16 ноября 2007
Интервью Председателя Совета Федерации, лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова газете «Коммерсантъ-Екатеринбург»
-Чем социализм, предлагаемый партией «Справедливая Россия» отличается от социализма КПРФ?
– Партия «Справедливая Россия» видит свою задачу в том, чтобы учесть в полной мере собственный исторический опыт и придать новый смысл именно российской социалистической идее, чтобы она была созвучна задачам XXI века, духовной традиции народа, его культуре. Выбор социалистической перспективы, по моему глубокому убеждению, – единственный шанс преодолеть вопиющее социальное неравенство, снизить издержки на пути в будущее и выйти на самостоятельный путь развития.
Мы выступаем за социально ориентированную экономику, разнообразие форм собственности, эффективное государственное регулирование рыночного хозяйства; сильную государственную власть, находящуюся под жестким демократическим контролем; динамично развивающееся общество, основанное на политической стабильности и национальной культуре, открытой состязательности идей в публичной политике.
Социалистический выбор для России XXI века – это реализация жизненных интересов большинства населения, справедливое распределение доходов общества, защита людей от бедности и произвола властей; базовые социальные гарантии и достойные пенсии, доступные системы образования и здравоохранения.
Мы не призываем вернуться в прошлое, как это делают зюгановцы. Предвыборная программа Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» – наш ясный и прямой ответ на вопрос, что делать, чтобы жизнь России и каждого ее гражданина стала лучше уже сегодня. Тогда мы сможем с уверенностью смотреть в будущее! В наше общее справедливое будущее!
– Построение социализма не означает передел собственности? Добровольно собственностью никто не поделится. Вы предлагаете нам очередную революцию?
– Повторюсь, речь идет о новом социализме, принципиально отличном от военного социализма прошлого века. Наша главная задача – преодоление пропасти между богатыми и бедными цивилизованными методами. Для ее решения необходим целый комплекс мер: справедливое распределение доходов от минерально-сырьевого комплекса, многократное повышение зарплат и пенсий, введение прогрессивной шкалы подоходного налога и налога на роскошь. Эти меры ничего общего не имеют с переделом собственности.
– Партия «Справедливая Россия» говорит о социальном жилье. Что это такое?
– Вы знаете, что главная ставка в решении жилищного вопроса сделана на ипотечное кредитование. Однако, учитывая средний процент по ипотечному кредиту, который сегодня для Российской Федерации составляет 12%, и некоторые другие аспекты самого алгоритма ипотеки (когда нужно вносить первый взнос примерно в размере 30% от стоимости, срочность возврата кредита и многие другие аспекты), ипотека сегодня доступна не более 5–7-ми % россиян.
Я считаю, что проблему большинства россиян нужно решать государству. Выход я вижу в строительстве за государственные деньги домов, квартиры в которых будут сдаваться от имени государства в социальный найм. Цена аренды должны быть, с моей точки зрения, в разы меньше, чем сейчас рыночная цена, когда вы или кто-то из граждан, снимает квартиру у частников. И это тоже абсолютно реально, потому что эти дома будут находиться, как я уже сказал, в государственной собственности. Соответственно, эксплуатация таких домов – тоже задача государства. Значит, возможны различные льготы по тарифам на жилищно-коммунальные услуги.
На самом деле все новое – это хорошо забытое старое. Я говорю о модели, которая существовала в нашей стране до 1991 года, когда все городские жители жили в государственных квартирах. Платили мы тогда умеренную квартирную плату, как вы помните. Пусть будет частная собственность на квартиры, рынок жилья, но должна быть и возможность получить социальную квартиру.
Для реализации этого проекта предлагаю создать государственную строительную корпорацию, которая бы имела филиалы во всех субъектах Российской Федерации. Кстати, для строительства олимпийских объектов будет создаваться олимпийская государственная корпорация. Рыночная эйфория, к счастью окончилась. Есть много такого, что рынок сделать не может. И, в первую очередь, сделать жилье по-настоящему доступным.
