26 апреля 2006
Интервью председателя Совета Федерации Сергея Миронова “Медицинской
газете”.
– С целью повышения доступности и качества медицинской помощи в этом
году началась реализация Национального проекта “Здоровье”. Какие законодательные
инициативы, на ваш взгляд, необходимы для улучшения ситуации в
здравоохранении?
– Надо сказать, что выделение вопросов здоровья в числе важнейших приоритетов
социальной политики не случайно.
С начала 90-х годов произошли существенные негативные изменения в продолжительности жизни
населения страны. Средняя продолжительность жизни населения России сократилась с
64,2 года у мужчин и 74 лет у женщин в 1989 г. до 58,5 года у мужчин и 72 лет у
женщин в 2002г. Абсолютное число умерших увеличилось с 1,58 млн. человек в
1989г. до 2,3 млн. человек в 2005г., то есть в 1,5 раза. При этом от
сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний люди в нашей стране больше
умирают в молодом возрасте, на 10 -15 лет раньше, чем в странах Евросоюза.
Особую озабоченность вызывает то, что наиболее неблагоприятные тенденции
изменения здоровья наблюдаются в трудоспособном возрасте, особенно среди
мужского населения, темпы смертности которого в 4 раза превышают показатели
смертности среди женщин.
Сегодня всем очевидна острая необходимость улучшения медицинской помощи и
лекарственного обеспечения населения страны, повышения доступности и качества
медицинских услуг для всех россиян.
Национальный проект “Здоровье” направлен на повышение эффективности
расходования бюджетных средств в здравоохранении, смещение акцента оказания
медицинской помощи в первичное звено, а главное – на возрождение
профилактической направленности здравоохранения, о которой так много говорят в
последние годы. Предполагается, что его реализация позволит улучшить ситуацию в
отечественном здравоохранении и создать предпосылки для дальнейшей модернизации
отрасли.
Однако без серьезного изменения законодательного регулирования ожидать
эффекта от реформы здравоохранения невозможно. Поэтому первоочередной задачей
законотворческой деятельности сегодня является разработка и принятие пакета
федеральных законов “О здравоохранении в Российской Федерации”, “О регулировании
частной медицинской деятельности”, “О страховании профессиональной
ответственности медицинских работников”, “О государственных гарантиях бесплатной
медицинской помощи”, “Об обязательном медицинском страховании”.
При этом нельзя забывать и о необходимости активизации работы над
законопроектами “Об автономных учреждениях” и “О государственных (муниципальных)
автономных некоммерческих организациях”. Важно предусмотреть в разрабатываемом
законодательстве действенные механизмы контроля, в том числе общественного, в
сфере здравоохранения.
Более отдаленная перспектива – это упорядочение законодательных норм в сфере
здравоохранения и разработка медицинского кодекса.
Очевидно, что этот процесс должен сопровождаться широким обсуждением проектов
с привлечением всех заинтересованных сторон и прежде всего медицинской
общественности.
По моему мнению, именно пакетный принцип принятия законов является
предпочтительным, поскольку обеспечивает комплексное регулирование отрасли,
позволяет избежать фрагментарного и несистемного решения назревших проблем.
Следующим этапом работы должно стать создание соответствующей
нормативно-правовой базы на уровне субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований.
Для максимальной проработанности законопроектов, согласования и учета всех
позиций считаю необходимым обеспечить непосредственное участие в их разработке
органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,
руководителей органов и учреждений здравоохранения, медицинской
общественности.
Для этой работы у Совета Федерации имеются все необходимые возможности и
институциональные механизмы. Одним из примеров такого открытого обсуждения стало
заседание совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов Российской
Федерации на тему о роли региональных законодательных (представительных) органов
государственной власти в реализации национальных проектов, прошедшее 16 марта
2006 г. с участием Президента России В.Путина.
– От чего, на ваш взгляд, зависит успех реализации Национального
проекта “Здоровье” и дальнейшего реформирования здравоохранения?
– Главным условием преодоления кризисного состояния отечественного
здравоохранения должно стать усиление социальной ответственности государства за
здоровье каждого человека.
На протяжении последних 15 лет российское здравоохранение постоянно находится
в условиях реформирования, и к великому сожалению, видимых успехов не заметно.
Скорее наоборот – оно стало менее качественным, доступным и эффективным.
Нынешняя модернизация здравоохранения, первым шагом которой является
Национальный проект “Здоровье”, является наиболее глубокой, затрагивающей
концептуальные основы отрасли, ее финансовые основы и организационно-правовые
формы учреждений.
В этой связи все этапы модернизации должны быть выверены и обеспечены
законодательной базой, финансовыми и материальными ресурсами.
Кроме того, какой бы продуманной и прогрессивной ни была стратегия
реформирования здравоохранения, успех ее практической реализации будет зависеть
от качества управления отраслью и работы медиков, их профессионализма и
ответственности.
Еще одна составляющая успеха преобразований – действенная система контроля и
надзора за реализацией всех составляющих реформы. В связи с этим, начиная с
федерального уровня и заканчивая муниципальным, необходимо выработать порядок
обеспечения контроля в области охраны здоровья населения.
– Считаете ли вы необходимым и целесообразным участие общественных
организаций в реализации этого проекта?
– Полагаю, что участие институтов гражданского общества является обязательным
условием успешного воплощения в жизнь всех национальных проектов.
В этой связи уместно вспомнить пожелание Президента РФ В.Путина, высказанное
на первом заседании Общественной палаты Российской Федерации о том, что “на
этапе реализации национальных проектных мероприятий палата самым активным
образом подключится к осуществлению первоочередных мер в сферах образования,
здравоохранения, жилищной и сельскохозяйственной политики”.
