20 сентября 2006
Лев Аннинский, Сергей Арцибашев, Элина Быстрицкая, Илья Глазунов, Александра Пахмутова и многие другие известные деятели культуры вошли в Совет по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации. Этот орган будет заниматься решением проблем отечественной культуры и вопросами культурной политики.
О приоритетах еще одного национального проекта, который намерена инициировать верхняя палата российского парламента, рассказал в интервью корреспонденту “Парламентского обозрения” Марии Головиной Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
– Сергей Михайлович, понятно, что сегодня у государства нет средств, способных решить абсолютно все проблемы культуры. Значит, самое важное, обозначить аспекты, которые нуждаются в первостепенном решении.
– Актуальность национального проекта “Культура” подтверждается катастрофическим отсутствием финансирования всех аспектов культурной жизни – от детского художественного и музыкального образования до научной реставрации, а не вульгарного “приспособленья” великих памятников отечественного зодчества под помещения для разного рода контор. Сегодня необходимо не только сохранять и поддерживать культуру, но и восстанавливать ее утраченные памятники, заниматься просвещением народа, прививать людям чувство любви к Отечеству, расширять их духовный кругозор. Хочу подчеркнуть: национальный проект – это системное изменение отношения государства к культуре. Реальная опасность утраты национальных и общечеловеческих культурных ценностей диктует необходимость неотложных мер по спасению национального культурного достояния, подразумевая под этим и детское творчество, и поддержку как молодых талантов, так и всемирно известных наших музыкантов, художников, актеров, других деятелей культуры. Мне кажется, что национальный проект спасения культуры и сохранения культурно-исторического наследия России должен явиться фундаментальным в становлении совершенно новых государственных и общественных отношений в области культуры. Для этого необходимо объединение усилий многих государственных и общественных организаций в разработке и осуществлении комплексного проекта программ развития различных отраслей культуры и сохранения культурно-исторического наследия России.
К сожалению, пока мы не имеем целостной концепции культурного развития России в XXI веке. Ведь культура – это не только музеи, театры, филармонии, эстрада, литература, но это и наука, техника, образование, общение между людьми, духовно-психологическое состояние общества. Поэтому когда изолированно рассматриваются, например, проблемы театра (а вы, конечно, помните, какую резкую реакцию театральной общественности встретила так называемая театральная реформа), ситуация зачастую достигает почти трагической остроты.
Сегодня только 20 процентов российских городов с населением свыше ста тысяч человек имеют собственные театры. Причем лишь в шести из них действуют театры всех видов (драмы, комедии, детские, оперы и балета). 62 из 579 театров России – это ТЮЗы, причем из них 42 – это как раз в регионах, остальные – в Москве и Санкт-Петербурге. Из 21 республики в 16 ТЮЗов нет вообще. Проблема эта усугубляется еще и тем, что драматические театры с начала 90-х годов практически исключили из своих афиш детский и юношеский репертуар как экономически невыгодный. Кроме того, многие ТЮЗы, не чувствуя внятной государственной политики по отношению к детскому театру и лишенные необходимой государственной поддержки, действительно переориентировали свой репертуар на взрослую аудиторию. Не секрет, что детский театр как культурный феномен возник в Советском Союзе и только затем получил распространение в мире. Но сегодня он утратил в России свои позиции, превратился из театра-наставника, выполняющего не только культурную, но воспитательную и образовательную функции, в “эстетическую забегаловку”.
Кстати, хочу напомнить, что результатом совместной работы законодателей и Союза театральных деятелей России стал законопроект о театре и театральной деятельности в Российской Федерации. Однако его судьба оказалась несчастливой. Документ был внесен в Госдуму в декабре 1999 года, но депутаты его до сих пор не удосужились рассмотреть.
– Еще одна острая проблема – состояние библиотечного дела в провинции. А ведь в маленьком городе или деревне именно библиотека зачастую является единственным культурным центром.
