Не загасить очаги культуры

25 февраля 2004

Сегодня много говорят о том, что российская культура переживает кризис. Но не все отдают себе отчёт, насколько он серьёзен и опасен. Ведь он поразил не только «творцов», не только государственные структуры, ответственные за поддержку культуры, но и «низовую» – народную – культуру. Жители «глубинной» России оказались фактически вне «культурного пространства». В библиотеки не поступают новые книги. Дома культуры в разрухе. Местные музеи влачат жалкое существование. Люди остались наедине с ТВ – сериалами, рекламой, бесчисленными шоу, в которых разыгрываются деньги, о каких в деревнях, сёлах, малых городах и не слыхивали. Культура превратилась в то самое «слабое звено», из-за которого может рухнуть вся конструкция общества. О том, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, какой должна быть культурная политика государства, наконец, с чего начинается «низовая», народная культура, беседа нашего корреспондента c председателем Совета Федерации РФ, кандидатом на должность президента России Сергем Мироновым.


– Сергей Михайлович, верно ли, на ваш взгляд, утверждение, что тот, кто не знает истории своей страны, не может считаться культурным человеком?


– Мне кажется, что незнание своей истории не вина, а беда наших людей. Утверждение рыночных отношений любой ценой вынудило многих обратиться исключительно к поиску хлеба насущного. Радикальные либеральные реформы начала девяностых годов сопровождались нигилистическим отрицанием целого исторического периода российской истории, многих традиционных культурных и духовных основ народной жизни. Люди идут к культуре медленно. Одни поколения передают её другим. Проходят века, прежде чем общество, народ становятся по-настоящему культурными. Утратить же всё это, вернуться в дикость, деградировать можно буквально за считанные годы.


Случилось неслыханное – в России снова появились абсолютно неграмотные люди! Это дети из глухих сёл и деревень, из неблагополучных семей мегаполисов, беспризорные и безнадзорные. Проблему стараются не замечать. Министерство образования не может дать даже приблизительную цифру неграмотных. Первыми начинают бить тревогу военные. Куда направить новобранца, не умеющего ни читать, ни писать? Военкомы фиксируют стабильное увеличение числа неграмотных парней. Неужели нам снова придётся заниматься тем, чем занимались в начале двадцатых годов большевики, – ликвидацией неграмотности и беспризорности?


Надеюсь всё же, что до этого не дойдёт. Мы начинаем думать о возрождении духовных приоритетов нашего бытия, лучших культурных традиций. Страна не может полноценно жить и развиваться в разорванном историческом и культурном поле. Недавняя полемика – каким быть учебникам по истории России – тому свидетельство. Величие России вырастает из нашей истории. Нам есть что переосмыслить в своей истории, но нам не следует её стыдиться.


– А как быть с засильем, особенно в кино и на телевидении низкопробной «чернухи»? Такое ощущение, что в России сегодня переводятся, издаются, показываются не лучшие, а самые усреднённые, примитивные образцы западного и отечественного масскульта?


– Импорт некачественной «культурной» продукции, засилье массовой культуры начинают размывать нашу неповторимость, национальную идентичность культурной среды. Возник своего рода культурный монополизм отдельных стран и финансовых групп. Искажённые нравственные посылы, внедрение в сознание ложных стереотипов поведения, пропаганда насилия и жестокости, половых извращений, однополой любви – всё это под предлогом объективного отражения реалий обрушивается на людей со страниц газет и журналов, особенно с телеэкранов. В итоге это приводит к формированию личности с искривлёнными представлениями о добре и зле, склоняет к неадекватным, экстремистским поступкам, нацеливает целые поколения исключительно на материальное благополучие.