Другой формой такого участия должно быть осуществление общественного контроля
на всех уровнях и этапах реализации проекта. В этой деятельности должны быть
задействованы, прежде всего, профессиональные сообщества врачей, общественные
организации пациентов, а также институты социального партнерства.
Для обеспечения действенности общественного контроля необходимо выработать
правовые и иные механизмы и гарантии его осуществления.
– Как вы оцениваете перспективы достижения уровня финансирования
здравоохранения в нашей стране в соответствии с рекомендациями Всемирной
организации здравоохранения – 5% от ВВП?
– Да, действительно, в качестве основного условия динамичного развития
здравоохранения Всемирная организация здравоохранения отмечает необходимость
увеличения объема финансирования здравоохранения из всех источников до 5% от
ВВП.
Согласно данным последнего доклада ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире,
совокупные расходы на здравоохранение развитых стран составляют порядка 8-14% от
ВВП.
А Россия тратит сегодня на здравоохранение, с учетом расходов всех бюджетов,
включая систему обязательного медицинского страхования, менее 3% от ВВП.
Подобный уровень финансирования наблюдается в таких странах, как Турция,
Белоруссия. Значительно выше, чем в нашей стране, затраты на здравоохранение в
Польше, Венгрии, Португалии, Греции.
Убежден, что в настоящее время экономический потенциал России позволяет
значительно увеличить расходы на здравоохранение. При этом отрасль должна быть
готова к увеличению объема финансирования, прежде всего для обеспечения
эффективного использования средств. С этой целью необходимо сформировать
законодательные, финансовые, кадровые и иные условия интенсивного развития
отрасли.
– Согласны ли вы с позицией, что улучшение демографической ситуации в
нашей стране напрямую зависит от повышения качества и доступности медицинской
помощи населению?
– Полагаю, что повышение качества и доступности медицинской помощи, снижение
заболеваемости и смертности являются наряду с повышением рождаемости важнейшими
приоритетами демографической политики и выхода страны из демографического
кризиса.
Согласно экспертным оценкам, здоровье нации на 10-15% зависит от уровня
развития здравоохранения.
Но, понятно, что только средствами здравоохранения демографические проблемы
не решить. Многое зависит от условий жизни населения: доходов, занятости,
обеспеченности жильем, качества питания и питьевой воды, экологии.
Нигде в мире увеличение продолжительности жизни населения и улучшение его
здоровья не произошли сами по себе. Для этого требуется мобилизация значительных
ресурсов на развитие здравоохранения, охрану окружающей среды, пропаганду
здорового образа жизни, развитие научных исследований и совершенствование
медицинских технологий.
Назрела острая необходимость прежде всего обратить внимание на здоровье
здоровых людей. Создать все условия для консультирования населения по проблемам
здоровья, сформировать широкую сеть оздоровительных медицинских центров,
существенно укрепить потенциал санаторно-курортных учреждений.
Кроме того, должны резко повыситься активность самого населения, направленная
на оздоровление образа жизни и среды обитания, измениться массовое сознание и
поведение людей, влияющее на сохранение их здоровья.
Думаю, что без изменения социального климата, повышения ценности человеческой
жизни в государстве и обществе Россия не сможет преодолеть сверхсмертность
населения и выйти из тисков депопуляции.
– Учитывая, что модернизация здравоохранения потребует значительных
средств и длительного периода времени, считаете ли вы актуальным развитие
сохранившихся собственных мощностей по производству медицинского оборудования и
лекарственных средств?
– По прогнозам специалистов, фармацевтический рынок России увеличится в
ближайшие три года практически в 2 раза и достигнет уровня в 12-14 млрд. долл.
Если не изменить создавшееся положение, то затраты государства на импорт
лекарств и медицинских изделий возрастут до 8-10 млрд. долл. Эти средства, если
даже и удастся их изыскать, пойдут на развитие зарубежной Фарминдустрии,
создание там рабочих мест в ущерб экономической безопасности нашей страны.
Совместная слаженная работа органов власти, промышленности и общественных
организаций позволит, с одной стороны, установить строгий контроль за
реализацией национального проекта, а с другой стороны, наиболее полно
использовать мощности отечественной медицинской промышленности, что даст
дополнительные гарантированные рабочие места и налоги в бюджет. В этом случае
средства, выделяемые на улучшение качества медицинской помощи, в том числе будут
направлены и на инвестирование отечественной медицинской промышленности.
Ориентация на национальных производителей соответствует сложившейся мировой
практике реализации социальных программ.
Думаю, что сегодня Россия располагает необходимыми для решения этой задачи
политической волей, интеллектуальными, материальными и финансовыми
ресурсами.
– Каждый год население России уменьшается почти на миллион человек.
Ученые прогнозируют, что к 2050г. его численность сократится до 100 млн. При
всей важности проблемы жилья для молодых семей способно ли ее решение переломить
мощные кризисные тенденции?
– Безусловно, жилье для молодых семей – это важный элемент государственной
демографической политики. Но сводить всю такую политику только к этому вопросу
нельзя. Она должна давать ответы на весь комплекс вопросов, связанных с
повышением уровня рождаемости, снижением смертности и регулированием миграции. А
из этих трех направлений стимулирование рождаемости, безусловно, должно иметь
приоритет. Потому что до тех пор, пока на 100 взрослых приходится 60 детей,
никакие другие меры нам не помогут.
А чтобы семьи решались заводить больше детей, их жизнь с рождением каждого
ребенка должна не ухудшаться, как сейчас, а улучшаться.
Источник: ("Медицинская газета" (Москва).-26.04.2006.-№030.-с.4)