердловской области, так там глава этого поселка был избран двумя голосами. Пришел он сам, пришла его жена и все. Они прого­лосовали – выборы состоялись.


Это означает, что местная власть совершенно не влияет на жизнь лю­дей, оттого такая низкая активность.


Известный французский философ Ален в свое время выразился при­мерно так: «Намного легче издать закон, чем что-либо узаконить». Так вот, действительно нужно узакони­вать в нашей стране местное само­управление, чтобы это стало нор­мой, чтобы это было востребовано, чтобы все граждане знали, что есть орган власти. Вы знаете, что у нас по Конституции система местного самоуправления не входит в структу­ру органов государственной власти. Но что это, как не власть? Это самая близкая для граждан нашей страны власть, которая решает их насущ­ные проблемы в том микрорайоне, в этом подъезде, в этом поселке, на этой улице. Поэтому, я надеюсь, во­зобновление работы нашего Совета даст прежде всего практические ре­зультаты. 


Источник: "Российская муниципальная практика" (Москва).-2008.-№6-7.-с.4-6