Сергей Миронов: "Нам нужны личности, а не должности"

14 ноября 2006



Вчера было объявлено об объединении пяти партий – Народная партия, Партия возрождения России, Партия социальной справедливости, “Патриоты России” и Социал-демократическая партия России намерены слиться в левоцентристскую партию. Многие эксперты убеждены, что эта партия создается как противовес “Справедливой России”, которая стала серьезным игроком на политической сцене. О ситуации, складывающейся вокруг “Справедливой России”, ее лидер – спикер Совета Федерации Сергей Миронов рассказал обозревателю “Известий” Александру Садчикову.


– Сергей Михайлович, можно ли сказать, что региональные выборы – это точка отсчета новой политической силы?


– Есть большое искушение, перефразируя известное высказывание, сказать: событие, о котором так много говорили эсеры, свершилось. Нас называют эсерами по первым буквам “Справедливой России”. 28 октября прошел объединительный съезд. Сейчас идет этап юридической регистрации устава партии. Являлись ли итоги выборов 8 октября некоторой отправной точкой? Думаю, отправная точка в истории партии – это конференция 29 августа, когда три лидера трех партий объявили о необходимости объединения. А региональные выборы показали дееспособность нового политического альянса. В сумме в среднем три партии в каждом из регионов набрали около 22% – это говорит само за себя.


– После выборов многочисленная армия чиновников, так называемая политическая элита, начала метаться между “Единой Россией” и “Справедливой Россией”. Вы ждете этих людей в своих рядах?


– Сейчас очень популярен тезис в “Единой России” и в администрации президента о расколе элит – дескать, у элит смятение в головах: куда идти, кому верить, на кого ставить? Тема абсолютно надуманная. Никаких метаний, никакого раскола и уж тем более никакого смятения ни у кого в головах нет. Если в чьих-то головах и есть смятение, то, возможно, у руководителей “Единой России” и у некоторых их кураторов. Не более того. Реальная многопартийность дает возможность осознанно сделать свой выбор не только с точки зрения избирателя, но и участников политического процесса.


Мы часто говорим о европейских аналогах наших партий. Так вот, применительно к “Справедливой России” уместно говорить не столько о социал-демократической, сколько о социалистической партии. В Социнтерне есть различные силы. Есть и чисто социалистические партии, например, французская соцпартия, которая нам ближе. Ближе не по отношению к социализму, который мы все с вами прошли, а по идеям социальной справедливости. Если хотите, по социализации всех направлений деятельности в стране. Так вот, у элит регионов после создания нашей партии появился реальный выбор, с кем быть, с кем идти. Что касается того, ждем мы этих людей или нет, – в ближайшем будущем в нашей партии не будет ни одного действующего губернатора. Именно действующего. А в недалеком будущем появятся губернаторы, которых будет рекомендовать победившая в регионах “Справедливая Россия”.


– ЕР предлагает отменить минимальный порог явки на выборах. Эта инициатива скажется на вашем партийном строительстве?


– Все начинания по изменению избирательного права рано или поздно аукнутся против ЕР. Нужно быть последовательным. Два года назад я, стоя на трибуне в Совете федерации, призывал своих коллег проголосовать за изменения выборного законодательства. Я говорил: эти изменения нужно принять хотя бы только за то, что они отменяют досрочное голосование. Мы тогда поддержали эту инициативу. Вдруг ЕР вновь внесла изменение в закон, где возвращает досрочное голосование.


Теперь вторая позиция – по отмене порога явки. Это опять же из этой серии, ЕР делает закон под себя. Почему? Все просто: чем больше людей приходит на избирательные участки, тем ниже процент получает ЕР. Чем меньше явка – тем больше процент ЕР. “Единороссы” спешат сделать более льготный режим выборов для себя. Рано или поздно они пожнут то, что сейчас сеют. Сегодня отменять порог явки преждевременно.


