1 января 2007
Ориентироваться России нужно на себя, на сущность российской культурно-исторической целостности – на стремление обретения духовного единства нации и социальной справедливости как высшей правды жизни.
– О системном кризисе западной цивилизации говорят немало: кризис экономический, культурный, мировоззренческий, а главное, духовный, в основе которого лежит идеология потребительства, ведет к коллапсу Западной цивилизации. Не кажется ли Вам, что, ориентируясь на Запад, Россия пытается запрыгнуть в “горящий” поезд?
– Прежде всего, давайте не будем преувеличивать слухи о смерти Западной цивилизации. Особенно с учетом того, что мы сами пока не являемся примером устойчивого духовного, культурного и экономического процветания.
Издержки массовой культуры и потребительского подхода к жизни, конечно, неоспоримы, но они меркнут перед доказанной самим ходом человеческой истории эффективностью демократии как общественного устройства, величием гуманистической традиции, мощью экономики Запада. Причем сила ее не столько в количестве производимой продукции, сколько в качестве и в способности создавать инновационные новшества, осваивать новые пространства деятельности.
Что же касается ориентации России, то тут я отчасти разделяю критичность формулировки вопроса. Только “поезд”, на мой взгляд, не “горящий”, а чужой. Ориентироваться России нужно на себя, на сущность российской культурно-исторической целостности – на стремление обретения духовного единства нации и социальной справедливости как высшей правды жизни. Однако эта ориентация должна быть устремлена в будущее, а не в прошлое. Многие десятилетия Россия жила для других, теперь нам нужно на практике освоить понимание того, что жить для других, конечно, можно, но лучше жить для себя, решать свои проблемы.
– Для России сегодня характерен западноевропейский рационально-прагматический подход к рождению детей, когда появление новой жизни напрямую соотносится с уровнем материального благосостояния родителей. Вместе с тем во многих странах исламского мира уровень жизни значительно ниже европейского и даже российского, что, тем не менее, не мешает рождению более пяти детей в одной семье. С чем, на Ваш взгляд, связана такая полярность взглядов на один и тот же вопрос?
– С точки зрения статистики, чем беднее страна, тем выше там рождаемость, чем выше уровень жизни -тем меньше детей рождается в средней семье. Если посмотреть на разные социальные группы в рамках одного общества, то, по оценке социологов, чем выше уровень благосостояния и образования, тем меньше число детей, приходящихся на одну семью. Но жизнь богаче идеологических схем. Уровень благосостояния – существенный, но не единственный и далеко не главный фактор, влияющий на уровень рождаемости в той или иной стране, а тем более – в конкретной семье. Дети рождаются и в семьях прагматиков, где родители озабочены, прежде всего, материальным благополучием и карьерой, и в тех семьях, где супруги главным образом живут духовными интересами. И сколько их будет в той или иной семье, зависит от самых разных причин. Думаю, что специалисты в сфере демографии, психологи, социологи будут и в дальнейшем изучать сложный комплекс проблем, связанный с оценкой влияния на количество детей в семье уровня доходов и образования родителей, их мировоззрения, ценностных ориентации, национальных традиций, религиозных убеждений и других социокультурных установок.
Что касается меня, то, как гражданин и законодатель, я убежден, что самой важной проблемой для России является демографическая. Ее решение нельзя откладывать в “долгий ящик”. Недопустимо односторонне подходить к ее решению, уповая только на материальные стимулы повышения рождаемости или делая упор исключительно на духовно-нравственные мотивы.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год Президент Российской Федерации В.В. Путин указал, что если мы действительно хотим сделать для граждан что-то полезное и нужное, то нам следует сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем, и одна из них – демографическая. Как точно выразился Солженицын, в широком смысле это – “сбережение народа”. В обществе есть консенсус в понимании того, что мы должны в первую очередь решить именно эту, ключевую для всей страны проблему, подчеркнул Президент.
Представление о “сбережении народа” как ключевой проблеме страны нашло выражение в разработке и реализации приоритетных национальных проектов и в мерах, нацеленных на решение демографических проблем. При этом надо заботиться и о повышении рождаемости, и о снижении смертности, и об эффективной миграционной политике. Предприняты важные меры в области демографической политики, предполагающие увеличение размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, введение частичной компенсации родительской платы за дошкольное образовательное учреждение, а также материальную поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принципиально новая форма стимулирования рождаемости -это предоставление женщинам, родившим второго и последующих детей, “материнского капитала”.
Идея кардинального повышения выплат за рождение второго и последующего ребенка и реальной материальной поддержки семьи назрела в стране уже давно. Это одна из программных установок Российской партии Справедливая Россия, которую мы последовательно и упорно отстаиваем на всех уровнях власти. Сейчас для этого в стране имеются все необходимые социально-экономические предпосылки – профицитный бюджет и растущий Стабилизационный фонд. И, закладывая правовую основу этого механизма, следует с самого начала сделать его максимально простым, а главное – понятным людям.
Важно правильно сочетать различные формы и методы социальной поддержки семей, воспитывающих детей, с формированием в обществе атмосферы уважительного, бережного отношения к семье, семейным ценностям, материнству и отцовству.
