Муниципальная реформа повысит качество жизни в регионах: Сергей Миронов верит, что в законе о местном самоуправлении есть место для "живого творчества масс"

24 марта 2006

В интервью “НГ” председатель Совета Федерации и лидер Российской партии ЖИЗНИ Сергей Миронов говорит о проблемах, связанных с вступлением в действие закона о местном самоуправлении, и о том, что могут сделать муниципальные депутаты для его успешной реализации. Именно инициатива депутатов-партийцев, утверждает он, вдохнет жизнь в местное самоуправление.


– Сергей Михайлович, вы в свое время настойчиво выступали за то, чтобы вводить закон о местном самоуправлении по мере готовности регионов. Как обстоят дела сегодня? Насколько эффективно работает сейчас в регионах знаменитый 131-й закон?


– Муниципальная реформа – это гигантское дело. Она затронет даже не сотни тысяч, а миллионы людей. Закон вступил в силу 1 января 2006 года. И хотя определенная подготовка велась во многих регионах, но даже там, где сложились неплохие традиции самоуправления, выявилась масса проблем. В январе-феврале в Брянске, Екатеринбурге и ряде других регионов администрации провели совещания муниципальных депутатов. Если обозначить одним словом их настроение, то это растерянность. Ее-то мы и должны как можно быстрее преодолеть. И здесь необходимы усилия всех, кто может оказать методическую и правовую помощь муниципальной власти – администраций, вузов, научных центров, политических партий.


Кстати, Российская партия ЖИЗНИ одной из первых провела региональное совещание муниципальных депутатов в ноябре прошлого года на Псковщине.


– И сколько их у Партии ЖИЗНИ?


– 763 депутата всех уровней в 64 российских регионах. Большая часть – муниципальные. После мартовских выборов с нами изъявили желание сотрудничать более трех с половиной тысяч уже избранных депутатов. Для этого мы и созываем Конгресс депутатов-партийцев. Они смогут обсудить свои проблемы, обменяться опытом, получить консультации, методическую литературу.


– Вы действительно полагаете, что партии смогут реально влиять на муниципальную реформу?


– Безусловно. Пропорциональная система выборов в значительной мере ориентирована на то, чтобы партии приблизились к реальной жизни, начали работать на местах. С другой стороны, вовлечение миллионов людей в самоуправление способствует формированию политической культуры, гражданских навыков. Кроме того, нельзя забывать о том, что в органы муниципальной власти надо привлекать грамотную, готовую послужить государству и обществу молодежь. Партии как раз и должны предлагать молодым людям ценности, взгляды и навыки, необходимые для успешной работы в органах местной власти, по возможности обеспечивать их дальнейший карьерный рост.


Это большая и сложная работа. И мы беремся за нее всерьез.


– Сергей Михайлович, не постигнет ли муниципальную реформу судьба многих других наших реформ, которые тянутся десятилетиями и приводят к результатам, далеким от ожидаемых?


– Цель закона о местном самоуправлении в том, чтобы преодолеть разительные диспропорции в региональном развитии. Преодолеть ситуацию, при которой в нескольких крупных городах жизнь бьет ключом, а вокруг тысячи километров умирающей, неблагоустроенной территории, до которой никогда не дойдут руки федерального Центра. Обустройство России невозможно без местного самоуправления. Это главное. А конкретные формы перераспределения налоговых поступлений, возможность использования ренты с земельных участков и так далее – все это, я не сомневаюсь, будет улажено. На конгрессе я еще раз публично призову всех российских депутатов региональных законодательных собраний быстрее принимать правовые нормы, способствующие эффективному развитию местного самоуправления.


Вы считаете, что муниципальные органы смогут оказывать серьезное влияние на повседневные дела людей?


– А как же иначе? Проблемы регионального развития сегодня выходят на первый план в политических приоритетах. Стратегию развития конкретного поселка, района, малого города могут выдвинуть только граждане, которые там живут. Наивно думать, что федеральные власти в состоянии, к примеру, предложить рецепт улучшения качества жизни в каждом малом городе, которых у нас в России 60 тысяч. Мы прекрасно знаем, что область забирает налоги у города, а город – у районов. И в результате на благоустройство не остается никаких ресурсов. Эту ситуацию и должен изменить 131-й закон. Мы призовем наших депутатов активнее разрабатывать меры по повышению качества жизни.


Источник: ("Независимая газета" (Москва).-24.03.2006.-№058-059.-с.4)