Сергей Миронов: "Калининград нужен России"

29 апреля 2006


Как федеральный центр относится к Калининградской области? Что верхняя палата российского парламента может сделать, чтобы решить проблемы нашего региона? Об этом корреспондент “Калининградской правды” Вадим Смирнов побеседовал с председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым.


– Сергей Михайлович, вы возглавляете Совет Федерации – или, как еще принято говорить, палату регионов. В связи с этим укажите, пожалуйста, основные направления государственной политики в отношении самого западного российского региона.


– Государственная политика России в отношении Калининградской области традиционно строится на двух основополагающих принципах. Первый – территориальная целостность Российской Федерации, субъектом которой является ваша область. А второй – признание особого статуса за этим уникальным, самым западным регионом страны.


На практике это означает, с одной стороны, последовательную защиту прав жителей Калининградской области также, как и иных российских граждан, создание нормального режима передвижения через сопредельные территории Польши и Литвы. А с другой стороны – создание на территории Калининградской области Особой экономической зоны, специальный закон о которой вступил в силу 1 апреля 2006 года. При его одобрении члены Совета Федерации исходили из того, что особый режим, связанный в том числе с таможенными и налоговыми льготами, обеспечит необходимые условия для динамичного социально-экономического развития одного из ключевых регионов России.


– Этот закон вызвал бурное обсуждение в Совете Федерации, но был поддержан практически единогласно. Что, по вашему мнению, он даст региону?


– Как известно, особый статус Калининградской области установлен еще в начале 90-х годов прошлого века, когда Федеральным законом в регионе была создана сначала свободная, а в 1996 году – Особая экономическая зона. За прошедшие десять лет геополитическая и экономическая ситуация вокруг Калининградской области существенным образом изменилась – Литва, Латвия и Польша вступили в Европейский союз. Кроме того, стали очевидны многие недостатки старого закона, который, скажем прямо, оказался неэффективным и использовался в основном недобросовестными импортерами для транзитного бестаможенного ввоза в Россию различных товаров.


Новый закон, как нам кажется, создает условия для привлечения инвестиций и развития на территории Калининградской области производства, предоставляя очень серьезные льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. По мнению членов Совета Федерации, новый закон сделает Калининградскую область не только привлекательной для реализации крупных инвестиционных проектов, способных создать фундаментальные экономические основы для развития и самообеспечения региона, но и усилит его роль и значение в российском экономическом пространстве. Неизбежным следствием этого, надеемся, станет повышение уровня и качества жизни населения.


– Недавно Калининградскую область возглавил ваш бывший коллега по законодательной ветви власти – вице-спикер Госдумы Георгий Боос. Став губернатором, он заявил, что уровень жизни в регионе должен быть повышен до аналогичного показателя в странах-соседях Литве и Польше. Насколько это реально? И вправе ли мы рассчитывать на федеральную поддержку?


– Действительно, в разработанной с приходом губернатора Георгия Бооса “Концепции стратегического развития Калининградской области на 25 лет” в качестве одного из основных приоритетов социального развития региона называется “обеспечение уровня жизни населения области, сопоставимого с уровнем жизни граждан сопредельных государств”. В стратегии точно, на мой взгляд, определено одно из главных направлений деятельности для достижения этого результата – создание экономических условий, позволяющих трудоспособному населению за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень потребления. Считаю, что принятие Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Калининградской области” является ярким свидетельством поддержки региона со стороны федерального центра. Механизм ОЭЗ позволит в полной мере использовать ряд специфических особенностей региона – его удобное географическое положение, открытость экономики, таможенная обособленность – для создания всех условий для ускоренного развития. Это в первую очередь дальнейшее расширение приграничного сотрудничества со странами Европейского союза, приход серьезных инвесторов, развитие конкурентоспособного экспортно-ориентированного производства. По разным оценкам, это позволит увеличить валовой региональный продукт Калининградской области в два с половиной раза, рост поступлений в бюджеты всех уровней в четыре раза. В конечном счете это и есть реальная основа повышения уровня жизни жителей региона.


Хочу сказать и добрые слова в адрес вашего представителя от областной думы в Совете Федерации Николая Тулаева. Умудренный политик, он сбалансирование отстаивает интересы своего региона и государства в целом в своей ежедневной работе в палате регионов.


– Сергей Михайлович, а как вы считаете, оправдала ли себя практика назначения на руководящие посты в субъекты Российской Федерации “варягов” – неместных управленцев?


– Государственную власть и на федеральном, и на региональном уровнях должны возглавлять профессионалы своего дела. Не так уж и важно, в каком городе они жили в последнее время. Кстати, большинство, как вы говорите, “варягов” до этого успешно возглавляли важнейшие участки работы. И на новом месте, насколько мне известно, успешно трудятся и получают только положительные оценки своей работы.