Могу привести пример из строительного бизнеса мегаполисов – Москвы и Петербурга. До 40% себестоимости квадратного метра жилья в этих городах составляют взятки чиновникам за разрешение на строительство, лицензии, на сдачу дома в эксплуатацию и так далее. То есть получается, что граждане оплачивают нарушение законодательства, практически оплачивают коррупцию. Так вот, эти 40%, как минимум, государственная строительная корпорация должна сэкономить, потому что будет от имени государства заниматься всеми этими вопросами.
Мы не должны повторять ошибок 60-х годов прошлого века, никаких хрущевок. Жилье должно быть комфортным, нормальным, может быть, без особых излишеств, но достойным нормальной жизни россиян в 21 веке.
Есть в проекте социального жилья еще один, невидимый на первый взгляд, но существенный позитивный эффект – он обеспечит мобильность трудовых ресурсов. Сейчас люди привязаны к купленной квартире, к городу, региону. Если в любом регионе можно взять в социальный найм жилье, то, естественно, начнется приток трудовых ресурсов (в первую очередь, молодежи) туда, где, может быть, лучше заработки или где инициируются новые перспективные проекты, открываются новые возможности. Все это будет способствовать улучшению социально-экономического развития нашей страны, регионов, и, конечно же, малых городов.
– Одной из проблем, с которой в ближайшее время могут столкнуться предприятия – нехватка рабочих кадров. Сегодня практически нет ПТУ, быть рабочим человеком для молодых людей сегодня «немодно». Признаете ли вы наличие в обществе этой проблемы и какие шаги можете предпринять для ее решения?
– Статистика неумолимо свидетельствует: чем сложнее продукция, выпускаемая отраслью, тем выше средний возраст занятых в ней работников. С одной стороны, российская молодежь из-за недостаточной подготовленности и отсутствия стойкой мотивации к кропотливому труду не может восполнить дефицит в квалифицированной рабочей силе. С другой – она ориентируется на отрасли и профессии, где уровень оплаты труда может обеспечить существенную отдачу, причем в максимально короткий срок. В условиях сложившегося рынка труда это создает дополнительные сложности в привлечении молодых кадров в приоритетные, но сравнительно низкодоходные отрасли экономики из-за сложившихся дисбалансов, в недостаточно престижные по предпочтениям профессии. Последнее, например, проявляется в низких стимулах к обучению рабочим профессиям, несмотря на позитивные рыночные сигналы о востребованности рабочих кадров (по данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН РФ, около 80% отечественных предприятий испытывают дефицит именно рабочих кадров высокой квалификации).
Для обеспечения конкурентоспособности государству как субъекту новой рыночной экономики необходимо «потратиться» на свои кадры, причем государственные инвестиции должны быть сосредоточены в тех отраслях, где Россия находится в числе научных и технологических лидеров и может занять большую долю мирового рынка – в аэрокосмическом комплексе, атомной промышленности, производстве современных материалов, в сфере нано-, био-информационных технологий. В этом случае необходим соответствующий госзаказ. Государство обеспечивает бесплатную подготовку специалиста и повышенную стипендию для него, а молодой человек после окончания вуза или училища на добровольной основе обязуется отработать какой-то период времени по контракту там, где это необходимо на текущий момент, а если полученная профессия ему не мила – возместить затраты государства на образование.
Если формирование специалистов для государственных нужд должна финансироваться из федерального или муниципального бюджетов, то подготовка специалистов в интересах бизнеса – по договорам или кредитованию. В этом случае форма финансирования обучения молодежи такова. Банк кредитует студента под гарантии предприятия-заказчика. Во время обучения будущий специалист выплачивает проценты за обслуживание кредита, а 90% займа отдаст за своего сотрудника предприятие, но только в том случае, если выпускники проработает на предприятии не менее трех лет. Если этого не происходит, выпускник будет расплачиваться самостоятельно.
Что же касается самих молодых специалистов, то для них в первые годы работы первостепенную роль играет именно социальная составляющая. Чтобы привлечь и сохранить молодежь, надо научиться сопрягать современные экономические задачи с необходимыми нашему обществу социальными процессами. В первую очередь, речь идет о предоставлении льготных кредитов и субсидий на приобретение жилья для молодых специалистов.
По материалам «Коммерсантъ-Екатеринбург»