– Меня чрезвычайно заботит судьба сельских и городских библиотек. Ведь библиотека на селе всегда была очагом культуры. Теперь они почти повсеместно закрываются, из нескольких остается одна – где-то в районном центре, до которого еще и добираться надо. А те библиотеки, что еще держатся, уже полтора десятилетия почти не получают новых книг, не имеют возможности выписывать центральные газеты и журналы. Люди стали меньше читать, и это очень тревожно. Приведу по памяти некоторые данные различных исследований последних лет: до 40 процентов взрослых россиян не читают книг, а почти половина их вообще не покупают. Только 20 процентов россиян регулярно читают газеты и журналы. В стране за последние годы закрылось более половины книжных магазинов, во многих малых городах и селах они исчезли вообще. Если 10 – 15 лет назад библиотеками пользовалось около половины населения, то сейчас туда ходят в основном школьники и студенты!
– Как же приобщить наших детей к прекрасному?
– Я убежден, что основные усилия мы должны сосредоточить на подрастающем поколении. Я имею в виду и поддержку музыкальных и художественных школ, и проведение различных конкурсов, позволяющих выявить таланты, и создание телевизионных программ для детей и подростков.
В этой связи не могу не сказать несколько слов о культурных программах Российской партии ЖИЗНИ, которую я возглавляю. В свое время мы организовали конкурс детского рисунка “Цветок России”. В нем приняли участие около тысячи детей. Потом такие конкурсы под разными названиями стали регулярными. Партия ЖИЗНИ выступила спонсором концерта в Большом зале Московской консерватории, посвященного 145-летию Русского музыкального общества. Два года назад мы провели в Доме кино кинофестиваль “Созвездие”. Как писала критика, это был самый неангажированный и объективный конкурс современного кино. В области литературы наша партия единственная, кто проводит конкурс среди детских писателей. Итоги его еще предстоит подвести, но я рад, что в нем приняли участие писатели со всей России. Мы и дальше будем поддерживать талантливую молодежь и деятелей культуры.
Среди разрабатываемых нами предложений по национальному проекту “Культура России” есть и предложения по проблемам художественного образования, в том числе по поддержке педагогов и особо одаренных выпускников музыкальных и других учебных заведений сферы искусства. Мне понравилось, в частности, инициатива Федерального агентства по культуре об учреждении в рамках национального проекта грантов (не менее 1500 в год) для одаренных детей, чтобы они могли продолжать профессиональное образование на среднем и высшем уровнях. Гранты должны выделяться обладающим выдающимися способностями детям из малообеспеченных семей либо сиротам и выплачиваться на протяжении всего времени обучения.
Отдельного разговора заслуживает положение с культурой на селе. Ведь именно в селах и деревнях еще сохраняются наши исконные народные традиции, народные промыслы. Туристические фирмы могли бы найти здесь богатый ресурс для развития так называемого экологического туризма. В ряде районов туризм вообще может оказаться единственным направлением, которое поможет вывести местную экономику на новый уровень. Мне вспоминается крошечный городок Мышкин на берегу Волги. Здесь на душу населения приходится чуть ли не по музею. Как грибы открываются частные музеи, готовые принимать экскурсантов хоть ночью. Я считаю, что необходимо сформировать целостную инфраструктуру, если угодно, информационно-ознакомительную систему для мест, обладающих большим историко-культурным и природным потенциалом. В неё должны быть включены местные достопримечательности, музеи, историко-культурные и экологические заповедники. Так мы сможем образовать “культурный каркас” России, сохранить культурную идентичность наших народов, обеспечить преемственность национальной культуры, самобытность развития различных российских территорий. Мне кажется, после образования единого культурного пространства вопрос определения нашей национальной идеи решится сам собой.