– Вы говорите, что не будете рассчитывать на действующего губернатора. Но в регионах любой партии нужны какие-то центры, какие-то точки опоры. Вот в Самаре, например, у вас появился свой мэр. Значит ли это, что “Справедливая Россия” будет искать опору в городах-миллионниках?


– Выборы 8 октября подтвердили наш вывод: у нас еще люди не очень-то за партию голосуют. Голосуют за личность. Если личность связывает свою политическую карьеру с той или иной партией, то за партию голосуют. Что греха таить, лидеры ЕР наивно думают, что это они получают 45%? Это получает президент России Владимир Путин, а на “Единую Россию” падает отраженный свет. Не будем брать президента. Очень много популярных губернаторов, которые по необходимости вступили в эту партию. Мы будем искать популярных людей и на федеральном, и на региональном уровне. Но нам нужны личности, а не должности. ЕР очень бы хотелось, чтобы мы стали некоей “партией власти-2”, “кремлевским проектом”. Не получится.


– Можете сформулировать 5 лозунгов, с которыми пойдете на выборы?


– 5 идей у нас есть, а вообще их гораздо больше, но вот сделать их лозунгами, емкими и понятными, – над этим как раз и идет работа.


– Хорошо, тогда откройте тайну хотя бы одной из идей.


– Идея N 1 – и она будет пунктом N 1 в нашей программе – необходимость реформы доходов населения. Нужна реальная и достойная оплата труда, потому что сейчас труд в России недооценен. У нас два подпункта реформы законов на эту тему. Первый – это ликвидация МРОТа как “класса”, если хотите, как юридического и финансового понятия; и почасовая оплата труда (то есть минимальная ставка любого труда в нашей стране, которая не может быть меньше определенной суммы). Естественно, учитываются коэффициенты – отраслевые, региональные и квалификационные. Второй – предусматривается полное изменение системы пенсионного законодательства. Нынешняя система несправедлива.


Увеличение пенсий не на 6%, а в 2 раза или в 2,5 раза и увеличение заработной платы у большинства россиян, и прежде всего у бюджетников, приведет к увеличению спроса на отечественные товары, конкурентоспособные по цене и качеству. Это вызовет рост производства. Вот эта цепочка и начнет работать.


– Но ведь социалистическую идею эксплуатирует не столько ЕР, сколько КПРФ…


– Мы будем работать на ликвидацию двух монополий. Обе политические. Первая – это политическая, партийная монополия ЕР. Вторая – это монополия коммунистов на представительство интересов человека труда. Правда, во втором случае мы имеем дело больше с псевдомонополией. Если посмотреть на практическую деятельность КПРФ, то от нее в той же Думе – ни горячо, ни холодно. А регулярно собирать пожилых людей на митинги – простите, большого ума не надо. Классический пример, профсоюзы, которые профукали коммунисты, отдали на откуп ЕР. Мы будем работать с профсоюзами, мы не исключаем того, что мы будем содействовать и созданию новых, действительно независимых профсоюзов, самостоятельных, которые будут защищать человека труда. Мы, к примеру, хотим вернуть профсоюзам право защиты работников в суде, чего они сейчас лишены.


– На кого будет ставить ваша партия во время президентских выборов?


– Наша партия сейчас и весь 2007 год будет заниматься подготовкой к выборам в Госдуму. Для нас это очень важный экзамен. А на президентских выборах – мы посмотрим весь кандидатский список.


– Сергей Миронов будет в этом списке?


– Миронова в этом списке не будет, я не планирую выдвигать свою кандидатуру. Наша партия будет изучать весь список, особенно внимательно присматриваясь к тому кандидату, в пользу которого выскажется президент. Я уверен, что будет кандидат, который продолжит курс президента Владимира Путина. Именно по этому критерию – преемственность курса – мы будем поддерживать кандидата.


Источник: ("Известия" (Москва).-14.11.2006.-№210.-с.3)