Что же касается наделения полномочиями, то хочу напомнить, что эта процедура осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации по представлению президента России. Причем региональное заксобрание вправе предлагать главе государства свою кандидатуру.


Такая практика значительно повышает как статус законодательного органа власти региона, так и ответственность высшего должностного лица субъекта Федерации перед населением, депутатами и президентом страны, укрепляет вертикаль исполнительной власти. Думаю, вы согласитесь, что эти факторы способствуют стабилизации политической ситуации и создают возможность конструктивного взаимодействия между различными уровнями государственной власти.


– Вы упомянули об уникальном географическом положении Калининградской области. Мы окружены странами Евросоюза. И некоторые государства ЕС (например, Литва) периодически призывают к полной демилитаризации региона. Насколько уместны такие призывы?


– Страны Балтии, вступившие в НАТО, и в частности Литва, не ратифицировали адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), являющийся “краеугольным камнем” европейской безопасности. Что касается российской военной группировки в Калининградской области, то она не превышает оговоренных лимитов и в состоянии обеспечить защиту интересов Российской Федерации в этом регионе.


Однако есть определенные силы, которые хотели бы изменить существующее положение в регионе. Но будем откровенными – это наша земля, она полита кровью наших отцов и дедов. И мы просто обязаны обеспечить ее безопасность. Призывы Литвы о полной демилитаризации Калининградской области в данной ситуации неуместны. Со своей стороны, мы призываем страны Балтии к ускорению процесса присоединения к ДОВСЕ.


– Продолжая европейскую тему – планируется, что в октябре 2007 года Литва и Польша вступят в Шенгенскую визовую зону. И до сих пор неизвестно, что же будет с транзитом калининградцев в “большую” Россию. Можете ли вы со своего высокого парламентского уровня поддержать жителей региона? Мы надеемся, что нынешние правила транзита ухудшены не будут…


– Калининградская область – единственный субъект Российской Федерации, не имеющий внутренних границ. Государственная граница в вашем регионе составляет 648 километров. С Польшей и Литвой область соединяют более двадцати пунктов пропуска.


Следует отметить, что в среднем около полутора миллионов людей ежегодно пользуются транзитным режимом для поездок из Калининградской области в другие регионы Российской Федерации.


Введенный в’2003 году упрощенный транзитный режим был разработан с учетом возможного присоединения стран региона к Шенгенским соглашениям. Поэтому, скорее всего, не стоит предвидеть каких-то больших изменений в настоящей системе после того, как Польша и Литва вступят в Шенгенскую визовую зону.


Решение транзитной проблемы – это предмет переговоров России, Европейской комиссии и тех структур, которые вводят эти правила. Все эти вопросы в той или иной мере найдут отражение в новом соглашении о сотрудничестве России и Евросоюза на длительную перспективу, которое в 2007 году должно заменить ныне действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.


Я знаю, что и Литва также заинтересована в сохранении существующей схемы пассажирского и грузового транзита через свою территорию.


– На самом высоком политическом уровне часто говорится о необходимости создания единого информационного пространства в России. Однако Калининградская область в силу своего особого положения из этого пространства выпадает – у нас некоторые федеральные телеканалы (например, “Россия” и “НТВ”) вещают с часовой задержкой. То есть вся страна уже в курсе новостей, а до Калининграда еще не дошло. Нормально ли это? И можете ли вы повлиять на исправление ситуации?


– Прежде всего хочу сказать, что Калининградская область никогда не выпадала и никогда не выпадет из единого информационного пространства России. Более того, ваш регион является своего рода пионером в новейших технологических решениях в сфере телекоммуникаций. Именно Калининградская область – первый регион в реализации проекта перехода России с аналогового телевидения на цифровое, соответствующее европейским стандартам.


Вообще, согласно Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года, через несколько лет Калининград превратится в крупный телекоммуникационный узел, соединяющий не только Россию и Европу, но и различные страны Балтийского региона.


Мы в Совете Федерации это поддерживаем. Свидетельством тому – международный информационный форум, который несколько лет назад был проведен в Калининграде.


Что касается задержки вещания на Калининградскую область каналов “Россия” и “НТВ”, то я разделяю вашу озабоченность этой ситуацией. Однако она не выглядит неразрешимой. Более того, думаю, что мы с коллегами в Совете Федерации встретимся с представителями соответствующих телевизионных каналов и найдем устраивающее всех, и прежде всего, вас, калининградцев, решение.


Источник: ("Калининградская правда" (Калининград).-29.04.2006.-№078.-с.2)