Голос российского учительства должен быть слышен обществу и власти

5 октября 2010

Сегодня мы отмечаем главный профессиональный праздник 2010 года. Полагаю, представители других профессий не обидятся на то, что так я называю именно День учителя. Ведь у нас идет Год учителя, и 5 октября – его естественная кульминация.


Это правильно, что чествование учителей проходит в этом году по-особому тепло, с особым вниманием к людям. Но праздник пройдет, и наступит продолжение нелегких учительских будней. А эти будни будут еще отягощены для многих невеселыми думами о недалеком будущем, в котором маячит масштабная «оптимизация», обещанная министром А. Фурсенко.


Безнравственно в Год учителя говорить о том, что у нас в стране есть «лишние» учителя! Надо думать не о том, как сократить «лишних» педагогов, а о том, чтобы качественное образование было доступно всем детям нашей страны. Независимо от места их проживания. А там, где детей действительно мало, решения о закрытии школ должны приниматься в особом, индивидуальном для каждой школы порядке, который предусматривал бы надежную социальную защиту педагогов. Никакая кампанейщина тут недопустима!


А главное – надо понять, что часто сейчас школа – последний очаг культуры на селе. Закроем школы – скоро не будет деревни.


Надеюсь, что учителя еще скажут свое слово на этот счет. Надежды эти связываю прежде всего с Интернетом, где на специализированных сайтах очень остро и компетентно обсуждаются профессиональные проблемы. Сегодня должен открыться еще один подобный сайт – “Мой учитель” (www.my-teacher.ru). Его запускают при поддержке министерства образования и науки, что внушает надежду, что в этом ведомстве все-таки осознают необходимость широкого диалога с российским педагогическим сообществом.


Кстати, было бы все-таки правильно, если бы в Год учителя Министерство образования провело съезд учителей, который не проводился уже более 10 лет.


Голос российского учительства должен звучать гораздо громче, гораздо убедительнее. Так, чтобы с ним нельзя было не считаться. И чтобы он был способен, подсказывая пути развития российской школы, на дальних подступах останавливать непродуманные эксперименты с нею.