Сергей Миронов: "Россияне достойны лучшего"

29 ноября 2007

В почте “АиФ” накопилось множество писем, адресованных председателю Совета Федерации, лидеру “Справедливой России” Сергею Миронову. Ответить на вопросы журналистов и читателей он приехал в нашу редакцию.


– Сергей Михайлович, как “чувствует” себя партия накануне выборов?


– Уверенно. Наш результат позволит нам значительно увеличить число своих депутатов в Госдуме. Тиражируемые сегодня результаты соцопросов – это так называемая формирующая социология, попытка повлиять на выбор людей. Но мы за свой результат спокойны. А вот наши конкуренты нервничают и режиссируют скандалы якобы внутри партии.


“Единоросс” Зюганов


– Своим решением возглавить “Единую Россию” президент Путин сильно изменил предвыборный расклад. Но ещё до этого было ясно, например, что в программе “Справедливой России” и КПРФ очень много общего. Не думаете, что в случае объединения у вас мог быть более чем внушительный результат?


– С предложением объединить усилия я к Геннадию Зюганову обратился ещё осенью прошлого года. В компартии много настоящих патриотов, с рядовыми коммунистами нам очень даже по пути. Они уже идут под наши знамёна, разделяя идею социализма нового типа. Но самого Геннадия Зюганова, похоже, устраивает сидеть сложа руки, изредка устраивая шумные акции для поддержания рейтинга. Иногда мне кажется, что его место в “Единой России”.


– Популизм – одна из угроз для следующей Думы. Насколько серьёзны предвыборные лозунги “Справедливой России”?


– Многие в стране поддерживают наши идеи. Многим нравится, что мы открыто и уверенно требуем от государства выполнения своих обязательств перед гражданами. Мы требуем большей социальной ответственности по ключевым позициям: жильё, здравоохранение, образование, безопасность, культура. Но я настаиваю, что каждый наш лозунг подкреплён уже готовым законопроектом, который мы будем предлагать для рассмотрения в Думе. На некоторые есть даже положительный отзыв правительства. Это объяснимо. В нашей партии собрались известные в своих областях специалисты, уже имеющие опыт законодательной работы. Это Иван Грачёв, Елена Мизулина, Галина Хованская, Наталия Нарочницкая, Геннадий Гудков, Иван Харченко и другие.


В свою очередь, избиратели перед следующими выборами смогут нас спросить, внесли ли мы эти законопроекты, добились ли от Думы их рассмотрения? Мы настроены на самую конструктивную работу. И, кстати, не собираемся, как это обычно делают “единороссы”, отвергать здравые идеи других фракций.


– Какой выход вы предлагаете из жилищного кризиса? Ставки по ипотечным кредитам снижаются, но ипотека по-прежнему доступна очень немногим.


– Ипотека – это американская модель покупки недвижимости. Нам больше подходит немецкая. Это создание строительно-сберегательных касс, через которые государство сможет разумно дотировать строительство жилья. Один из главных авторов проекта – Оксана Дмитриева. Мы год бились, но получили положительное заключение правительства. Там поняли, насколько эта схема лучше. Жильё смогут получить уже не 5%, а 25-30% граждан.


Чтобы решить жилищные проблемы остальных, мы предлагаем вспомнить советский опыт. Государство обязано строить жильё и сдавать его в социальную аренду по ставкам в разы ниже рыночных. Этим могла бы заняться госкорпорация с филиалами в регионах, которая будет размещать заказы среди частных фирм. Строители не против. Их сверхприбыли, часть которых идёт на взятки за выделение участков, подключение к сетям, сократятся. Зато они получат заказы на десятки лет вперёд.


Это поможет решить и ещё одну проблему. Молодые специалисты, если у них будет возможность социального найма жилья, смогут искать работу хоть на Дальнем Востоке, хоть на севере, хоть на юге страны.


Молодым семьям, которые приобретают жильё с помощью кредита, можно и нужно “прощать” по 25% долга за каждого ребёнка. Так и без всякого закона уже поступили, например, в селе Черноречье Оренбургской области. Там уже настоящий беби-бум.


Справедливая зарплата


– В ответ на разговоры о преодолении демографического кризиса старики часто спрашивают: зачем нам новые граждане, если государство не в силах позаботиться о старых?


– Недавно президент сказал, что пенсия должна достигнуть 40% от заработной платы в ближайшие 5 лет. Мы эту идею продвигаем давно. Идеал – не менее 50%. Но сегодня этот показатель – всего лишь 24%. Пенсия должна зависеть только от двух факторов. Первый – заработная плата человека. Второй фактор – стаж. Всё очень просто, понятно и справедливо.


– Но ведь и от этого будет мало толку при нищенской зарплате?


– Мы настаиваем, что россиянам сегодня сильно недоплачивают. Доля зарплаты в российском валовом внутреннем продукте (ВВП) – 22%. Берём Европу, Штаты, Японию. Там до 60-80% ВВП. И когда нам говорят, что зарплата растёт быстрее производительности труда, мы отвечаем: во всём мире давно поняли, что деньги нужно вкладывать в человеческий капитал, тратить на людей. Нужно сделать, чтобы люди имели возможность жить в нормальных домах, нормально питались, чтобы раз в год ездили к морю с семьёй.


Тогда и производительность труда, и экономика будут расти быстрее. Представьте, что нашим пенсионерам стали платить в три раза больше. Разве они пойдут покупать что-то импортное? Нет, отечественное, особенно продукты.


Коррупция равняется государственной измене


– Мы предлагаем единовременный налог на владельцев приватизированных в 90-е годы предприятий. Пусть это будет разница между рыночной ценой на тот момент и уплаченной суммой. Приватизация предприятий, которые строились руками нынешних пенсионеров, продолжается и сегодня. Правительство каждый год утверждает перечень. Но прибыль от этого должна идти напрямую в Пенсионный фонд. Есть и другие источники денег. Мы уверены, что государство должно ввести монополию на производство спирта, изменить взимание природной ренты и навести порядок в экспорте леса. Это даст 1,9 трлн. рублей в бюджет. А то сегодня мы получаем пошлину лишь с двух брёвен из десяти.


– Для этого придётся, кроме всего прочего, победить коррупцию. Это одна из самых болезненных в восприятии граждан проблем. Что предлагаете вы?


– Во-первых, ещё раз напомнить: в Думе уже 5 лет без движения лежит принятый в первом чтении законопроект о противодействии коррупции. Наши предложения суровые. По сроку заключения коррупцию нужно приравнять к государственной измене. Нынешние условные сроки никого не пугают. Конфискацию имущества вводить нужно не только для коррупционера, но и для членов его семьи. Тогда у человека будет ответственность ещё и перед близкими. Они, в свою очередь, тоже должны подавать декларацию о доходах, как это принято в Европе. И объяснять, например: откуда в семье министра иномарки и особняки за несколько миллионов долларов? Министры зарабатывают немало, но всё же недостаточно для покупки роскошной недвижимости.


В следующей Думе мы будем настаивать на принятии этого и других абсолютно необходимых стране законов.


Источник: "Аргументы и факты" (Москва).-28.11.2007.-№048