Державе преданное братство

21 сентября 2006

Традиции кадетских корпусов в Рос­сии берут начало с XVIII века. 1701 г. можно считать годам рождения кадет. Указ Петра I об открытии Школы матема­тических, и навигацких наук явился отправной точкой. Указом императрицы Анны Иоанновны в 1732 г. со ссылкой на волю Петра I был организован “Корпус кадетов, шляхетских (дворянских) детей”. В высочайшем указе говорилась: “…Учредить Корпус кадетов, состоящих из двух­сот шляхетских детей от тринадцати до осьмнадцати лет, которых обучать ариф­метике, рисованию, фортификации, ар­тиллерии, но лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам… А понеже не каждому человеку природа к одному воинскому склонна, также в государстве не меньше нужно политичес­кое и гражданское обучение”. Чуть позже в России появились Артилле­рийский и инженерный корпус и дру­гие кадетские корпуса.


После 1917 г. в России кадетские корпуса были закрыты, но кадетское движение не умерло. Объединенный из нескольких кадетский корпус про­должил свою деятельность в эмигра­ции в Югославии до 1944 г. А во Франции до 1964 г. действовал рус­ский корпус-лицей императора Нико­лая II.


В Советском Союзе 21 августа 1943 г. было опубликовано постанов­ление Правительства СССР, в котором говорилось об образовании 9 суво­ровских военных училищ. Государ­ство думало о будущем своих юных граждан, оставшихся без попечения родителей в сложное военное время. В постановлении говорилось: “Соз­дать суворовские училища по типу старых кадетских корпусов для уст­ройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан, а также детей совпартработников, ра­бочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов”. В 1944 г. были открыты нахимовские военно-морские училища. В 1990-х гг. начал­ся стихийный процесс возрождения кадетских корпусов.


Становление системы кадетского образования в России как части обще­национального проекта образования будет спо­собствовать улучшению военно-патриотического воспитания молодежи и укреплению престижа военной службы, уверен глава Совета Федерации Сергей Миронов. В ка­нун 21 августа – дня рождения суворовских училищ – Сергей Миро­нов сообщил о принятом решении возглавить ра­боту по восстановлению института попечитель­ства государства и обще­ства над кадетскими уч­реждениями России.


Сергей Михай­лович, как сегодня обстоят дела с ка­детским образовани­ем в России? Почему вы решили заняться этим направлением и приняли решение возглавить Попечи­тельский совет над кадетскими учреждениями?


– В настоящее время идет процесс возрождения кадетского образова­ния и института попечительства над кадетскими учреждениями, чему спо­собствуют общественные кадетские объединения. Президент РФ В.В.Пу­тин поддержал инициативу, выдвину­тую от имени ряда кадетских общест­венных организаций Международной ассоциацией суворовских, нахимовс­ких и кадетских объединений и Фон­дом содействия кадетским корпусам им. А.Б.Иордана, по возрождению системы попечительства над кадетски­ми учреждениями. Работа уже начата и в ближайшее время под моим руко­водством будет сформирован феде­ральный Попечительский совет.


Что касается реального положе­ния дел, то оно во многом определя­ется отсутствием законодательной базы для кадетских корпусов. В Фе­деральном законе “Об образова­нии” нет норм, определяющих, что такое кадетское образование, како­вы его задачи и особенности. Хотя надо отметить, что 70 кадетских кор­пусов находятся в ведении министер­ства образования. И 19 учебных ка­детских заведений – ведомственные, созданные по инициативе силовых структур – Минобороны, МВД, МЧС, Минюста и Погранслужбы. А закона, регламентирующе­го условия и требо­вания кадетского образования, еще нет, хотя о его необ­ходимости уже дав­но говорят на самых разных уровнях.


Но сущест­вуют кадетские корпуса вполне легально, дают хорошее образование и свидетельства об об­разовании государственного образца. Кадетские корпуса крайне популяр­ны у родителей, большие кон­курсы для поступления. Так чем же мешает делу отсутствие закона?


