Спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов:"Российские суда - под российские флаги"

31 января 2006

Спикер Совета Федерации, лидер Российской партии жизни Сергей Миронов, приезжавший в Петербург для участия в заседании Высшего государственного совета Белоруссии и России, рассказал корреспонденту «Известий» Сергею Ветрову, как надо объединять два государства, переводить Конституционный суд и защищать российский флот.


— В последнее время снова говорят, что интеграция России и Белоруссии зашла в тупик. Вот вы весь день совещались в Константиновском дворце, а практического результата так и нет…


— Не соглашусь с вами, практические результаты есть — подписан ряд важных договоров, сближающих позиции России и Белоруссии по социальной защите населения, облегчающих условия пребывания гражданина одного государства на территории другого, и так далее. Наши политические и экономические отношения развиваются весьма позитивно. Моя личная точка зрения, и как политика, и как гражданина, и как патриота своей страны, и как — заранее говорю — патриота будущего Союзного государства: у нас нет неразрешимых проблем, есть просто непроработанные вопросы по Конституционному акту и по единой валюте. Но, уверен, они обязательно будут разрешены.


— Перед самым Новым годом вы активно выступили в поддержку переноса Конституционного суда в Петербург. Известно, что в Москве эту идею разделяют далеко не все. Что вы отвечаете тем, кто говорит, что переезд Конституционного суда вырвет его из политической жизни России?


— Кое-кто действительно говорит, что, переехав в Петербург, суд автоматически «выпадет» из гущи политических событий и утратит свое влияние, а сами судьи «лишатся связей» в высших эшелонах власти. Это по крайней мере смешно! Я даже не говорю о том, что при нынешних средствах связи расстояния не играют в политике и бизнесе заметного значения. Но такие домыслы бросают тень на наш Конституционный суд. Если следовать этой логике, получается, что судьи только сидят и ждут чьих-то указаний?.. Я лично так не считаю.


— Кто будет следующим в очереди на переезд?


— Не стоит пока забегать вперед. Конституционный суд по-своему уникален. Это единственный общефедеральный суд, который не имеет «вертикали» из региональных представительств, поэтому его перенос с организационной точки зрения пройдет без помех, он не вызовет паралича всей системы. В отличие от Конституционного, у Верховного и Арбитражного судов есть свои представительства, отделения в каждом регионе, у них выстроена иерархия. Естественно, региональными отделениями проще руководить из административного центра страны — из столицы. Это, кстати, относится и к большинству федеральных министерств.


— Сейчас вокруг многострадального закона о неправительственных организациях опять поднялся шум — на сей раз шпионский. Все-таки стоило ли его принимать?


— Тот вариант, который был в итоге принят, с поправками президента, полностью соответствует всем международным нормам и требованиям. Считаю, что этот закон, над которым плодотворно работали и президент, и парламентарии, концептуально очень полезен. Государство вправе знать, какие деньги приходят в нашу страну, для каких целей, для каких организаций. Поэтому мне не совсем понятна та критика, которую мы слышим со стороны некоторых наших заграничных коллег в адрес закона об НПО. Мы, кстати, очень хорошо изучили опыт других стран. В тех же США правительство знает до последнего цента, какие деньги поступили к ним в страну и откуда.


— В конце года Совет Федерации принял закон, предполагающий существенные льготы для морских перевозчиков. О чем конкретно идет речь?


— Сейчас новые российские корабли переходят, как говорят моряки, под «удобные флаги», то есть регистрируются в других странах, как правило — оффшорах, для уменьшения налоговых отчислений. Статистика впечатляет: из более чем 200 судов, построенных для российских судовладельцев с 1992 года, почти 90% имеют иностранный флаг. Около половины всего российского морского и речного транспорта зарегистрировано в оффшорных зонах. Это наносит значительный ущерб и экономике страны, и ее авторитету! Ежегодные потери российского флота только в виде фрахтовых платежей составляют почти 3 миллиарда долларов. Российские экспортеры и импортеры заключают контракты на условиях, при которых право выбора грузоперевозчика принадлежит иностранным партнерам, что создает реальную угрозу монополизации зарубежными судоходными компаниями высокоэффективных направлений транспортного рынка России. Если мы всерьез занимаемся экономической безопасностью страны, то надо быть последовательными и в этом вопросе.


— Насколько важен сейчас морской транспорт?


— Более чем. На долю морского транспорта приходится около 80% международного грузооборота. При этом суда под российским флагом перевозят только 4% наших внешнеторговых грузов! Двадцать лет назад доля таких перевозок составляла 65%. Сейчас, получается, в 16 раз меньше. Морской транспорт — самый экономичный, себестоимость перевозок там почти в два раза меньше железнодорожных и в 20 раз меньше автодорожных.


— И как новый закон должен изменить ситуацию?


— Им предусматривается введение особого налогового режима в отношении судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов. Например, нулевая ставка НДС при реализации построенных судов. Освобождается от налогообложения и таможенных пошлин ввоз судов, а компании, чьи суда ходят под российскими флагами, освобождаются от уплаты налогов за них. Все это, по нашим оценкам, должно вернуть наши суда под российские флаги.


Источник: ("Известия Петербург".–31.01.2006.–№016.-с.8)