15 июля 2008
Прошло первое заседание нового Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ. После заседания наш корреспондент взял интервью у Сергея Миронова.
– Сергей Михайлович, какова была тема первого заседания Совета?
– В повестке дня у нас сегодня был один вопрос. Мы хотели проанализировать, как реализуется 131-й федеральный закон, который дал зеленый свет становлению местного самоуправления в нашей стране. Как известно, с 1 января 2009 года этот закон должен вступить в силу во всех субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день где-то около 55 субъектов Российской Федерации ввели в 100-процентном объеме нормы закона о местном самоуправлении у себя на территориях. Некоторые регионы (такая возможность была дана им специальной поправкой) могли ввести у себя этот закон еще раньше. И они реализовали эту возможность.
– Но сегодня нередко можно услышать высказывания, что необходимо отодвинуть срок полного ввода закона, потому что некоторые регионы не готовы его реализовать в полном объеме…
– Да, мне приходилось выслушивать такие предложения. Если хотите знать мою точку зрения, то я считаю, что времени было предостаточно. Нельзя до бесконечности откладывать то, что давно назрело. Трехлетний переходный период был вполне, на мой взгляд, достаточным.
В этом году мы отмечаем 15-летие нашей Конституции, по которой мы с вами живем. Именно в Конституции Российской Федерации от 1993 года впервые были заложены основы местного самоуправления. А через пять лет Россия присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления. И в этом зале мы отмечали десятилетний юбилей этого присоединения. Да и сам 131-й федеральный закон действует ни много ни мало, а уже целых пять лет. Так что нелепо утверждать, что мы не готовы к полновесной муниципальной реформе, что кому-то не хватило времени..
Конечно, многое еще предстоит сделать, и, прямо скажем, кое-что необходимо еще и значительно скорректировать. Но главные результаты позитивны, и они хорошо известны – муниципальная реформа стала неотъемлемой составной частью социально-экономических преобразований в нашей стране. Самоуправление развивается и в городах, и в сельских поселениях по унифицированной и достаточно гибкой двухуровневой схеме. И большинство российских граждан, безусловно, заинтересованы в этом.
– Это справедливо, хотя далеко не все знают о том, что такое местное самоуправление на самом деле и что конкретно оно дает каждому жителю.
– Да, скажем честно, подавляющее большинство даже и не знает, что вообще-то у нас есть местное самоуправление, что оно работает и обладает теми или иными функциями.
– А почему, на Ваш взгляд, за такой большой срок действия в стране местного самоуправления – 15 лет – большинство, как Вы говорите, о нем и не знает ничего?
– Я скажу, в чем главная причина. Собственно, ответ давно известен. Полномочия-то дали, а ресурсов для осуществления полномочий нет. И это, наверное, самая большая проблема. Потому и о полномочиях так широко не говорят. Например, за жилищное строительство или благоустройство отвечает муниципалитет. А если в этом плане ничего не делается, потому что денег нет, то люди и не знают о том, что есть такая власть – местная. Какая же это власть, если она так беспомощна?
– Но все-таки за эти годы многое изменилось…
– Самое главное, конечно, мы видим, что значительно расширилось участие граждан в своей собственной судьбе. А это главная цель реформы. Президент Дмитрий Медведев так определил суть местного самоуправления сегодня в России: открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху.
– Практическая реализация 131-го федерального закона выявила множество нерешенных
проблем, как правовых, так и организационных. Вот сегодня, например, один из выступающих
московских депутатов говорила, что этот закон совершенно не работает в Москве и Санкт-Петербурге.
– Я думал о том, что, вероятно, требуется отдельный закон о местном самоуправлении в городах федерального подчинения – в столице нашей Родины, городе Москве, и в Санкт-Петербурге. Причем либо мы сделаем этот закон, либо все время будет такая половинчатая ситуация, о которой сегодня говорили московские и петербургские депутаты.
– Один из наиболее актуальных – это вопрос определения круга полномочий муниципальных образований. Вы уже говорили, что, скорее, важен даже не сам перечень, а наличие соответствующих ресурсов осуществления этих полномочий.
– Да, я хочу особо подчеркнуть, что когда перечень вроде бы широк, а реально ничего муниципалы сделать не могут, в глазах населения это приводит к дискредитации самой сути, самой идеологии местного самоуправления.
– Какой выход из положения Вы предлагаете?