– Конечно ка­детское образова­ние – это марка, это качественные зна­ния, дисциплина, физическое и духов­ное здоровье. Ведь создавались сегодняшние кадетские корпуса энтузиаста­ми патриотического воспитания под­растающего поколения и качественно­го образования, соответствующего лучшим российским и мировым стан­дартам. Но общей нормативной базы их деятельности нет, а значит, нет сис­темности, нет единообразия требова­ний и критериев кадетского образования. Вот и открываются кадетские учреждения под разной юрисдикцией, на основе различных нормативов – на усмотрение местных властей.


Подразумевается, таково общее мнение, что кадетский корпус – это пансионат закрытого типа с особым режимом обучения, со своими прог­раммами, которые, кроме среднего, дают начальное военное образова­ние. При этом никто не скажет, например, что такое «начальное во­енное образование», такого звена вообще нет в системе военного обра­зования. Так что кадетские корпуса, если называть вещи своими именами, существуют в России де-факто, но до сих пор, увы, не де-юре.


Каково будущее кадетс­кого образования с вашей точ­ки зрения?


– Кадетское движение должно развиваться и расширяться, так как это позитивная и очень необходимая для России система образования и воспитания. В наше непростое время, когда наркомания и преступность, экстремистские группировки среди подростков приняли угрожающий ха­рактер, именно кадетские корпуса могли бы переломить ситуацию. Не просто спасти детские души и жизни, но и дать России настоящих патрио­тов, людей, всецело и искренне пре­данных своему Отечеству. Я уверен, что именно кадетским корпусам удастся возродить и сохранить луч­шие традиции русского офицерства, высокую духовность и ответствен­ность. Государство должно уделять особое внимание институту кадетско­го образования. Поэтому я дал согласие возглавить Попечительский совет над кадетскими учреждениями, полу­чив поддержку главы государства в этом вопросе.


Чем займется Попечи­тельский совет?


– В числе первоочередных задач будут подготовка законодательной базы по кадетскому образованию, а также вопросы финансирования ка­детских образовательных учрежде­ний. Нужны общие правила открытия и регистрации кадетского корпуса, его финансировании и функциониро­вания. Не исключено, что на началь­ном этапе будет нужна специальная федеральная программа, которая в том числе будет включать в себя под­готовку образовательных стандартов и повышение квалификации препода­вателей кадетских образовательных учреждений. Уже становится оче­видной необходимость специализи­рованной подготовки преподава­тельских кадров, которые смогут работать по программам суворовских и нахимовских училищ, кадетских кор­пусов. Ведь есть определенная специ­фика обучения, которую везде трак­туют по-своему и которая должна на­конец-то обрести форму единого федерального стандарта кадетского образования.


Ну и, конечно, Попечительский совет будет заниматься проблемами и вопросами каждого кадетского корпуса, суворовского и нахимовско­го училища, которые обратятся к нам за помощью. Будем изыскивать воз­можность оказать конкретную по­мощь по каждому обращению.


Вопросы поддержки и организа­ции кадетского образования не явля­ются второстепенными и не могут по­дождать. У нас в стране большие проблемы не только с рождаемостью, но и с гражданским воспитанием под­ростков. Нам нужна молодежь, кото­рая сможет изменить лицо государ­ства, сделав его более ответствен­ным, социально ориентированным, культурным и патриотичным. Чтобы не шальные заработки и красивая жизнь были ориентирами для молоде­жи, а достойный труд и служение на благо своей Отчизны. Чтобы матери­альное благополучие и уважение к самому себе, своей стране были в об­щественном сознании равноценны. И начинаться патриотическое воспита­ние должно тогда, когда ребенок де­лает первые шаги во взрослом мире. Например, когда впервые примеряет форму кадета российского кадетско­го корпуса.


Источник: ("Красная звезда" (Москва).-16.08.2006.-№147.-с.1)