Говоря о повышении престижа прочной семьи, воспитании нравственно и физически здоровых детей, важно помнить о большом духовном потенциале христианства, ислама, буддизма, других традиционных религий народов России. Все они осуждают аборты, пропаганду безнравственности и аморализма, поддерживают идеал семьи, призванной быть школой подлинной нравственности, формировать правильное отношение к ближним, к своему народу, к обществу в целом. Реализация задачи “сбережения народа” требует серьезной и взвешенной законотворческой работы. Убежден, что повышение авторитета семейных ценностей – одна из тех сфер, где жизненно необходимо тесное сотрудничество государственной власти, общества и традиционных религий. В Совете Федерации в марте 2006 г. создана Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений. В числе ее задач и функций – изучение и обобщение опыта органов государственной власти, органов местного самоуправления по реализации национальной политики, исследование взаимоотношений государства и религиозных объединений, разработка предложений по совершенствованию законодательства в этих сферах.
Совет Федерации, Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений открыты для диалога и сотрудничества со всеми традиционными религиями России, в том числе и с отечественными мусульманами, в многообразной и ответственной деятельности по поддержке семьи, решению демографических проблем. Хочу также отметить важнейшую роль СМИ в решении демографических проблем страны. В условиях современного информационного общества важно, чтобы газеты, журналы и телевидение способствовали формированию позитивного отношения власти, бизнеса и российского общества к материнству, отцовству и возвращению к традициям многодетности.
– Не считаете ли Вы, что многие страны, прикрываясь знаменем антитеррористической борьбы, порой необоснованно принимающей антиисламскую окраску, пытаются достичь своих политических целей?
– К сожалению, это действительно так. Антитеррористическая деятельность в ряде стран принимает антиисламскую направленность. Позиция руководства Российской Федерации здесь достаточно четкая и принципиальная: терроризм не имеет ни конфессиональной, ни национальной принадлежности. Это – глобальная проблема, одинаково угрожающая миру и стабильности всех стран и народов, в том числе и тех, где ислам исповедуется большинством населения. Противодействие терроризму должно выходить за рамки чьих бы то ни было национальных политических интересов. Это наша принципиальная позиция, которую мы постоянно доводим до зарубежных коллег, в том числе и в международных парламентских организациях.
Пагубность реализации политических интересов в антитеррористической борьбе подтверждена не только прецедентами двойных стандартов в отношении лиц и организаций, причастных к террористической деятельности, но и эскалацией напряженности в целом ряде стран.
Наиболее показательна ситуация в Ираке, где террористические акты давно уже стали явлением повседневной реальности. И это, безусловно, является следствием ошибочности как военно-силового вторжения на территорию данного государства, так и нынешней политики оккупационных властей. Нас не может не беспокоить и обстановка в Афганистане, ставшем мировым лидером по производству наркотиков.
Также мы не можем согласиться с политикой двойных стандартов, политикой навешивания ярлыков, например: “государства-изгои”, “государства оси зла”, “государства – спонсоры терроризма” и т.д. Все это, на мой взгляд, является следствием реализации политических интересов ряда стран и не только не решает проблему терроризма, а напротив – все более ее обостряет.
– Если страну, ее политический курс, религиозную направленность соотнести с человеком, его темпераментом, чертами характера, нравственным развитием, как бы Вы охарактеризовали Запад, Восток и США?
– Прежде всего, надо определить – что есть Восток, а что есть Запад. Культурно-цивилизационная пара “Запад – Восток” отражает духовное, мировоззренческое различие в базовых подходах к организации человеческого сообщества и определению роли и места отдельной личности в нем. Над этим вопросом ученые, философы и писатели бьются веками, но до сих пор окончательного ответа нет. Да его и не может быть. Запад и Восток – это сообщающиеся сосуды человеческой цивилизации, они не могут существовать друг без друга. Поэтому любые определения Запада и Востока субъективны и несовершенны, как и наши представления о Вселенной.
Запад выбрал генеральной идеей своего развития достижение личной свободы и в результате отстроил тип государства, где свобода личности ограничивается законами и разнообразными формами гражданского контроля. Выработанной Западом совокупности форм жизнеустройства, сочетанию выявленных им способов духовного и материально-практического освоения реальности присуща направленность на приспособление мира под человека.
Восток же сосредоточился на идее следования предначертаниям, где жесткий примат социальной функции довлеет над личностью. Там и отдельный человек, и государство, в лице каждого своего представителя, не могут выйти за рамки отведенных им социальных ролей. Восток нацелен на приведение человека и образуемых им социальных конструкций в соответствие со своим собственным пониманием объективных законов. Образ Запада – это энергичный и дерзкий человек, чья энергичность и дерзость ограничены лишь энергичностью и дерзостью других людей. Образ Востока – это человек, следующий “силе обстоятельств”, пребывающий в состоянии созерцания, многократно взвешивающего решения, планирующего жизнь на многие десятилетия вперед.
В этом смысле США – это Запад Запада, то есть предельное выражение права личности определять и строить свою судьбу самостоятельно. США не просто в духе Запада приспосабливают мир под себя – они его покоряют.
– Не уходя от темы сопоставления государства с человеком, что, на Ваш взгляд, представляет собой женственность и мужественность и чего больше не хватает современным Западу и Востоку?
– Не буду оригинальничать и просто повторю фундаментальную трактовку этих понятий, наиболее полно, как я считаю, выраженную китайской традицией. Женское – это внутреннее, материальное, накапливающее и воплощающее начало, олицетворяющее покой и статику. Мужское – это внешнее, духовное, творческое начало, олицетворяющее динамику и подвижность. Современным же Востоку и Западу не хватает сильной и процветающей России, уверенно реализующей свое предназначение в системе мировых связей.
Беседовала Елена Коновалова
Источник: ("Оппонент" (Москва).-01.2007.-с.6-9)