Конечно, невозможно в коротком интервью охватить всю огромную гамму проблем, которые должен решить проект “Культура”. Ведь речь идет не просто о дополнительном финансировании тех или иных программ, но одновременно с этим о системном изменении государственной политики в области культуры. Культура должна рассматриваться как целостное явление, внутри которого взаимодействуют общие тенденции и законы. Без культурной консолидации не может быть единой нации. Поэтому культура должна рассматриваться не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства, влияющая на все сферы государственного и гражданского бытия.
– Сергей Михайлович, как Вы относитесь к возможности приватизации памятников истории и культуры и при каких условиях эта приватизация может быть осуществлена?
– В настоящее время из многих десятков тысяч объектов, причисляемых к культурному наследию, только чуть больше трети находится в нормальном или удовлетворительном состоянии. Грустная статистика! Хотя памятники объявлены государственной собственностью, государство сегодня реально способно содержать только каждый десятый из них. Это значит, что подавляющее их большинство остаются фактически бесхозными. Выход один – нужен ответственный, эффективный собственник.
Вопросы приватизации памятников истории и культуры регулируются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Однако одно из положений закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации приостанавливает приватизацию объектов культурного наследия федерального значения впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В связи с этим в настоящее время в Плане законотворческой работы Правительства Российской Федерации значится законопроект о внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”. В нем, возможно, появится норма, отменяющая мораторий на приватизацию объектов культурного наследия.
Вместе с тем немалая часть объектов культурного наследия в российских регионах не обладает инвестиционной привлекательностью для потенциальных собственников. Это связано с невозможностью использовать данные объекты для их нужд, допустим, сдавать в аренду, или переоборудовать в жилые помещения. Сюда можно добавить и неразвитость инфраструктуры, удаленность от населённых мест и многие другие факторы. Так что охотников взвалить на себя эту ношу не так и много. Приватизация объектов культурного наследия местного значения, на мой взгляд, допустима, но лишь при неукоснительном соблюдении обязательных условий. В первую очередь это касается выполнения реставрационных работ и организации доступа людей к объектам культурного наследия. И, конечно, никогда и ни при каких условиях не должны быть приватизированы объекты истории и культуры федерального, общенационального значения. Они должны оставаться в собственности государства.
– В 90-е годы творческие работники оказались среди наименее социально защищенных групп граждан. Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы хоть как-то исправить это положение?
– Я согласен, что зарплата работников сферы культуры остается позорно низкой. В настоящее время идет работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации “Об отраслевых системах оплаты труда работников федеральных государственных учреждений”, устанавливающего общие принципы, на основе которых будут формироваться отраслевые системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Также готовится нормативно-правовой акт “О системе оплаты труда работников федеральных государственных учреждений культуры и искусства”. Всё это должно хотя бы отчасти снять остроту проблемы.
Кстати сказать, в рамках решения поставленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации задачи по повышению в течение трех лет доходов работников бюджетной сферы не менее чем в 1,5 раза, заработная плата работников учреждений культуры и искусства в течение 2006 года будет повышена еще на 20 процентов. Соответствующие средства в федеральном бюджете предусмотрены. А вот проблемы социального положения членов творческих союзов, без сомнения, должны решаться так же, как они решаются во многих странах мира. За членство в творческом союзе следует начислять трудовой стаж. Пенсии членов творческих союзов должны формироваться на накопительной основе.
Я убежден, если сейчас, когда у государства наконец-то появились финансовые возможности и политическая воля, не начнет меняться отношение к культуре, мы не достигнем желаемых результатов в том числе и по всем другим национальным проектам. Я принадлежу к тем, кто верит: у России есть одно преимущество перед всеми остальными державами – наша духовность, наша культура. По первому образованию я горный инженер и прекрасно осведомлен о богатствах, скрытых в недрах российской земле. Однако даже это не заставит меня изменить свою точку зрения: главное наше богатство – многообразная российская культура.
Источник: ("Парламентское обозрение. Совет Федерации: компетентно о главном" (Москва).-20.09.2006.-№015)