– Вы знаете, что доходные источники у нас очень небольшие. Законодатели уповали на то, что земельный налог, налог на имущество дадут определенные возможности. Но на деле там поступления мизерные. Нынешние местные налоги не позволяют обеспечить даже минимальную самостоятельность местных бюджетов. По итогам их исполнения за 2007 год, доля земельного налога в доходах бюджетов муниципальных образований составила только 3,3 процента, а налога на имущество физических лиц – 0,3 процента. Вопреки известному утверждению Альберта Эйнштейна, который говорил, что на городской земле ничто так хорошо не растет, как налоги, почва наших муниципалитетов бесплодна.
К сожалению, предложения, которые мы излагаем здесь, в Совете Федерации, пока остаются только идеями, которые воспринимает в штыки Правительство. Наши предложения кто-то считает слишком революционными.
– И в чем же они заключаются?
– Их несколько. Первое попроще, хотя здесь тоже сразу же возникает много сложностей. Вы знаете, что у нас есть подоходный налог, который уплачивается по месту работы. И вот возникала идея: а почему бы этот налог уплачивать не по месту работы, а по месту проживания гражданина, и этот налог зачислять в бюджеты муниципальных образований? Тут, конечно, много вопросов организационных возникает, но, по крайней мере, подумать на эту тему можно.
А с точки зрения революционности… Вы знаете, какой самый собираемый и самый эффективный работающий налог? Правильно, налог на добавленную стоимость. И у нас была такая идея: а почему бы маленькую толику этого налога, ну совсем чуть-чуть, не отщипнуть и не передать часть этой «священной коровы» (я называю вещи своими именами, этот налог – «неприкосновенный», с точки зрения Министра финансов и вице-премьера Правительства Алексея Кудрина), почему бы часть его не попробовать отдать муниципалитетам?
– Какие самые серьезные проблемы МСУ выявили Вы в результате мониторинга?
– Есть одна серьезная проблема, с которой наши муниципальные бюджеты столкнутся уже с 1 января этого года. Мы будем переходить на новые отраслевые системы оплаты труда. И, конечно же, замечательный, я без всяких кавычек говорю, искренне, закон об увеличении минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года, который мы недавно приняли и практически в два раза увеличили минимальный размер оплаты труда, так вот этот закон больно ударит прежде всего по муниципальным бюджетам, потому что не все смогут платить из расчета такого МРОТа.
Я участвовал в специальных совещаниях, заседаниях в Правительстве. Там, конечно, планируется выдавать какие-то субвенции из федерального бюджета, но то, что эта проблема возникнет, уже ясно. И я думаю, что при подготовке федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов, конечно, нужно предусматривать механизмы финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям для повышения зарплаты бюджетников.
Институт местного самоуправления, по определению Владимира Владимировича Путина, – это тот уровень, где представитель власти напрямую, лицом к лицу, сталкивается с людьми. И очень хотелось бы, чтобы они сталкивались по приятным поводам и граждане четко понимали, что от них, от их активности, от их гражданской позиции, участия в работе, в том числе и на выборах депутатов муниципальных образований, зависит действительно многое, их конкретная жизнь. Потому что если люди не будут видеть вот таких возможностей, то мы будем сталкиваться с игнорированием этой власти.
Вы наверняка слышали о ситуации, которая сложилась после отмены порога явки, – люди просто не ходят на выборы представителей в органы местного самоуправления. Есть поселок в Свердловской области, так там глава этого поселка был избран двумя голосами. Пришел он сам, пришла его жена и все. Они проголосовали – выборы состоялись.
Это означает, что местная власть совершенно не влияет на жизнь людей, оттого такая низкая активность.
Известный французский философ Ален в свое время выразился примерно так: «Намного легче издать закон, чем что-либо узаконить». Так вот, действительно нужно узаконивать в нашей стране местное самоуправление, чтобы это стало нормой, чтобы это было востребовано, чтобы все граждане знали, что есть орган власти. Вы знаете, что у нас по Конституции система местного самоуправления не входит в структуру органов государственной власти. Но что это, как не власть? Это самая близкая для граждан нашей страны власть, которая решает их насущные проблемы в том микрорайоне, в этом подъезде, в этом поселке, на этой улице. Поэтому, я надеюсь, возобновление работы нашего Совета даст прежде всего практические результаты.
Источник: "Российская муниципальная практика" (Москва).-2008.-№6-7.-с.4-6