Наметился страшный разрыв между деяниями человека и его совестью. Идёт подрыв традиционных для России духовных ценностей и идеалов, а это уже напрямую затрагивает систему национальной безопасности страны. Ведь человек без духовных ориентиров, живущий по принципу «хорошо там, где сытно кормят», лишён чувства патриотизма и не встанет на защиту Отечества в трудную минуту. Мне кажется, пришло время установить разумные пределы «вестернизации» нашего общества, разграничить «сферы влияния» массовой культуры и культурных традиций. Если раньше телевидение занималось воспитанием людей, периодически показывало музыкальные конкурсы, смотры художественной самодеятельности – одним словом, «низовую» культурную жизнь народа, то сейчас этого нет. Просветительских программ крайне мало. Люди остались беззащитными перед напором новых разрушительных «ценностей».


– Но многие полагают, что уже невозможно остановить чудовищную машину разрушения нравственности, духовных ценностей, считают, что Россия уже потеряла свою молодёжь…


– Я не думаю, что это так. Не надо изобретать велосипед или возвращаться к жёсткой цензуре. Мы должны быть особенно чуткими к тому хорошему и полезному, что разработано до нас в похожей ситуации другими народами и культурами. США, к примеру, уже давно навели порядок на своём рынке развлечений и шоу-бизнеса. Там давно разработано законодательство о публичных развлекательных мероприятиях. Во второй половине 80-х, когда у нас всё только начиналось, американская федеральная комиссия по коммуникациям приняла решение, по которому все передачи, отнесённые к категории непристойных, можно показывать только ночью. А в ряде западноевропейских стран, в частности, во Франции, действуют нормы, по которым в случае нанесения оскорбления зрителю информацией её податель рискует заплатить огромный штраф. Несколько таких нарушений – и канал закрывают.


Именно такой опыт нужен сейчас в России. Когда я говорю об общественных наблюдательных советах на ТВ, я имею в виду не то, что мы «устали» от свободы слова, а то что мы устали от безобразий и хамства в эфире.


– Сергей Михайлович, известно, что общенациональный культурный слой России во многом формировался за счёт активной подвижнической деятельности энтузиастов в провинции. Благодаря их трудам в небольших городах и весях России появлялись музеи, театры, картинные галереи, музыкальные коллективы, публичные библиотеки. Это были в основном меценаты, не жалеющие на русскую культуру ни душевных сил, ни денег. Сегодня региональные очаги культуры пребывают в плачевном состоянии. Почему государство им не помогает?


– Это позор. Отсутствие государственных средств на содержание клубов, музеев, картинных галерей, муниципальных театров, мизерная зарплата сотрудников приводит к стремительной деградации отечественного культурного слоя. Только за последние десять лет утрачено 2,5 тысяч памятников истории и культуры. Культурное наследие страны оказалось в крайне унизительном положении, в полной зависимости от тех, кто распределяет скудные бюджетные средства. Именно здесь царит печально известный остаточный принцип финансирования. Но и современных меценатов, нового поколения Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых тоже не замечается. Недавно, правда, отличился Виктор Вексельберг. Яйца Фаберже – это, конечно, здорово, но если бы эти миллионы долларов пошли на провинциальные музеи и библиотеки, толку было бы больше. Объяснение социальной пассивности наших «жертвователей» недавно дал лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров, когда рассказал на встрече с президентом России, какими высокими налогами были обложены средства, выделенные им из лауреатских денег на поддержку молодых талантливых учёных.


Нам нужно срочно создавать систему действенных законов, которые помогут запустить механизмы многоканального финансирования культуры и откроют широкие возможности для спонсорства и меценатства. Государство должно пересмотреть своё отношение к культуре.


Россия – страна огромных расстояний. Библиотеки, местные краеведческие музеи всегда были своеобразными «очагами» культурной жизни в деревнях, сёлах и малых городах. Недавно Партия ЖИЗНИ провела в городе Зарайске Московской области Всероссийское совещание краеведов. Оно показало, что в регионах ещё немало подвижников, готовых продолжить великие традиции. Самое время поддержать подвижников-краеведов, способных своим бескорыстным трудом, преданностью идеалам настоящего русского интеллигента остановить культурную и нравственную деградацию. Было бы крайне полезным выделение губернаторами специальных стипендий для подготовки специалистов-краеведов на кафедрах краеведения и региональной истории в университетах. Получив специальные знания, такие специалисты возвращались бы к себе домой, в малые города и сёла.


Как-то председатель Союза краеведов России академик С.О. Шмидт заметил: «Краеведение не только краезнание, но всегда и краелюбие». Я бы добавил: и отечестволюбие. Мы должны понять, что любовь к малой родине – это источник любви к Отчизне.


Будет любовь и нравственность – хватит сил решить задачи возрождения страны. Я убеждён: спасать культуру надо не только через сохранение традиций и восстановление исторических памятников, но и с помощью новых современных технологий. Это и развитие туристических инфраструктур в старинных русских городах, и динамичная информационная политика, и освоение молодыми людьми новых специальностей. В современном мире выживает только то, что конкурентоспособно. У нас великая культура. Но мы должны сделать её ещё и конкурентоспособной. Государство может заложить основу нового комплексного подхода к культуре. А дальше должны подключаться сами люди – простые жители этих самых старинных русских городов. Они должны наконец понять, что их судьба, судьба культуры – в их руках.


– Сегодня, по мнению ряда экспертов, культура приобретает всё более элитарный характер. Только богатым по карману первоклассные театры и музеи, качественные представления, высокохудожественные произведения музыки, живописи, драматургии. Другой части населения достаются «попса», «смехачи» с телеэкранов, дешёвые боевики и ток-шоу. Образуются два уровня современной культуры: для избранных и простых. В России две культуры – это два мира. К чему приводит такое раздвоение, мы знаем. Опыт революционных потрясений у нас есть…


– Давно назрело обновление культурной политики государства. Каждый человек должен иметь доступ к шедеврам отечественной культуры. Такую возможность нужно жёстко закрепить в законе «О культуре». К сожалению, этот законопроект до сих пор не пошёл дальше профильного комитета Государственной Думы. Задача – принять его в самое ближайшее время!


Отдельные культурные события, например, победа фильма «Возвращение» на Венецианском фестивале, в последнее время внушают надежду. Но для полноценного восстановления необходимо, чтобы такие явления не были единичными.


Стране нужна целевая комплексная федеральная программа по выявлению творческих возможностей молодого поколения. Она должна включить в себя широкий цикл творческих конкурсов (с показом на госканалах ТВ, в прессе, на радио) произведений молодых писателей, кинорежиссёров, драматургов, художников, композиторов. Необходимы государственные гранты для поощрения молодых дарований. Через систему таких конкурсов важно сформировать новую художественную элиту, которой не будут безразличны судьбы страны и государства.


– Сегодня единая библиотечная сеть страны пребывает в крайне плачевном состоянии. Количество библиотек сокращается на глазах. Особенно в сельской местности. Что нужно сделать, чтобы возродить библиотечную сеть России?


– Академик Дмитрий Лихачёв назвал библиотечных работников 90-х годов «последними святыми на Руси». Ситуация, к сожалению, в лучшую сторону не изменилась. Те же нищенские зарплаты, социальная периферийность, старение кадров. Неужели они действительно последние? Библиотека – ключ ко всему, что накоплено человеческой мыслью в течение многих веков. Не случайно библиотеку сравнивают с храмом духовности, называя хранительницей памятников истории и культуры, памятью нации.


Сегодня ещё можно остановить такую «культурную революцию». Для этого надо именно сегодня, не дожидаясь общего подъёма экономики и роста благосостояния всех, резко увеличить заработную плату работникам культуры, включая библиотекарей, повысить их социальную значимость, уважение в обществе. Если мы не сделаем это сейчас, духовное завещание будущим поколениям может не состояться.


Источник: ("Литературная газета" (Москва).-№8 (5962).-25.02.2004)